качай извилины здесь!

автор: Пласковицкая А. А.
в соавторстве с Пласковицким А.Л.

История эпохи Возрождения (Ренессанса)

(издание второе, исправленное и дополненное)
2003 г. и 2013 г.

 

«Возрождение наук, расцвет изящных искусств… можно сравнить с утренней зарею, которая после долгих бурь опять предвещает прекрасный день».1

Г.В.Ф. Гегель

Предисловие

Прошло полтысячелетия, сменили друг друга десятки поколений, а эпоха Возрождения по-прежнему волнует людей: ученых, писателей, архитекторов, скульпторов, художников, композиторов, кинематографистов, бизнесменов, политиков и даже спортсменов, внимательно и добросовестно изучающих наследие этой эпохи.

История Возрождения особенно важна для таких государств, как наше. Во-первых, потому что наши предки наравне с другими народами Европы принимали активное участие в формировании и развитии культуры европейского Ренессанса. А, во-вторых, потому что сегодня белорусское государство снова переживает переходный период, который во многом похож на эпоху Возрождения с ее достоинствами и недостатками. Значит, нам есть чему поучиться у наших предшественников.

Трудно переоценить то благотворное влияние, которое оказывает эпоха Возрождения на любого из нас. Ведь в жизни каждого бывают периоды, чем-то похожие на мрачные Средние века. В такое время опыт Ренессанса – хороший пример для подражания, прекрасный источник энергии и оптимизма.

Поэтому неудивительно, что меня так сильно заинтересовали уроки истории, на которых мы изучали кризис феодализма и начало духовного воскрешения человечества. Меня очень взволновал тот тяжёлый путь, который пришлось пройти для достижения высокого уровня развития культуры и науки. Поразительна судьба великих людей, живших в это время и посвятивших свою жизнь развитию новой цивилизации. Восхитительна самоотверженность таких учёных как Франциск Скорина, Джордано Бруно и Ян Гус. Увлекательны идеи и мечты Леонардо да Винчи, Томаса Мора, Никколо Макиавелли и Френсиса Бэкона. Удивительно прекрасны художественные произведения того времени.

Под впечатлением всего этого я и решила глубже изучить эпоху Возрождения.

Читая дополнительную литературу, была удивлена тем, что доныне не затихают жаркие споры о значении той эпохи. Одни считают Ренессанс прекраснейшим периодом в жизни Европы. И даже такие занятые люди, как Билл Гейтс, тратят много времени и средств на то, чтобы украсить свою жизнь достижениями той эпохи. Другие отворачиваются в ужасе, потрясенные жестокостью инквизиции. Третьи, принимая на себя роль блюстителей строгой нравственности, утверждают, что именно Ренессанс привел к безбожию и распущенности. Четвертые склонны давать оригинальные оценки, разительно отличающиеся от общепринятых. Так, например, модный российский историк Лев Гумилев пишет, что Возрождение по сути дела было вырождением.2

Именно поэтому, начиная работу, я поставила перед собой две задачи: первая – подробнее изучить историю Возрождения, лучше разобраться в его причинах, понять идеи и стремления людей того времени, а вторая - выяснить, кто же из спорящих историков прав и насколько.

Глава 1. Общая характеристика эпохи Возрождения

1.1. Значение Возрождения

Согласно словарям Возрождение (от итальянского «Rinascimento»), или Ренессанс (от французского «Renaissance» – возрождение) – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, в течение которого произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. В Италии это происходило в XIV-XVI вв., в других странах – в XV-XVI вв. Ренессанс за пределами Италии зачастую называют Северным Возрождением, сосредотачивая внимание на творчестве мастеров Франции, Нидерландов и Германии.

Термин «Возрождение» придумал в середине XVI в. один из деятелей Позднего Ренессанса - основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511-1574).3 Своим современным значением понятие «Ренессанс» обязано французскому историку-романтику Жюлю Мишле (1798-1874).

Человеческая культура знает немало взлетов и падений. Так между Античностью и Новым временем были такие периоды культурного подъема, как:

- Остготское возрождение V-VI вв.;

- Арабский золотой век (VIII в.);

- Каролингское возрождение IX в.;

- Оттоновское возрождение конца Х в.;

- возрождение XII в.

Но именно Европейское Возрождение XIV-XVI вв. – одна из ярчайших эпох в истории. Ф. Энгельс, к примеру, охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».4

В целом это был, несомненно, крутой подъем, хотя зачастую рассвет сменялся застоем и даже закатом, свобода творчества уступала место разгулу мракобесия. Иногда казалось, что все утрачено навсегда. Но, в конечном итоге, европейцы зажили свободнее, просвещенней и сытней. А окончание эпохи Возрождения стало началом Реформации, Просвещения, научной революции. Все это показывает, какие мощные силы разбудила в человеческих душах эта хрупкая и противоречивая эпоха.

Возрождение принесло совершенно новую культуру, какой никогда прежде не знало человечество. Но в то же время историки всячески подчеркивают преемственность древней и новой культуры, старательно отмечают связь времен. «Ренессанс соединяет новое прочтение Античности с новым прочтением христианства»5 - пишут, к примеру, А.И. Хурсан и В.Е. Гайдуль.

Именно в эту эпоху Западная Европа впервые захватила научно-техническое и культурное лидерство. Ее превосходство сделало возможными Великие географические открытия, военные и экономические победы европейцев над другими народами и распространение европейской культуры по всему миру: где-то «добровольно-принудительно» (как в России) – где-то сугубо насильственно с искоренением местной культуры и ее носителей-аборигенов (как в Америке).

1.2. Главные отличительные особенности

Важнейшие отличительные черты культуры Возрождения это:

- ориентация на наследие Античности (прежде всего римской и греческой, но и восточной тоже, особенно византийской и еврейской);

- преобладание гуманистического мировоззрения, беспредельно возвеличивающего человека;

- прославление естественности и подражание природе;

- антифеодализм и отрицание сословных привилегий;

- светский, антиклерикальный характер вплоть до «религиозного анархизма, нравственного нигилизма» и открытой проповеди аморального поведения;

- насмешливо-пренебрежительное отношение к схоластике и праву как одной из ее разновидностей;

- формирование интеллигенции в качестве социальной прослойки.

1.3. Социальные перемены

Возрождение стало временем коренных перемен в социальной и экономической жизни многих стран Европы:

- в условиях растущей урбанизации и бурного развития торговли шел процесс зарождения буржуазных (капиталистических) отношений: формировались новые классы – буржуазия и наёмные рабочие, получили широкое распространение векселя и другие ценные бумаги, были созданы крупные банки, первые сырьевые и финансовые биржи;

- складывались нации и создавались крупные национальные государства - абсолютные монархии;

- рыцарские отряды, усиливаемые народными ополчениями, сменились большими наемными армиями;

- географические открытия породили небывалый подъем рабовладения и вывоз 12 миллионов африканских негров в Европу и Америку.

Менялся и внутренний мир человека. Произошла смена общественного идеала. Если раньше Всевышний считался единственным Абсолютом – недосягаемым образцом Всеведущего разума и Нравственной безупречности, то теперь Господа-Бога либо вообще игнорировали, либо признавали всего лишь одной из духовных сущностей. А практическим идеалом стало неограниченное удовлетворение всех человеческих потребностей, величавшихся естественными, натуральными или природными. Возрождение пронизано верой в безграничные возможности человека, его волю и разум, а титаны Возрождения дают нам восхитительные примеры многостороннего развития личности.

1.4. Секуляризация

В Средние века церковь сдерживала всякое развитие, принуждая всех к безусловному соблюдению религиозных канонов. Считалось, что все необходимое человеку есть в Священном писании, а все, чего там нет, внушает дьявол, дабы сбить с истинного пути. Истины надлежало искать в Библии, а красоту - в церквах. Поэтому ученые занимались богословием, архитекторы возводили храмы, художники украшали их стены библейскими сюжетами.

Многие естественные стремления считались греховными, а изображать или прославлять «человеческие слабости» запрещалось категорически. Поэтому научные открытия искажались в угоду догме, прикрывались схоластической околесицей или вообще утаивались, а произведения искусства держались поближе к тексту «Библии» писания и подальше от «греха».

За это Средневековье часто называют периодом беспросветного варварства и невежества, последовавшим за гибелью блестящей классической культуры Античного мира. Правда, при этом приходится игнорировать множество менее ярких и значительных культурных подъемов, перечисленных в пункте 1.1 данной главы.

В процессе Возрождения средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются ненасытным интересом к реальному миру и жаждой естественных удовольствий. Чтобы жизнь вырвалась из религиозных пут, чтобы подавляемое и уничтожаемое веками снова проявило себя, человечеству потребовалась три столетия.

1.5. Развитие искусств

Именно Ренессанс обособил искусство от ремесла. При этом все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура и др. – чрезвычайно изменились. Так:

- в архитектуре получила развитие «ордерная система» Античности - устойчивое сочетание стоек и балок (несущих и несомых конструкций), выполненных в виде скульптур или украшенных скульптурным и геометрическим орнаментом, при этом возобладало строительство не церковных зданий;

- живопись обогатилась линейной и пространственной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела, появились сюжеты из античной мифологии, национальной истории и повседневного быта, для создания картин стали использовать масляные краски.

Все виды искусства активно взаимодействовали и обогащали друг друга. Почти все мастера посвящали себе нескольким искусствам.

1.6. Познание и наука

Возрождение создало мощный культ познания и науки, который стал развеиваться лишь в конце ХХ в. Любое знание стало считаться похвальным, а наука – одним из высочайших и беспорочных благ.

Во времена Ренессанса повсюду велись раскопки, разыскивались древние книги, создавались церковные, монаршие и купеческие музеи и библиотеки, организовывались экскурсии по достопамятным местам древности. Тем самым, формировались современная археология, музейное дело и туризм. Во имя сохранения античных шедевров развивалось реставрационное мастерство.

Благодаря столь активной деятельности были найдены и возвращены культуре многие произведения и традиции Древнего мира, в том числе множество древних скульптур, научных и художественных книг.

До середины XIII в. древнегреческий язык (койне) и иврит были практически неизвестны католикам. Зато, с самого начала Ренессанса оба эти языка делались обязательными элементами системы европейского обучения.

Возрождение не только воссоздало светскую систему образования, но и сумело сделать ее массовой, доступной для всех слоев населения. Было открыто множество учебных и научных школ, создано научно-исследовательских коллективов (кружков) и целых академий.

Ученые этой эпохи обогатили нас современной алгеброй, гелиоцентрической системой устройства солнечной систем, более точными расчетами движения планет и первым обоснованием бесконечности Вселенной. Кроме того, шагнула вперед бухгалтерия, благодаря системе двойного учета по дебету и кредиту. Медицина открыла инфекционные заболевания и существенно расширила ассортимент лекарств (в том числе химических веществ).

Ренессанс дал европейцам множество технических новинок, включая позаимствованные на Востоке (преимущественно у арабов и китайцев). Среди них огнестрельное оружие, книгопечатанье, океанические суда (прежде всего каравеллы), компас, телескоп, очки, механические часы, медицинский термометр, помпа для откачки воды.

 

«Стремились все – открыть, изобрести,

Найти, создать…. Царила в эти годы

Надежда – вскрыть все таинства природы!»6 – писал про это время В.Я. Брюсов.

 

Правда, «наука Ренессанса тяготела скорее к умозрительности, нежели к экспериментам».7 Подъем экспериментальных исследований произошел лишь в следующую эпоху Просвещения.

1.7. Периодизация

Эпоху Возрождения условно подразделяют на четыре периода Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение. В целом такое деление соответствует зарождению, развитию, зрелости и упадку культуры Ренессанса.