качай извилины здесь!

автор: Пласковицкая А. А.
в соавторстве с Пласковицким А.Л.

Глава 7. Беларусь в эпоху Возрождения

7.1. Клубок культур

Эпоха Возрождения застала Беларусь в составе Великого Княжества Литовского, которое все теснее переплеталось с Польским государством. Поэтому для нашей земли история Возрождения – это история весьма сложного и противоречивого взаимодействия традиционных национальных культур и ренессансной культуры. В одном месте сошлись и переплелись многочисленные народы, религии, языки, традиции, нравы.

С одной стороны это вело к духовному взаимообогащению, но с другой стороны не могло обойтись без споров, конфликтов и даже разрушительных войн. Поток Возрождения был для Беларуси только одним из многочисленных потоков, в водовороте которых оказались наши предки. Видимо, такова наша извечная участь — выживать среди разнообразных вихрей, не давая унести себя, перенимая то, что нам по душе, и внося свой скромный вклад в мировую сокровищницу.

И нам есть, чем гордиться. Пока братья-россияне избавлялись от ордынского ига и его последствий, белорусы вместе с другими народами Европы участвовали в Ренессансе. Более того, некоторые исследователи называют XVI в. «золотым веком Речи Посполитой», а двор Сигизмунда I Старого (1506−1548) – одним из основных центров гуманизма.

Успешному становлению белорусского Возрождения способствовала близость Европы, активное взаимодействие Великого Княжества Литовского со всеми европейскими странами, а также рост городов (40 городов было у нас в XIV в., 757 городов и местечек стало в конце XVI в.), развитие торговли и ремесла, формировавшее раннебуржуазные отношения, как и по всей Западной и Центральной Европе. Уже к концу XIV в. в Великом Княжестве Литовском действовала единая денежная система и вполне развитые рыночные отношения. В 1492 г. Великий князь Литовский Александр создал единый эмиссионный центр и установил единообразные правила регулирования ремесленного производства и торговли. К концу XVI в. более 40 городов получили самоуправление по Магдебургскому праву.

Уникальность белорусского Возрождения состояла в том, что традиции развитые в рамках католической, а позже протестантской культуры, переносились на почву, где преобладала культура православная. Может быть, поэтому распространение Ренессанса у нас сопровождалось насаждением католической религии и церковной унии.

7.2. Белорусское ренессансное искусство

В XIV—XVI вв. на территории Беларуси происходит стремительное развитие изобразительного искусства — живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы культуры. На характере белорусского изобразительного искусства эпохи Возрождения сильно сказывались богатые традиции византийской и древнерусской культуры, в первую очередь Полоцкого княжества.

И если в архитектуре Беларуси длительное время сохранялись древнерусские и готические черты (Троицкий костел в деревне Ишколдь Барановичского района), то в изобразительном искусстве уже в середине XVI в очевидно влияние итальянцев. И мы можем похвастаться своими маньеристами (пример – «Портрет Екатерины Слуцкой» неизвестного мастера).

Искусству Беларуси этого периода свойственен интерес к внутреннему миру личности и ее моральному облику. В живописи наблюдается повышенный интерес к драматическим ситуациям.

Особенно активно развивается портретный жанр — так называемый сарматский портрет.1 Человек в таких произведениях изображался по установленной схеме: в парадной одежде и естественном окружении. В результате показывался не только внутренний мир, но и бытовые подробности, что свойственно культуре гуманизма. К числу наиболее выдающихся памятников этого жанра относится портрет Юрия Радзивила (вторая половина XVI в.). Перед зрителем сквозь маску традиционных форм как будто проступает лицо эпохи, переполненное сильными страстями.

Кроме того, художники обращались к скульптуре, писали иконы. Фресковыми росписями были украшены княжеские дворцы, церкви и костелы. Большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими мастерами на территории других государств, в первую очередь Польши. Яркий пример – росписи в Люблинском замке, выполненные в XV в. белорусскими живописцами под руководством минского мастера Андрея.

Прекрасным соединением древнерусского зодчества, готики и влияния Ренессанса считается церковь Михаила Архангела в деревне Сынковичи Гродненской области (XV-XVI вв.).

К сожалению, многие шедевры погибли во время многочисленных войн или были вывезены завоевателями, что делает наше наследие более духовным, чем материальным.

Для белорусских икон XIV—XVI вв. отличительной чертой было использование декоративно-пластических средств (резьбы и лепки), раскраска фона, наличие различных накладных элементов, покрытие живописной поверхности защитным лаком из яичного белка или смолы. Указанные особенности выделяют одно из первых известных сейчас произведений этого периода – икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты (рубеж XIV—XV вв.). Неизвестный художник, как бы придерживаясь канона («Умиление»), смог придать образам убедительную жизненность. Ласково с любовью прикасается Дитя к щеке Матери. Ее сердечный взгляд передает зрителю богатую гамму чувств. Этот взгляд вобрал и безграничность материнской любви, и взволнованность, и грусть от предчувствия будущей трагической судьбы ребенка. Охристые тона с приглушенным красным цветом омофора подчеркивают это лиричное настроение.

В 1496—1501 гг. белорусский резчик по дереву Анания создал для пинского князя Федора Ярославича уникальную резную икону «Премудрость создала себе храм».

В истории белорусского Возрождения оставили свою лепту иностранные мастера. Ярким примером является Несвижский замок, построенный в 1583 году итальянским архитектором Яном Марием Бернардони.

7.3. Социально-политические процессы

20−60-е годы XVI в., благодаря наступившей веротерпимости, знаменовались тесными связями со всеми европейскими государствами и в первую очередь с Италией. Жигимонт I – великий князь литовский и король польский женился на Боне Форца из знаменитого рода Медичи. Такое родство способствовало заимствованию лучших достижений итальянского Возрождения.

Литовские статуты (1529−1588) принесли на нашу землю влияние древнего римского права и юридических идей эпохи Возрождения. А латинские школы – знание древних языков.

В 1579 г. в нашем государстве появилась первая Академия в качестве высшего учебного заведения и центра научных исследований.

Конец XVI в. отмечен бурным развитием печатного дела на территории Беларуси. Сегодня известно более 20 типографий того периода, среди которых созданные Николаем Радзивилом, Сымоном Будным, Иваном Федоровым, Петром Мстиславцем, Василием Тяпинским.

В 1420 г. создан «Летописец великих князей литовских» – выдающийся памятник белорусской исторической науки нового времени. В 1487 г. выпущен уникальный летописный свод «Радивилловская летопись», украшенный 618 многоцветными иллюстрациями в стиле Раннего Возрождения. В первой половине XVI в. появилась знаменитая «Хроника Быховца», а в конце XVI в. – исторические исследования белорусских гуманистов М. Страйковского, А. Гванини, Ф. Евлошовского, Я. Цедровкого.

7.4. Великие деятели белорусского Возрождения

Одним из знаменитейших деятелей Высокого Возрождения стал наш земляк Франциск Скорина (ок. 1486−1551) – первопечатник, философ-гуманист, поэт и просветитель, общепризнанный «символ белорусской культуры». Его портрет украшает зал славы Падуанского университета.

Скорина родился в Полоцке. В 20 лет он стал бакалавром философии в Краковском университете, в 24 года — магистром «свободных наук» и секретарем датского короля, в 26 — доктором медицины в Падуе (Венецианская республика).

Скорина подготовил и в 1517 г. издал первую книгу на родном языке – понятном широкой публике. Позже он осуществил еще 24 издания (сохранилось свыше 400 изданных им книг). При этом Скорина написал 25 предисловий и 24 послесловия и снабдил свои книги разъяснениями малоизвестных слов и высокохудожественными гравюрами. Одна из гравюр — портрет самого Скорины – дань традиционному для Ренессанса индивидуализму.

Франциск удачно сочетал родную славянскую культуру с традицией античности и культурой Ренессанса. Его возвышенный патриотизм не только не мешал, но наоборот способствовал восприятию передовых идей западной культуры. Это в последующем позволило Беларуси стать мостом между Западной Европой и Россией.

Скорина отстаивал верховенство закона и морали, торжество добра и справедливости, боролся за духовную свободу, развитие науки, культуры, образования. Все это свидетельствует о его принципиальной приверженности идеям гуманизма.

К сожалению, попытки Скорины вернуться на Родину заканчивались неудачей. Бесконечные скитания ставили его в одни ряд с другими скитальцами Позднего Возрождения. Могила Скорины неизвестна.

Прославленная поэма Николая Гусовского (ок. 1470−1533) «Песня о зубре», хоть и сознана на латыни, заслуженно считается такой же энциклопедией жизни наших предков, какими были творения западных гуманистов – его современников. ЮНЕСКО включила Гусовского в список выдающихся деятелей славянской культуры.

Героический эпос произведений Н. Гусовского, Я. Вислицкого, А. Римши, Я. Радвана, Г. Пельгримовского характерен для отечественной литературы Высокого и Позднего Возрождения. Он в чем-то близок героическому искусству великого Микеланджело. И очень приятно, что наши литераторы нашли своих героев не в греческих и библейских мифах, а в отечественной истории.

Среди известных деятелей Позднего Возрождения своей энциклопедической образованностью выделяется Сымон Будный (1530−1593) философ-гуманист, публицист, книгоиздатель. Перу С. Будного принадлежит целый ряд очень зрелых произведений гуманистической философии, среди которых «Оправдание грешного человека перед Богом» (1562) и «О светской власти» (1583). Широкий резонанс получил перевод «Нового завета», изданный С. Будным в 1574 г. Здесь многие европейские переводчики искали ответы на самые сложные вопросы, связанные с интерпретацией древней терминологии. С. Будный был активным и последовательным борцом со всеми формами насилия и сторонником свободы воли. Но в то же время активно противостоял анархистам, всячески пропагандируя законопослушность и правопорядок.

Последователем и другом С. Будного был Василий Тяпинский (настоящая фамилия Омельянович) (1540−1603). Он в качестве унитария (антитринитария) выступал против канонической Троицы, страстно доказывая, что Бог – это одно лицо. Тяпинский настаивал на церковных реформах и всемерном развитии науки.

Следует отметить, что белорусские мыслители предвосхитили идеи просвещения своей страстной защитой национального (старобелорусского) языка и активной пропагандой народного образования.

Лев Сапега (1557−1633) – звезда первой величины белорусской политической истории. Уроженец Витебщины стал канцлером Великого Княжества Литовского и автором Статута 1588 г. – предшественника европейских конституций. Сапега был последовательным сторонником сильного государства, в котором царят законы, а не лица.

Белорусы Петр Гоняда, Якуб из Калиновки и Ян Немовляев, жившие в конце XVI в., были первыми в современной истории анархистами-максималистами. Они категорически отрицали любые формы власти.

Известнейшими меценатами эпохи Возрождения прослыли по всей Европе Высочайший гетман Константин Острожский (1460−1530) и князь Николай Радзивил Черный (1515−1565).

7.5. Российский фактор

Россия периода Возрождения демонстрирует, сколь благотворно было для ее культуры не только влияние итальянских и других западноевропейских лидеров Ренессанса, но и украинцев с белорусами. Будучи ближе к Западу, мы быстрее и полнее воспринимали веянья уточненного искусства и передового гуманизма. А потом, переработав приобретенное в духе восточнославянской культуры, передавали свои наработки самым восточным из славян – будущим великорусам.

Однако показательно и другое. На примере современной российской историографии проще, чем на собственной, замечать, как умеют ученые выдавать желаемое за действительное, раздувая из всякой малозаметной мухи многозначительного слона.

Впрочем, россияне не только жалеют, что были «страшно далеки» от Ренессансного Запада, но и гордятся тем, что лучше нас блюли православные традиции и византийское наследие.

При этом Великого князя Ивана III (1462−1505) российские историки величают «родоначальником Ренессанса в России» на том основании, что при этом правителе в Россию приглашали архитекторов из Италии (А. Фиораванти, А. и М. Фрязиных, П. Солари), принесших с собой новые технологии и вкусы.

Оригинальным российским достижением эпохи считается строительство каменных шатровых храмов в XVI-XVII вв., названных «русской готикой» и соединивших российские традиции с итальянскими новациями.

К XVII в. под влиянием живописи Возрождения русские иконы становятся реалистичнее, а в портретной живописи торжествует парсуна — промежуточный этап между абстрактной иконографией и фотографическими картинами.

В середине XVI в. Иван Федоров (ок.1510−1583) стал первопечатником России, как бы повторив «подвиг» Ф. Скорины.

Особо успешно Россия перенимала военные технологии Ренессанса. Так пушечное литье получило распространение в Московии еще в XV в. А «рекордсменка в своей категории» Царь-пушка А. Чохова появилась в 1586 г.

Да и с водкой россиян познакомили генуэзцы во времена Дмитрия Донского (1386 г.). Но уже в 1430 г. московский монах Исидор разработал технологию изготовления оригинальной русской водки.