качай извилины здесь!

автор:

книга
«Основные характеристики
служебной командировки»

публикация третья переработанная
(законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 16 мая 2014 г.)
специально оговорены изменения и дополнения Трудового кодекса с 25 июля 2014 г.

В данной главе для экономии места и времени мы не станем повторять положения, обязательные для всяких командировок (как, например, сохранение места работы и средней заплаты). Это изложено выше.1 Здесь же рассмотрим только специфичное для зарубежных вояжей.

Честно говоря, к заграничным командировкам следует применять даже те общие нормы командировочного законодательства, которые не продублированы в специальном законодательстве, предназначенном для зарубежья. Например, оформлять командировочные удостоверения полагается всегда, так как ныне действующая статья 93 ТК обязательна для всех видов командировок аж до 25 июля 2014 г. Да и после указанной даты новая редакция той же статьи позволяет нанимателю по собственному решению использовать командировочные удостоверения не только для внутренних, но и для заграничных командировок. Однако соответствующая «форма документа» утверждена исключительно для поездок по стране, и наши люди откровенно стесняются козырять этим «совковым мандат» перед иностранцами, выпрашивая у них подписи и печати о прибытии и убытии.

Хуже того — нашему человеку (даже с правоведческими дипломами) очень трудно понять, что такое «общие нормы». Ему требуются конкретные инструкции. А они для внутриреспубликанских командировок – одни, для зарубежных – другие (пусть и очень похожие). В результате сложилось мнение, будто бы общие нормы права применимы лишь в той мере, в какой они продублированы в соответствующих инструкциях. Это, увы, неправильно, но вряд ли искоренимо в обозримом будущем. Сколько бы нам не хотелось, чтобы восторжествовали комбинированные нормативно-правовые акты, посвященные всем видах командировок сразу, — вроде Постановления МЧС от 29 декабря 2006 г. № 70, отмененного 22 февраля 2012 г.

Итак, на сегодняшний день гарантии и компенсации при служебных командировках за границу детально регламентируются:

— Инструкцией о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной Постановлением Минтруда и соцзащиты от 30 июля 2010 г. № 115;2

— Постановлением Минфина от 30 января 2001 г. № 7 «Об установлении норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках за границу».3

Особость заграничных командировок сильнее всего подчеркнута в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь»,4 где внутренним вояжам посвящена одна статья (37-я), а зарубежным – другая (38-я). Кроме того, как курьез достойна упоминания статья 98 Закона от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь».5 Это единственная статья о служебных командировках на весь указанный закон, и она посвящена только выездам за рубеж. Зачем это сделано непонятно, ведь по родной стране парламентарии разъезжают гораздо чаще, а в упомянутой статье нет ничего, кроме бессодержательной ссылки на командировочное и бюджетное законодательство.

3.1. Международный имидж

Любое государство обеспокоено тем, как выглядят его граждане, выезжая за рубеж. Потому что по интуристам судят об их отечестве.

Отсюда не удивительно, что белорусское законодательство, посвященное заграничным командировкам, зиждется на акте Главы государства — «Положении о порядке направления в служебные командировки за границу», утвержденном Указом Президента от 13 июня 2005 г. № 274.6

Правда, посвящено названное Положение только выездам государственных, правительственных, парламентских делегаций и работников государственных организаций. Остальные граждане в принципе могут командироваться за границу без учета высоких требований. Но все-таки планка установленная «Главным Законодателем» всюду видна и потому является ориентиром для каждого.

Более того, некоторые требования Президента давно уже сделаны обязательными для всех нанимателей: например, регистрация и перевод на белорусский или русский язык приглашений из-за границы.

ПОРАЗИТЕЛЬНО, но существует и формально имеет силу Заключение Конституционного суда от 10 октября 1996 г. № З-41/96, признающее не соответствующим Конституции и законам и нарушающим принцип разделения властей вмешательство Президента в командирование лиц, назначаемых (избираемых) без его участия или ему не подведомственных.

Именно причастностью командируемых к государству следует объяснять введенную Президентом трудоемкую процедуру внесения предложений о зарубежном командировании, принятия и согласования на самом высоком уровне соответствующих решений, зачастую заменяющих или предваряющих распоряжения (приказы, постановления) о командировании, издаваемые непосредственными нанимателями. Даже командирование работников, осуществляющих организационно-техническое, консультационное и информационное обеспечение руководящего лица, производится с уведомлением начальства, командирующего этого руководителя.

Кроме того:

— выезд в зарубежные командировки, финансируемые кем-то помимо белорусских госорганов, если иное не определил Президент, допускается только в соответствии с международными договорами (обязательствами) нашей республики, а также при наличии письменных приглашений и договоренностей между нашими государственными и иностранными организациями. Причем такие финансируемые извне поездки должны быть особо полезными (эффективными) для Отечества;

— предложение о командировании должно вноситься в письменном виде (письмо, докладная или служебная записка) и, как правило, за 10 дней до выезда.7 Данное предложение должно содержать сведения о месте, сроках, целях, основаниях и источниках финансирования командировки, обоснование ее целесообразности (включая ожидаемые результаты), предлагаемые кандидатуры руководителя и членов группы, а также иные существенные условиях командирования. К предложению прилагается проект решения о командировании, задание по командировке, расчет финансовых средств и список командируемых. Указанное письменное задание обязательно утверждается командирующим органом и помимо общих сведений о зарубежной командировке должно включать перечень вопросов, подлежащих решению или изучению, и иные сведения, необходимые для реализации целей и задач командировки;

— решения (согласования) по командировке передаются заинтересованным не позже дня, следующего после принятия;

— в случае реализации значимых для страны заданий подключаются соответствующие белорусские диппредставительства, для чего им через МИД в трехдневный срок сообщается соответствующее служебное задание;

— продолжительность командировки госслужащих за границу, как правило, не должна превышать 2 дней (без учета времени на проезд). А при более длительных сроках, допускаемых в случае необходимости, Президент поставил задачу обеспечить максимальную экономию госсредств. Наверняка, во имя этого командирование рядовых работников на 10 дней и дольше необходимо согласовывать на том же уровне, что и командировку руководителя их организации;

— в группе из трех (и более) сотрудников разных госорганизаций должен назначаться руководитель группы. При этом вся группа командируется в порядке, установленном для ее руководителя;

— при командировании неукоснительно обеспечивается сохранность государственных секретов, для чего, между прочим, согласовываются с КГБ командировки на мероприятия иностранных организаций, не сотрудничающих с Беларусью;

— для государственных людей отчет о командировке является обязательной процедурой;

— командировавший орган обязан оценивать эффективность всех командировок и отчитываться поквартально и ежегодно перед МИДом об эффективности и Минфином о затратах.8 Совмин в свою очередь не реже чем раз в полгода должен анализировать результативность командировочного процесса по всей стране. По итогам таких анализов госорганы ежегодно (до 1 марта) информируются Президента.

На основании вышеизложенных указаний Главы государства Правительство,9 палаты Парламента,10 министерства и многие другие госорганы издали собственные акты, детализирующие нормы Указа № 274.

Мы полагаем, что и обычные наниматели (особенно руководители крупных хозяйственных организаций), которым близок государственный порядок командирования, могут взять за основу нормы Указа № 274 при издании собственных локальных актов, регламентирующих порядок заграничных командировок.11

А в завершение темы поддержания международного престижа командированных проинформируем Вас, что:

— по статье 5 Закона от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь»12 белорусский флаг устанавливается на средствах передвижения командированных за границу высших должностных лиц государства и дипломатического руководства, что внутри государства позволяет себе один Президент;

— на белорусских консулов возлагается оказание помощи работникам госорганизаций при выполнении ими командировочного задания за рубежом.

3.2. Особенности исчисления сроков

Поскольку при заграничных командировках избегают командировочных удостоверений, то в качестве документов подтверждающих фактические сроки командирования здесь служат билеты, отметки в паспортах и другие документы, свидетельствующие о поездке или пересечении границы.

Думается, после 25 июля 2014 г. этот «передовой» опыт пригодится и во внутренних командировках там, где наниматели решат отказаться от использования командировочных удостоверений.

При заграничных вояжах очень важно фиксировать не только время поездки, но и время нахождения на территории иностранного государства, поскольку от этого сильно зависят размеры суточных и некоторые другие компенсации.

Общий принцип таков – моментом выезда из страны и возвращения в страну считается соответственно время официального отправления и прибытия транспорта, на котором командировочный пересек границу Беларуси. Поездки же по стране на другом транспортном средстве (до такого отъезда и после такого прибытия), хотя и входят в срок командировки, на продолжительность пребывания за границей не влияют.

И только при выезде в командировку на легковом автомобиле и осуществлении международных перевозок – дни отъезда и прибытия определяются моментом фактического пересечения границы соответствующим авто. Здесь день пересечения границы определяется по отметке в паспорте или другом документе, предъявляемом для въезда-выезда. Если же такая отметка не делается, момент пересечения границы следует высчитать на основе имеющихся сведений о скорости и дистанции. Так при командировке на транспорте нанимателя за основу для вычислений момента пересечения границы берутся утвержденный маршрут следования и путевой лист с отметками о выбытии с места пребывания автомобиля и прибытии обратно, а также иные сопроводительные документы.

Разумеется, во всех случаях выезда-въезда имеет значение только Минское время (+2 часа к Гринвичу при летнем исчислении и +3 – при зимнем).

Срок зарубежной командировки обязательно продлевается на дни временной нетрудоспособности командированного.

При заграничных командировках в страны с жарким и влажным климатом (по перечню, установленному Минтруда и соцзащиты) обязателен шестичасовой рабочий день и 36 часовая рабочая неделя.

3.3. Без зарплаты и отечественных праздников

При зарубежных вояжах средний заработок (денежное довольствие, стипендия) сохраняются не всегда. Есть три вида исключений:

1) дни задержки (не менее 12 часов в сутки) без уважительных причин по вине командированного;

2) 61-й и последующие дни командировки, если принимающая сторона предоставляет бесплатное жилье и питание, а также выдает деньги на личные расходы;

3) все дни командирования отдельного исполнителя или дирижера, получающего вознаграждение в валюте за каждое свое выступление.13

Во всех перечисленных случаях заработок не начисляется, а вот место работы все-таки сохраняется, если нет других оснований для увольнения (отставки, отчисления и т. п.).

К непростой ситуации приводит обязанность работать по графику места командирования. Субботние и воскресные дни обычно являются выходными не только у нас, но и в тех странах, куда наши люди обычно командируются. А вот государственные праздники совпадают крайне редко. В результате чего командированный получает либо дополнительные дни отдыха, оплачиваемые по месту работы, либо «суровые будни» во время законного отдыха соотечественников. Однако наниматели тоже люди и, если они уверенны, что командированный ударно трудился в дни белорусских праздников, – то это вознаграждается или возмещается каким-нибудь законным или хотя бы ненаказуемым способом.

3.4. Специфика проездных компенсаций

Стараясь удержать валюту в национальных «закромах», наше государство с особою скрупулезностью указало предельно допустимую комфортность и соответственно стоимость проезда к месту командировки. Так обычному человеку позволен тариф 2-го класса, то есть «экономкласс» на самолетах, «купе» на поездах, «туристический класс» – на водных судах.14 А высокопоставленным чиновникам и тем, кому предварительно разрешил это наниматель, – 1 класс, то есть «бизнес-класс» самолетов, «СВ» в поездах и судовые каюты 1-го класса. Кроме того, Президент может согласовать проезд руководителя государственных, правительственных и парламентских делегаций и их охраны по тарифу 1-го класса («вагон-салон», «бизнес-класс»).15

В отдельных (нижеперечисленных) случаях удобствами 1-го класса вправе пользоваться каждый без разрешения нанимателя. Это позволено при:

1) изменениях маршрута следования или времени возвращения на работу, вынуждающих приобретать за границей билеты 1 класса;

2) отсутствии вагонов и кают 2-го класса на соответствующем транспорте;

3) поездках по Азии, Африке и Южной Америки.

Ну, а вспомогательный переезд из одного населенного пункта Беларуси в другой до и после международного путешествия возмещается абсолютно так же, как при внутренних командировках.

При получении возмещения проездных расходов от принимающей стороны – командированный обязан возвратить нанимателю авансированную компенсацию за проезд, приложив документы, свидетельствующие о получении денег от принимающей стороны.

При поездке на транспорте нанимателя, как всегда, ежедневно пересматриваются нормы расхода топлива с учетом температуры. Однако при выездах за границу приоритет отдается не сообщениям родного Гидрометцентра на сайте http://www.pogoda.by/, а информационным сайтам Европы – прежде всего http://www.euronews.net.16

Как и при внутриреспубликанских командировках, подлежит возмещению целый ряд расходов, самым очевидным образом связанных с проездом. Но их согласно «логике» нормотворцев полагается считать «иными расходами».17

3.5. Зарубежные нормы возмещения найма жилья и суточных

Для нашего человека жить за границей по-прежнему накладнее, чем на Родине. В чем легко убедиться, ознакомившись с размерами зарубежных суточных и норм возмещения найма жилья.

Приведем здесь только те строки официальной таблицы, которые применяются чаще.18

Наименование государства

Наименование валюты

Суточные

Предельная норма возмещения расходов по найму жилья

Вне страны пребывания

В стране пребывания

Австралия

австрал. доллары

70

55

до 220

Австрия

Евро

43

30

до 80

Азербайджан

доллары США

50

25

до 120

Армения

доллары США

30

20

до 70, Ереван — до 115

Бельгия

евро

50

35

до 130, Брюссель – до 150

Болгария

доллары США

45

30

до 80

Бразилия

швейцарские франки

60

40

до 140, Бразилиа, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро – до 200

Великобритания

фунты стерлингов

69

45

до 120, Лондон — до 150

Венесуэла

доллары США

80

60

до 300, Каракас – до 400

Германия

евро

40

26

до 100

Греция

евро

40

26

до 73

Грузия

доллары США

20

10

до 40, Тбилиси — до 90

Египет

доллары США

45

30

до 120

Израиль

доллары США

60

40

до 150

Индия

доллары США

50

35

до 150,

Бангалор, Мумбай, Нью-Дели, Калькутта, Ченай, Хайдарабад — до 220

Индонезия

доллары США

60

40

до 120

Ирак

доллары США

40

30

до 57

Иран

доллары США

60

40

до 190

Испания

Евро

55

35

до 110, Мадрид – до 150

Италия

евро

40

25

до 120

Казахстан

доллары США

30

20

до 100, Астана, Алматы — до 150

Канада

доллары США

45

25

до 100,

Оттава, Монреаль, Торонто, Ванкувер — до 130

Кипр

доллары США

45

30

до 65

Китай

доллары США

50

30

до 150

КНДР (Северная Корея)

доллары США

40

25

до 80

Республика Корея (Южная Корея)

доллары США

60

40

до 180

Куба

евро

40

25

до 75

Кыргызстан

доллары США

30

15

до 60,

Бишкек, Ош — до 120

Латвия

доллары США

26

15

до 70,

Рига, Вентспилс — до 110

Литва

доллары США

26

15

до 60,

Вильнюс — до 120, Каунас, Клайпеда — до 70

Мексика

доллары США

35

17

до 50, Мехико – до 100

Молдова

доллары США

30

20

до 50,

Кишинев — до 90

Нидерланды

евро

35

22

до 100

Норвегия

доллары США

80

55

до 240

Объединенные арабские эмираты

доллары США

60

40

до 200

Польша

доллары США

35

22

до 150

Португалия

евро

30

20

до 90

Российская Федерация

Москва и Санкт-Петербург

доллары США

30

 

 

30

20

 

 

20

до 120

 

 

до 140

Румыния

евро

33

24

до 80

Саудовская Аравия

доллары США

60

40

до 200

Сербия

доллары США

40

25

до 90, Белград — до 130

Сирия

доллары США

45

30

до 90

Словакия

евро

26

19

до 80

Словения

евро

40

25

до 100

Соединенные Штаты Америки

(США)

доллары США

60

45

до 120,

Вашингтон, Чикаго – до 200, Нью-Йорк — до 250

Таджикистан

доллары США

30

20

до 60,

Душанбе — до 100

Туркменистан

доллары США

30

20

до 150

Турция

доллары США

40

25

до 120

Узбекистан

Доллары США

30

20

до 70,

Ташкент — до 130

Украина

доллары США

40

30

до 90,

Киев — до 120, Одесса, Симферополь, Ялта, Львов — до 110

Финляндия

евро

45

25

до 130

Франция

евро

45

30

до 110,

Париж — до 130

Хорватия

доллары США

50

30

до 80, Загреб — до 120

Черногория

доллары США

40

25

до 95, Подгорица – до 130

Чехия

евро

30

20

до 120

Швейцария

швейцарские франки

90

63

до 200

Эстония

Евро

30

20

до 60,

Таллинн — до 150

Япония

японские иены

10 750

7 150

до 22 000

Пояснение: Второй столбик норм суточных, предусматривающий меньшие размеры выплат и озаглавленный нами «в стране пребывания», распространяется на:

— все дни командировки работников загранучреждений в пределах страны, где они трудятся от имени Родины;

— на 61-й и все последующие дни нахождения в командировке любого другого работника в странах с белорусскими посольствами и консульствами.

В остальных случаях применяется первый столбик, озаглавленный нами «вне страны пребывания». Только при этом необходимо учитывать изложенное нами в пункте 3.7 данной главы.

Показательное исключение из вышеуказанных норм предусматривается Правительством:19 суточные работникам, командируемым для обеспечения работы Национальной белорусской экспозиции на «ЭКСПО-2015» в Милане, выплачиваются по первому столбику, независимо от длительности командировки. Аналогичная льгота предоставлялась и по «ЭКСПО-2010» в Шанхае.20

3.6. Особенности проживания

В пределах вышеуказанных норм21 возмещаются не только прямые платежи за проживание, но так же расходы:

— по бронированию места в гостинице;

Примечание: при командировании в страны СНГ расходы по бронированию гостиничных мест и оплате местных сборов за проживание компенсируется сверх норм.

— стоимость завтрака, включенная в счет;

ВНИМАНИЕ: этот завтрак не влияет на выплату суточных.

Норму жилищных расходов можно превысить, если условиями проведения международного мероприятия предусмотрено предоставление более дорого гостиничного номера.

Для командированных из числа высшего руководящего состава нашего государства Минфин предусмотрел целых два перечня. По первому из них возмещение заграничных расходов по найму жилья осуществляется без ограничений (по фактическим расходам, подтвержденным документально). А по второму списку – норматив жилищной компенсации увеличен в полтора раза. Не трудно догадаться, в каком из этих списков перечислены «высшие должностные лица», а в каком их заместители, руководители рангом пониже, белорусские послы и представители при международных организациях.

Кроме того, Правительство своим Постановлением от 7 июня 2006 г. № 721 «О возмещении расходов при направлении в служебные командировки за границу государственных, правительственных и парламентских делегаций Республики Беларусь» предусмотрело указанным делегациям и их сопровождению возмещение расходов по найму жилья по фактическим затратам (без ограничений).

При отсутствии оригинальных документов, подтверждающих наем жилья, работнику компенсируется только 5% от нормы расходов, указанной в предыдущем пункте 3.5 (при этом дни нахождения в пути не учитываются). Правда, таким нанимателям, как коммерческие организации и частные предприниматели, разрешено повышать данный размер возмещений до 20%.

Водителям-международникам22 и командированным вместе с ними лицам жилищная компенсация выплачивается также за дни нахождения в пути.

В случае временной остановки в пути на зарубежной территории (не менее 12 часов согласно расписанию движения пассажирского транспорта) для выполнения служебного поручения или по другим независящим от работника причинам — расходы по найму жилья возмещаются за все дни остановки по нормам страны, в которой пришлось задержаться. Но если аналогичная задержка произошла без уважительных причин по вине командированного – жилищная компенсация не полагается.

Все расходы по проживанию суммируются, и только эта сумма (а не каждый отдельный платеж) подлежит возмещению в пределах нормы, умноженной на число дней проживания за границей. То есть при суточной норме 40 евро можно за два дня оплатить 20 € в одной гостинице и еще 60 € - другой (или той же самой), получив в результате 80 € жилищного возмещения. Зато, оплатив три счета по 30 €, — получишь те же 80 €, а не потраченные 90 €.

Как обычно, не компенсируется проживание за счет принимающей стороны и предварительных взносов нанимателя за участие в международных мероприятиях. Какие б при этом ни были нормы жилищных компенсаций.

Поскольку для разных стран и даже для разных городов в одной стране установлены неодинаковые нормы возмещения расходов по найму жилья, то возникает вопрос, как возмещать расходы тому, кто снимал жилье не там, куда его командировали. Например, в соседнем низкооплачиваемом городке или в соседней низкооплачиваемой стране. Правовые нормы на этот вопрос прямо не отвечают. Поэтому одни юристы утверждают, что нормы возмещения определяются местом командировки, а не фактическим местом проживания во время ее. А потому оборотистый работник вправе потратить на жилье больше, чем положено по месту его проживания. Другие же знатоки права считают подобный подход жульничеством и требуют соблюдать нормы места фактического проживания, а не командирования. Третьи из наших коллег вообще против признания документов о проживании вне места командировки (некоторые из таких буквоедов готовы признать подобные документы только при документальном обосновании уважительных причин перемены места). Мы склонны поддерживать первых, хоть и относимся с пониманием к острожной позиции вторых и с сочувствием к строгому педантизму третьих. Однако и мы заподозрили бы подлог, если бы место проживания находилось слишком далеко от места командирования.

3.7. Правила начисления суточных за границей

Как уже сказано раньше, размер и валюта возмещения суточных напрямую зависит от того, на чьей территории де-юре провел соответствующие сутки командированный.

Как правило (об исключениях ниже): за дни следования исключительно по Беларуси суточные выплачиваются в белорусских рублях по нормам внутренних командировок, за остальное время (включая дни отъезда за рубеж и прибытия на Родину) – в валюте по нормам страны командирования. Но здесь необходимо ПОМНИТЬ, что де-юре и де-факто часто не совпадают. И, как это уже указывалось в пункте 3.2 данной главы, время пребывания за границей начинается со дня отправления пассажирского транспорта, доставляющего командированного за границу. А заканчивается оно в день прибытия транспорта из-за границы. При этом момент реального пересечения границы не имеет юридического значения. И только при выездах на легковом автомобиле и международных перевозках день отъезда или прибытия определяется моментом реального пересечения границы.

Таким образом, периодом следованием по Беларуси можно законно считать лишь дни, потраченные исключительно на то, чтобы добраться от места работы (пребывания) до места отправления международного транспорта и от места прибытия такого транспорта домой.

Наша республика — весьма оживленный перекресток европейских магистралей. Поэтому белорус, командированный сразу в несколько государств, может, не заезжая домой и на работу, промчаться транзитом по Беларуси. И здесь возникает вопрос: по каким нормам выплачивать суточные за время такого транзита. Данная проблема не получила целостного правового решения – транзит хоть как-то урегулирован только для водителей-международников и командированных с ними лиц. Если обычно (при командировании в одну страну) дни отъезда за границу оплачиваются как дни пребывания в том государстве, куда работник направляется, то при однодневном транзите23 суточные возмещаются по нормам той страны, из которой работник возвращается. При этом нужно иметь в виду, что сутки, полностью потраченные на транзит по Беларуси,24 – покрываются по внутриреспубликанским нормам в белорусских рублях.

Если по пути в командировку или обратно произошла остановка на зарубежной территории (не менее 12 часов согласно расписанию пассажирского транспорта) для выполнения служебного поручения или по другим независящим от работника причинам суточные выплачиваются по нормам места остановки (для водителей-международников и сопровождающих их лиц – по нормам места командирования). Обоснованные остановки меньшей длительности (в том числе для пересадки) просто включаются в срок командировки и за них полагаются суточные по нормам места командирования. А вот при задержках без уважительных причин по вине командированного суточные не полагаются.

Кроме того, суточные не выплачиваются или выплачиваются не в полном размере при обстоятельствах, сведенных нами в нижеследующую таблицу:

Обстоятельства

Процент суточных от нормы страны командирования

Один и тот же день выезда из Беларуси и возвращения в нее

50%

Начиная с 61-ого в стране без белорусских посольств и консульств

70%

Осуществление командированным водителем международной автоперевозки грузов и выполнение любым командированным строительно-монтажных работ в России

не менее 40%25

Принимающая сторона взяла на себя обеспечение командированного питанием, транспортом и валютой на личные расходы

0% (за исключением времени нахождения в пути)

Наниматель предварительно сделал взнос за питание и проживание командированного, участвующего в международных мероприятиях

0% (независимо от норм суточных)

Принимающая сторона обеспечивает только питанием

30% (70% - при обеспечении одноразовым питанием)

Направляющая сторона предварительно оплатила лишь питание

15% при хотя бы трехразовом питании (но только по соответствующему решению нанимателя), 30% - при двухразовом питании, 70% - при одноразовом питании.

Принимающая сторона обеспечивает только питанием и валютой на личные расходы

15%

Принимающая сторона обеспечивает только питанием и транспортом (данный порядок может применяться нанимателем и при командировании для участия в международных мероприятиях)

15%

Отдельный исполнитель или дирижер получает вознаграждение в валюте за каждое свое выступление

0%  26

Примечание: Следует помнить, что гостиничный завтрак, включенный в счет за проживание, на выплату суточных не влияет.

 

Но бывают суточные и в повышенных размерах:

1) норма суточных увеличена на 100% для руководителей и на 60% для членов государственных делегаций, на 80% для руководителей и на 50% для членов правительственных и парламентских делегаций;27

2) суточные для художественных руководителей творческого коллектива, полностью или частично финансируемого из госбюджета, могут повышаться по решению нанимателя, согласованному с вышестоящим органом управления, до 150 долларов США в сутки (до 250 $ для руководителей коллективов с почетным званием). А простым членам таких коллективов и обслуживающему персоналу платятся обычные суточные, даже если принимающая сторона компенсирует все расходы, связанные с проведением гастролей (амортизацию сценическо-постановочных средств, компенсацию за отмену спектаклей или концертов);28

3) Судьям, обслуживающим международные футбольные матчи, и иным лицам, получившим официальные назначения ФИФА и УЕФА на международные футбольные матчи и иные футбольные мероприятия, оплата зарубежных суточных производится по нормам ФИФА и УЕФА за счет средств, выделенных этими организациями (т.е. точно так же, как при внутриреспубликанских командировках).

На основании Постановления Совмина от 24 апреля 2000 г. № 56129 Минфин не только устанавливает общие нормы оплаты зарубежных командировочных расходов, но и имеет право изменять эти нормы (фактически увеличивать) для отдельных командировок. Правда, только «в исключительных случаях и по обоснованным запросам» республиканских госорганов и бюджетных организаций. Так согласно Постановлению Минфина от 22 августа 2000 г. № 87 на время проведения XXVII летних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2000 года членам официальной спортивной делегации Беларуси нормы суточных в Австралии повышались до 65 австралийских долларов.30

3.8. Больше иных расходов

Исходя из общих правил, установленных ТК, любые расходы отнесенные к категории «иных» должны возмещаться с разрешения или ведома нанимателя. Но, как только дело доходит до «иных расходов» при заграничных командировках, нормотворческие органы об этом забывают и действуют по принципу: «Что нами разрешено – то строго обязательно». Поэтому все иные расходы (за исключением специально оговоренных ниже) компенсируются фактически в обязательном порядке – то есть разрешение или уведомление нанимателя как бы автоматически презюмируется (предполагается существующим).

Среди иных расходов, возмещаемых загран-командированному, Минтруда и соцзащиты перечисляет такие специфические, как:

— комиссионные по обмену в банке чека или одного вида валюты на другой и за совершение операций с использованием банковских пластиковых карточек;

— расходы по получению служебного паспорта и виз;

— страховые платежи от несчастных случаев и болезней во время поездки за границу.

Как мы не раз подчеркивали, к «иным расходам» относятся некоторые затраты, связанные с проездом к месту командирования и обратно. Это, прежде всего, компенсируемые каждому командированному:

— обязательные сборы (пошлины), взимаемые с граждан в аэропортах;

— платежи за сверхнормативный багаж, если его провоз входит в служебное задание.

Кроме того, работникам, совершающим командировку на транспорте нанимателя, компенсируются следующие заграничные расходы (на основании оригиналов подтверждающих документов):

— приобретение горюче-смазочных материалов;

— оплата стоянок;

— оплата дорожных, таможенных, экологических, ветеринарных и фитосанитарных сборов, разрешений на проезд, услуг по обработке транспорта на объектах приграничного сервиса (терминалах) и по конвоированию грузов под таможенным надзором;

— расходы по страхованию автотранспорта и гражданской ответственности перевозчика;

— оплата вынужденного мелкого ремонта, мойки и аварийной эвакуации транспорта;

— затраты на факсимильную связь;

— другие расходы, связанные с выполнением международных автомобильных перевозок.

В соответствие с Постановлением Совмина от 9 апреля 2007 г. № 451 загран-командированным из НГТРК (нацгостелерадиокомпании) дополнительно возмещаются произведенные с разрешения или ведома нанимателя взносы за участие в выставках (форумах, симпозиумах, семинарах), платежи за съемки в музеях и других закрытых местах; аренда автомобилей и сопутствующие авторасходы, факсимильная и спутниковая связь, ремонт оборудования (теле- и радиоаппаратуры).

Для всех вышеперечисленных возмещений (кроме связанных с получением служебного паспорта и виз) требуется представить оригиналы подтверждающих документов (счетов, квитанций и т. п.). Но при отмене командировки по независящим от командируемого работника причинам, дающей право на возмещение потерь, документы, подтверждающие получение виз, все-таки следует предъявить, а сверх того документ о возврате денег за сданный билет – иначе соответствующие затраты работнику не компенсируются.

Помимо вышеперечисленного, руководителям государственных, правительственных и парламентских делегаций выделяется до 300 долларов США (по согласованию с Президентом и больше) на организацию официальных приемов за границей.

3.9. Командирование трудящихся за границей

Среди белорусских тружеников есть и такие, чье место работы расположено за рубежом (и это не только дипломаты). Специфика их командирования сводится, главным образом, к исчислению суточных.

Если такие работники командируются в Беларусь, то для них все переворачивается. За время нахождения на Родине они получают суточные по внутриреспубликанским нормам и в белорусских рублях. По тем же нормам и в тех же деньгах компенсируется им и наем белорусского жилья, да и то лишь тогда, когда служебное задание исполняется вне поселения, где расположено жилище командированного. За время же проезда по всем иностранным державам суточные выплачиваются по нормам, установленным внутри государства места работы (оно еще называется «страной или государством пребывания»). Причем день въезда в Беларусь считается днем нахождения на белорусской территории, а день выезда из Отечества (если он не совпадает с днем въезда)31 – пребыванием за границей. Правда, суточные за неполные сутки пребывания в Беларуси выплачиваются как за полные при внутриреспубликанских командировках.

Командировка в пределах государства, где человек работает, компенсируется по нормам «страны пребывания».32 Причем при однодневных командировках — как обычно, лишь 50% от нормы.

Если же зарубежного работника командируют из страны пребывания в другое иностранное государство, то расходы компенсируются по нормам страны командирования. И только суточные дифференцируются: полные дни езды по стране пребывания и день возвращения в эту страну оплачиваются по ее внутренним нормам, а остальные дни по нормам страны командирования. Если же выезд из страны пребывания и возвращение в нее произошли в один и то же день – суточные за него выплачиваются по нормам страны командирования (50% от нормы при однодневных командировках).

Все остальные выплаты загран-работникам те же, что и для командируемых за рубеж непосредственно из Беларуси.

С повышенной детальностью регулируется командирование дипработников. Ему посвящена целая Глава 11 Положения о порядке и условиях оплаты труда, выплаты компенсаций и пособий дипломатическим работникам, работникам административно-технического персонала, направленным на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, и порядке уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование супругов дипломатических работников, утвержденного Постановлением Совмина от 30 августа 2008 г. № 1252.33

Уже из пункта 29 данного Положения мы узнаем, что с согласия дипработника его трудовой отпуск может присоединяться к командировке на Родину. Из пункта 47 известны: требование руководствоваться при командировании служебной необходимостью и экономией бюджетных средств и обязанность загранучреждений направлять приказы о командировках в МИД (срок исполнения – 3 рабочих дня). Причем сами руководители таких учреждений командируются только с письменного разрешения руководства МИД.

В остальном командированных мидовцев фактически приравняли к «простым смертным».

3.10. Обучение и стажировка за рубежом

При направлении работников в командировку для обучения и стажировки возмещение расходов осуществляется не только согласно нормам права, но и на основании письменной договоренности между направляющей и принимающей сторонами. Что дает этим сторонам возможность не только распределить командировочные гарантии-компенсации между собой, но и повысить их размер.

Правда, в тех случаях, когда принимающая сторона чего-то, положенного по нашему законодательству, не даст – недостачу обязана возместить направляющая сторона, то есть наниматель командированного.

Здесь нужно иметь в виду, что бывает еще обучение за границей, не связанное с командировкой.34 В процессе его почти все возмещается по нормам командировочных расходов, но это все-таки не делает соответствующие выезды командировками.

3.11. Выезд спортивных делегаций

Особая значимость спорта в нашей стране с особою силой подчеркнута Положением о порядке направления спортивных делегаций Республики Беларусь за границу для участия в международных спортивных мероприятиях, утвержденным Постановлением Совмина от 8 июня 2009 г. № 754.35

Для подобных командировок характерно следующее:

— всестороннее и энергичное участие самых высоких госорганов в процессе командирования и пространная регламентация руководящих функций;

— включение в делегацию не только спортсменов, тренеров и спортивных специалистов, но журналистов и прочих лиц;

— особые стандарты оформления командировочных документов (списков, планов-отчетов, смет-отчетов);

— возложение на руководителя делегации (ответственного за финансы) оформления командировочных документов (включая отчеты), оплаты всех расходов и выдачи суточных, определения маршрута следования, обеспечения флагами, записями гимна и другой национальной атрибутикой (несправившийся с этими обязанностями на 3 года лишается права возглавлять спортивные делегации);

— возможность отчитываться по нескольким командировкам, когда перерыв между ними не более 3 дней;

— оплата всего проезда от дома до места соревнований и обратно (ВНИМАНИЕ: спортивным делегациям уже полагается возмещать приобретение билетов по электронной почте);

— возмещение затрат (включая доставку, использование и ремонт) на физкультурно-спортивные сооружения, оборудование, инвентарь, спортивных лошадей, переносные радиостанции, обслуживающий автотранспорт, стирку (химическую чистку) спортивной формы;

— компенсация стоимости телефонных карточек и почтовых расходов по пересылке приглашений экспресс-почтой;

— оплата услуг медико-восстановительных центров в соответствии с регламентом проведения спортивного мероприятия;

— финансирование белорусских презентаций и иных представительских расходов (по согласованию с Совмином);

— оплата стартовых, заявочных, организационных, регистрационных, аккредитационных и других соревновательных взносов;

— особенности оплаты суточных при предоставлении жилья и питания согласно регламенту соревнований независимо от командировочных норм (Если предоставлено одно питание суточные выплачиваются только по решению руководителя направляющей организации в размере 15% от нормы при, как минимум, трехразовом питании; 30% - двухразовом, 70−100% — при одноразовом.36 А отдельным делегатам по согласованию с Совмином выплачиваются 50% суточных, даже если их полностью содержит принимающая сторона);

— если спортивные мероприятия «проводятся друг за другом» (чтобы сие ни значило), расходы по проживанию возмещаются за весь период нахождения за рубежом.

Кроме того, для доставки спортивных делегаций на Олимпийские, Паралимпийские, Дефлимпийские игры, чемпионаты (кубки) мира и Европы, еврокубковые турниры (игры) разрешается заказывать чартерные авиарейсы. При этом свободные места могут предоставляться за 30% их стоимости лицам, не входящим в состав спортивной делегации, но оказывающим политическую, информационную, материальную, моральную и иную поддержку спортсменам,37 а за полную стоимость также иным лицам.

3.12. Взаиморасчеты в рублях и валюте

При заграничных командировках денежные компенсации, как правило, выдаются в валюте страны командирования или любой другой иностранной валюте (практичней, конечно же, в СКВ). Но разрешается и в белорусских рублях (полностью или частично), особенно если у нанимателя нет (недостаточно) валютных средств на соответствующем банковском счете.

Бросается в глаза желание правотворческих органов сохранить валюту на счетах белорусских нанимателей, по возможности заменив ее отечественными деньгами. Во-первых, аванс может быть выдан в белорусских рублях для последующего посещения обменников. Во-вторых, не все предстоящие расходы покрываются предварительным валютным авансом. Например, расходы, связанные с проездом на транспорте нанимателя, авансируются лишь в части приобретения ГСМ, оплаты стоянок, дорожных, таможенных сборов, страховок и мелкого ремонта. Меж тем, как рассказано нами в пункте 3.8 данной главы, при таком способе передвижения есть много других расходов. Но их наниматель вправе возместить работнику уже после возвращения, причем в белорусских рублях по курсу Нацбанка. То есть командированный вынуждается тратить валюту из собственного кармана, а заодно экономить.

Разумеется, сумма, выданная не в валюте страны командирования, пересчитывается в эту валюту по курсу и правилам Нацбанка. А расходы на конвертацию подлежат возмещению на основании соответствующих документов (чеков, квитанций и т. п.).

Обеспечивается и целевое использование валюты. Еще до загранкомандировки наниматель, как и всегда, обязан ознакомить командированного с расчетом аванса, порядком и сроками составления авансового отчета, ответственностью за нецелевое использование и (или) невозвращение неиспользованных средств.38 При этом запрещено использование выданной для командировки инвалюты на другие цели.

Если у нанимателя достаточно валюты на счете, то ее там и берут для выдачи командированным. Если же валюты нет вообще либо же не хватает – ее следует приобрести в установленном порядке, в том числе за наличные через обменные пункты (кассы) белорусских банков. Причем отсутствие в нужный момент валютного счета и средств на нем оставляется обменник – единственным легальным источником приобретения валюты.

Если принимающая сторона возмещает командированному понесенные расходы, то соответствующие суммы вносятся в кассу нанимателя с приложением документов, подтверждающих их получение у принимающей стороны.

Для правильного осуществления денежных расчетов при заграничных командировках рекомендуем руководствоваться:

— Постановлением Минфина от 29 марта 2012 г. № 18 «Об установлении форм расчета денежных средств на служебную командировку за границу и отчета о затраченных на служебные командировки за границу денежных средствах, а также рациональном и обоснованном их расходовании»;

— Инструкцией о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Нацбанка от 29 марта 2013 г. № 185.

Кстати, указанная Инструкция допускает перечисление валюты на карт-счет для оплаты командировочных расходов по одной и той же командировке без представления полного отчета по ранее перечисленным суммам. Это исключение из общего правила, обязывающего выдавать деньги под отчет только после отчетов и возвратов остатков по ранее полученным суммам. Кроме того, за пределами данного правила — личная (корпоративная) дебетовая карточка, использование которой не увязано с предоставлением отчетов.

В той же Инструкции указано:

— наниматель и командированный вправе использовать для новых командировок то, что осталось от старых, надлежащим образом уведомив об этом обслуживающий банк;

— правильно выданные суточные последующему пересчету не подлежат;

— наличка, приобретенная работником в обменнике, нанимателем не оприходуется;

— курсы валют при авансировании исчисляются на день выдачи аванса по официальному курсу Нацбанка, при документально подтвержденных валютно-обменных операциях — по курсу их осуществления в соответствующем банке, а в остальных случаях – по курсу Нацбанка на день представления авансового отчета;

— при отсутствии белорусского официального курса соответствующей валюты используется ее кросс-курс к доллару США согласно сообщениям «Рейтер» или «Блумберг»;

— взаиморасчеты между нанимателем и работником по инвалютным суммам, меньшим номинала самой дешевой банкноты, осуществляются в белорусских рублях.

Окончательный расчет с командированным за границу должен производиться не позднее 30 дней после представления авансового отчета, причем за основу всех вычислений принимается валюта, в которой получен аванс.

При заграничных командировках гораздо чаще, чем при внутриреспубликанских, используются дозволенные Нацбанком электронные деньги.39