качай извилины здесь!

автор: Пласковицкая А. А.
в соавторстве с Пласковицким А.Л.

Заключение

«Со времен возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных и сложных», - пишут Хурсан и Гайдуль.1 Я согласна с ними и рада, если смогла отразить в своем реферате, сколь сложен и противоречив Ренессанс.

Конечно, очень многое осталось за пределами реферата, многое стало еще загадочней и непонятней, чем было раньше. Но польза от проделанной работы несомненна.

Изложу вкратце главные выводы, к которым мне удалось прийти.

1. Ренессанс был одним из самых выдающихся периодов в истории человеческой культуры.

2. Наши предки принимали полноценное участие в формировании и развитии Возрождения. И современную белорусскую культуру нельзя представить без тех элементов, которые нам принесла та великая эпоха.

3. Ренессанс был переходным этапом между Средними веками и Новым временем, между феодализмом и капитализмом, между аскетизмом и либерализмом.

4. Это весьма насыщенный и противоречивый период, который нельзя оценивать по системе «хорошо – плохо». Хорошее и плохое здесь тесно переплетаются или же сменяют друг друга. Многие гении проявляли качества достойные сожаления, а некоторые злодеи не лишены добродетелей.

5. Сохранению и восстановлению античной культуры мы во многом обязаны эпохе Возрождения.

6. Люди данной эпохи были многосторонними личностями, наделенными яркими талантами и огромной энергией.

7. Среди видных деятелей эпохи Возрождения, к сожалению, нет женщин. Что свидетельствует о том, как мало способствовал Ренессанс освобождению «прекрасного пола».2 Женщина стала модным объектом искусства и наслаждения, но не сделалась активным субъектом, не смогла вложить свой ум и свою душу в развитие человечества. Прекрасные гуманистки мелькают в качестве вдохновительниц или покровительниц великих мастеров, но сами не могут добиться общественного признания.

8. Возрождение подарило нам прекрасное гуманистическое мировоззрение, которое способно делать людей добрее и справедливее, а человеческую жизнь разумней и прекрасней.

9. Изложения истории Возрождения полны неточностей и противоречий. Ученые расходятся не только в оценке эпохи – у них по-разному излагаются одни и те же факты, приводятся разные даты одних и тех же событий. Так, у одних Леонардо да Винчи умер в Париже, у других во Флоренции. У некоторых историков получается, что Франциск Скорина стал дипломированным ученым в детском возрасте. Все это доказывает, что ученым-историкам предстоит еще много сделать для изучения Ренессанса.

Еще больше предстоит сделать мне, чтобы разобраться во всех тех проблемах, что затронуты в настоящем реферате. И это не потому, что я хочу стать историком, а потому что эпоха Возрождения не исчезла бесследно. Она продолжается в нашей культуре, она живет в нашей душе. И еще много раз в этой жизни придется возвращаться к тем проблемам, которыми жили не только великие, но и простые люди XIII-XVI вв.

Я твёрдо убеждена: изучение эпохи Возрождения – незаменимый урок на все времена, и особенно он важен в такое противоречивое время, как наше.


Список используемой литературы

1. «100 стихотворений об Искусстве», Мозырь. Издательский Дом «Белый ветер», 2002.

2. Бицилли П.М. «Место Ренессанса в истории культуры», СПб. 1996.

3. Большой энциклопедический словарь, М. «Советская энциклопедия», 1991.

4. «Белорусы», М. «Наука», 1998.

5. Бердяев Н.А. «Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа» (электронная версия).

6. Брагина Л.М. «Социально - этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV века)», М. Издательство МГУ, 1983.

7. «Весь мир в цифрах и фактах», М.-Мн. «Рипол классик», 2001.

8. «Всемирная история: Возрождение и реформация» (А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др.), М. «АСТ», Мн. «Харвест», 2001.

9. «Всемирная история Нового времени XVI-XVIII века», Мн. «Народная асвета», 1998.

10. Гумилев Л.Н. «Конец и вновь начало», М. «Рольф», 2001.

11. Делюмо Ж. «Цивилизация Возрождения», Екатеринбург «У-Фактория», 2006.

12. «Занимательная история», М. «РИПОЛ», 1994.

13. «Из истории культуры Средних веков и Возрождения», М. Издательство «Наука», 1976.

14. «Иллюстрированная хронология: История Беларуси», Мн. «Беларуская Энцыклапедыя», 2000 г.

15. «История Беларуси в документах и материалах», Мн. «Амалфея», 2000.

16. «История экономики», М. «Инфра-М», 2000.

17. Лойка П. А. «Гiсторыя Беларусi XVI-XVIII стст.», Мн. «Народная асвета», 1998.

18. Льоренте Х.А. «История испанской инквизиции», М. «Наука», 1993.

19. «Мудрость тысячелетий», М. «Олма-пресс», 2000.

20. Разин Е.А. «История военного искусства», СПб «Полигон», 2000.

21. «Философский энциклопедический словарь», М. «Советская энциклопедия», 1989.

22. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. «Свет сквозь столетия», Мн. «Асобны Дах», 1998.

23. Чеберлин Э. «Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура» (электронная версия).

24. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М. «Юристъ», 2002.

25. «Экономическая история Беларуси», Мн. УП «Экоперспектива», 2001.

26. «Энциклопедия для детей: Всемирная история», «М.. Аванта+», 2002.

27. «Энциклопедия для детей: Искусство», М. «Аванта+», 2002, части 1, 2, 3.

28. «Энциклопедия для детей: Страны. Народы. Цивилизации», М. «Аванта+», 2002.

29. Юхвидин П.А. «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах», М. «Интерпракс», 1995.