Назад | Содержание | Дальше |
Глава 5. Позднее Возрождение
5.1. Характерное для упадка
К Позднему Возрождению относят вторую — последнюю четверти XVI в., а некоторые исследователи – и первую четверть XVII в.
При угасании Высокого Возрождения на первый план выдвигалась Реформация (вкупе с Контрреформацией), сосредоточенная на религиозных вопросах. Художественное творчество затмили ожесточенные идейно-политические и вооруженные столкновения между католиками и протестантами, а заодно между нациями, придерживавшимися разных вероисповеданий. Однако Возрождение мгновенно не кануло в Лету и еще сотню лет оставалось весьма влиятельным процессом «второго плана».
Благородное стремление маленьких итальянских государств к независимости и суверенитету достойно всяческих похвал и искреннего уважения. Хотя сегодня трудно понять, почему гражданин Миланского герцогства считал чужеземцем гражданина Неаполитанского королевства. Ведь они говорили на одном языке и придерживались весьма схожих взглядов на жизнь. Тем не менее, история сыграла с итальянцами злую шутку. К концу XV в. Франция и Испания, закончив собственное объединение, набросились на богатые города и государства Италии. И те в силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские войны (1494−1559) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого пламени превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения.
Во времена Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения почти все великие мастера жили и работали в Италии. Но поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения итальянцев намного меньше, чем прежде. Зато очень много французов, англичан, голландцев, испанцев и др.
Расцветавшие абсолютные монархии и борющиеся между собой христианские конфессии понимали, какое большое значение имело искусство в глазах общества, поэтому старались использовать его в собственных интересах. Постановления Тридентского собора (1545−1563) прямо указывали на стремление католической церкви присвоить себе контроль над художественным творчеством. Поэтому особого внимания удостоились те деятели искусств, которые, как и во времена Проторенессанса, связывали свое творчество с обслуживанием религиозных нужд, выражали настроения подавленности и внутреннего надлома или одухотворяли аскетизм и раболепие перед Всевышним.
Для Позднего Возрождения характерно рассудочное отношение к творчеству – гармонию старались привести в соответствие с многочисленными теоретическими трактатами и надуманными идеалами. При этом острые темы исчезали, мощь и богатство содержания улетучивались.
5.2. Угасающее искусство
Искусство Позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось. В результате получалось «нервное искусство надуманных цветов и изломанных линий». Его отличительные особенности – произвольное сочетание античных и христианских мотивов, нарочитая живописность, утрированность и вычурность форм, капризное усложнение и скучивание элементов.
Позднее Возрождение привело к четкому разделению мастеров на творцов и ремесленников. «Чистое» искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первым таким учреждением была «Академия рисунка», основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского. В 1584 г. в Болонье братья Карраччи основали свою «Академию вступивших на правильный путь» для глубокого изучения творчества великих мастеров. По образцу этой академии
Многие художники этого времени получили название «маньеристов» (живописцы А. Бронзино, Д. Вазари, Ф. Пармиджанино, Я. Понтормо, скульпторы Джамболонья, Б. Челлини, и др.), потому что они нарочито копировали «манеру» великих мастеров — в первую очередь Микеланджело, давшего пример крайне свободного отношения к принципам и формам классического искусства.
Маньеризим был очень модным течением. Художественные студии маньеристов стали чем-то вроде современных фотоателье, поскольку изготовляли портреты заказчиков быстро и массово.
В погоне за оригинальностью маньеристы принялись искажать изображения, появились «Мадонна с длинной шеей» (Пармеджанино), «Покойник в гробу» (Я. Понтормо), «Аллегорические Апеннины» (Джамболонья). Впрочем, такие новации прослеживаются уже в творчестве нидерландского живописца Хиеронимуса (Иеронима) Босха (1460−1516). Вряд ли только эти художники предполагали, какие причудливые формы примет подобное творчество в XX-XXI вв.
Разумеется, не все поддались новомодным веяниям, многие продолжали придерживаться реализма. Среди реалистов выделялись последователи Тициана — венецианские живописцы Веронезе, Тинторетто и другие. А друг и ученик Тициана венецианский архитектор Андреа Палладио (1508−1580) стал родоначальником раннего классицизма (палладианства). Он создал разнообразные вариации сочетания ордерных элементов и показал, как гармонично встраивать здания в окружающую среду, природную и городскую.
Самым известным маньеристом-реалистом стал скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500−1571). Целый период в развитии ювелирного искусства был назван «эпохой Челлини». Челлини с неистовым пылом творил, нападал на своих действительных и мнимых врагов, был чудовищно суеверен, наивно хвастлив, неумеренно тщеславен. Все это делает его похожим на большинство тех необузданных индивидов, которые создавали славу и позор эпохи Возрождения.
Среди архитекторов Позднего Возрождения славился Джакомо да Бароцци, прозванный Виньолой (1507−1573). Он строил церкви, дворцы и виллы для пап и иезуитов. В его творчестве отмечают элементы Высокого Возрождения, барокко и классицизма. Его книга «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) сделала его выдающимся теоретиком.
Микеланджело да Караваджо (1573−1610) и его последователи обратились к изображению народного быта и природы. Именно они сформировали реалистическое искусство XVII в. и эпохи Просвещения. «Караваджисты» передали будущим поколениям традиции, созданные эпохой Возрождения.
Вершиной нидерландского Ренессанса было творчество Питера Брейгеля Старшего (1525−1569). В его творчестве пейзаж стал самостоятельным жанром. Даже в его знаменитой картине «Падение Икара» (1558) от самого Икара остался только всплеск на воде, все остальное — пейзаж. Дескать, герой погиб, а жизнь продолжается, как ни в чем не бывало.
5.3. Джордано Бруно
Самым радикальным и последовательным мыслителем Позднего Возрождения является Джордано Бруно (1548−1600) — итальянский философ-пантеист и поэт. Он развивал идеалы итальянского гуманизма в духе Платоновской Академии Флоренции. Наибольшее влияние на Бруно оказали астрономические открытия Коперника, философские учения Н. Кузанского, Пифагора, Платона, Лукреция.
Джордано Бруно родился в маленьком городке Нола, близ Неаполя, в бедной семье. В 1563 г., то есть в 15 лет он поступил послушником в доминиканский монастырь. С юношеским максимализмом Д. Бруно высказывал свои взгляды по различным проблемам, нарочно противопоставляя себя окружающим, был непримиримым спорщиком. Его заподозрили в ереси, и восемнадцатилетний Джордано, нарушив монашеский обет, подобно Лермонтовскому «Мцыри» бежал из монастыря. А в 20 лет он бежал и из Италии. Около 30 лет скитался по Европе, называя себя правдоискателем и «академиком никакой академии». Бруно везде яростно спорил и нигде не находил пристанища, оставаясь нищим, голодным, но не сломленным.
В результате такой бурной жизни Джордано приобрел довольно разнообразные знания и выработал самостоятельный взгляд на мир — целостный и весьма поэтичный. Природа представала в учении Бруно единым живым существом, наделенным душой и разумом. Кроме этого единого существа Джордано ничего не признавал в качестве самостоятельно существующего: ни Бога, ни дьявола, ни человека, ни пылинки. Все сущее для него только частичка, преходящая клеточка (монада) вечно живого и бесконечного Единства. Такой взгляд философы называют «гилозоистическим пантеизмом».
Бруно предельно гиперболизировал гипотезу Н. Кузанского о бесконечности и единстве Вселенной. Критикуя учение Коперника, Джордано писал, что и Солнце не является центром Вселенной, что нет и не может быть ничего неподвижного, что все звезды и иные тела находятся в непрерывном движении. Критикуя всех гуманистов сразу, Бруно утверждал, что человек не есть венец творения, что со временем мы найдем во Вселенной более совершенных существ.
Основные работы Д. Бруно - диалоги «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Д. Бруно написал также несколько сатирических поэм и сонетов, грубо высмеивая священников.
Инквизиция, естественно, разыскивала Д. Бруно, и, в конце концов, заманила его в ловушку. Один из друзей философа предал его за символическое вознаграждение, почти как Иуда Христа.
Семь лет тяжелого заключения и беспрерывных пыток не сломили Джордано. Он продолжал спорить, дерзить и насмехаться. Инквизиторы истощили свои силы и приговорили непреклонного узника к сожжению. Узнав это, Бруно произнес свою знаменитую фразу: «Вы с большим страхом произносите свой приговор, чем я выслушиваю его».
Героическая смерть Джордано Бруно на костре стала символом стойкости ученых перед лицом невежества и деспотизма. К сожалению, очень многие не находили в себе подобного мужества и каялись как это сделал Великий Галилей Галилео. Наверное, поэтому наука, зачастую оказывалась служанкой безнравственных типов.
5.4. Предвозвестники Просвещения
В течение XVI в. передовая мысль перемещался из Италии в другие страны. Да и целом, Ренессанс медленно затухал, уступая место межконфессиональным дискуссиям. Все больше ученых-гуманистов посвящало себя сочинению ненавязчивых трактатов о спокойной и комфортной жизни.
Одним из первых и самых знаменитых классиков подобного жанра был французский философ Мишель де Монтень (1533−1592). Его знаменитые трехтомные «Опыты» (1580−1588) сделались на века образцом нравоучительной философии и во многом определили характер французской и испанской литературы XVII в. Приводя великое множество разнообразных фактов, исторических и бытовых подробностей, Монтень преподает читателям уроки того, что называется «умением жить» в человеческом обществе, и в первую очередь, в обществе светских людей. Перед нами прекрасный образец зрелого (умудренного жизненным опытом) гуманизма, который не просто отрицает средневековые традиции и правила поведения, но и предлагает собственную довольно стройную систему этических норм. Это не только завершающая фаза Позднего Ренессанса, но и образец раннего Просвещения.
Несколько иные плоды Позднее Возрождение принесло в Англии. Именно там в конце XVI в. начинали Френсис Бэкон (1561−1626) и Вильям Шекспир (1564−1616). Первый – как создатель современного эмпирического метода познания (индукции – движения мысли от частного к общему). Второй – как величайший гений английской и мировой литературы. Их раннее творчество в значительной степени было завершением Позднего Ренессанса, даже темы и сюжеты они заимствовали у итальянцев эпохи Возрождения. Их зрелые работы стали фундаментом культуры, которая выросла из руин Позднего Возрождения. И Бэкона, и Шекспира, безусловно, роднит с эпохой Возрождения интерес к античной классике и представление о человеке, как о главном объекте философии и литературы. Но у зрелого Бэкона и позднего Шекспира общественные, а не личные, интересы выдвигаются на первый план. В их творчестве человек только участник игры под названием жизнь, с ее неумолимыми и непреодолимыми законами. И только знание этих законов делает человека сильнее.1 Так начиналась эпоха исследования объективных законов природы и человеческого общества, затмившая гуманистические блуждания во внутреннем мире индивида.
Безусловным героем культуры Позднего Возрождения был Сааведра Мигель де Сервантес (1547−1616) – автор знаменитейшего «Дон Кихота». Пока соотечественники Сервантеса громили и грабили Италию, великий писатель переносил животворные ростки Возрождения на испанскую почву.
Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» стал энциклопедией испанской жизни и одновременно показал несовместимость самых возвышенных средневековых идеалов с грубыми реалиями новой жизни. Это было одновременно прощание со Средневековьем с его рыцарскими идеалами и прощание с эпохой Возрождения с ее культом прекрасной незнакомки, а заодно пронзительный крик большой человеческой души, обращенный к современникам и потомкам.
Сам Сервантес умер в нищете, и его могила была забыта.
Зато в богатстве, почете и славе закончил свои дни другой испанский писатель – Лопе де Вега (Лопе Феликс де Вега Карпьо 1562−1635). Он был современником Шекспира и, как тот, предпочитал создавать драматические произведения чрезвычайно модного любовно-приключенческого и военно-исторического жанра в стиле «новой комедии». Де Вега сочинил свыше 2 000 пьес, а также множество романов, стихотворений и романсов. Его творчество открывает и украшает «золотой век» испанской классической литературы.
В период Позднего Возрождения работали и другие известные деятели. Среди них:
— немецкий художник Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (1497−1543), который в серии картин «Образы Смерти» представил Смерть неким Робином Гудом, который карает богатых и знатных и выручает бедных и обиженных;
— французский писатель Франсуа Рабле (1494−1553), автор популярного пятитомного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», ставшего своеобразной энциклопедией французского быта XVI в.;
— математик, врач и предсказатель Джироламо Кардано (1501−1576), создавший карданный механизм (устройство трансформации механических движений) – незаменимую часть современного автотранспорта;
— создатель первой научно-исследовательской академии Бернардино Телезио (1508−1588);
— создатель знаменитой коммунистической утопии «Город Солнца» Томмазо Кампанелла (1568−1639).
5.5. Исторические итоги
На протяжении всей эпохи Возрождения история оставалась любимым предметом всех ученых и деятелей культуры. Правда, в центре их внимания оставались биографии и поучительные примеры. Только Бруни и Макиавелли сумели возвыситься до истории государств, став примером для подражания. При этом исторические труды очень тяжко и медленно очищались от баснословных и сказочных элементов, заполонивших средневековую историографию.
Для Позднего ж Возрождения характерно появление великого множества историков, пытавшихся создать целостную картину итальянской и даже всемирной истории. Среди них своей правдивостью и глубокомысленностью выделяется ученик и друг Макиавелли Франческо Гвиччардини (1483−1540), доказывавший историческую неизбежность объединения Италии (в форме аристократической федерации) и критиковавший своих соотечественников за действия, противоречащие социальным закономерностям. За Гвиччардини шла целая плеяда разных историков, итожащих эпоху Возрождения.
Неоднократно упоминаемый и цитируемый в данном реферате Джорджо Вазари (1511−1574), будучи в свое время очень популярным флорентийским художником-маньеристом и востребованным архитектором, вошел в историю благодаря своим «Жизнеописаниям наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в пяти частях (1549−1550, 2-е полное и иллюстрированное издание 1568). Именно это произведение принесло ему всемирную славу и статус выдающего историка современности — родоначальника искусствоведения. Заслужено! Ибо именно он впервые системно и очень детально изложил историю Ренессанса и ренессансной культуры, доказав, что Возрождения действительно особенная эпоха, достойная собственного названия и отдельного рассмотрения. Название, предложенное Вазари («Rinascimento»), стало общеупотребительным. 178 биографий самых видных деятелей Возрождения до сих излагаются на основе Вазариевых «Жизнеописаний». Однако ради справедливости нужно отметить пристрастность этого историографа: он всячески умалял всех, кто ему не нравился, и перехваливал своих соотечественников и любимцев, а так же отвел слишком много места собственному творчеству, раздавая себе чрезмерно лестные оценки.
Таким образом, период Позднего Возрождения во всех отношениях стал последней – итоговой стадией эпохи Возрождения. В то же время он оказался своеобразным преддверием эпохи Просвещения. Художники, скульпторы, архитекторы отодвигались на второй план, а на первый выдвигались писатели и естествоиспытатели.
Назад | Дальше |