качай извилины здесь!

автор:

книга
«Основные характеристики
служебной командировки»

публикация третья переработанная
(законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 16 мая 2014 г.)
специально оговорены изменения и дополнения Трудового кодекса с 25 июля 2014 г.

«Командировать – послать по делам службы»

В.И. Даль

Командировки совсем не случайно - неотъемлемая часть отечественного фольклора: слишком много в этом явлении своеобразного, истинно нашего. То, что лощеные западные коммивояжеры именуют по-английски «business trip» и «mission», и звучит иначе, и выглядит по-другому. Разве дрогнет чье-нибудь сердце в ожидании необычайного, заслышав «Один из супругов отправился в бизнес трип»? Намек на срамную болезнь и более ничего. То ли дело – «муж уехал в командировку»… Песня! И беспредельный простор для озорных фантазий!

Даже официальные органы поддаются всеобщему веянью. Иначе как расценивать то, что в анкетах, утвержденных Минздравом для обращения за сексологической помощью,1 требуется указывать связь работы с командировками.

Впрочем, наши коллеги - юристы предпочитают употреблять менее романтичное словосочетание – «служебная командировка», хотя «внеслужебных» командировок попросту и не бывает. А «карьерным дипломатам» и правоведам-международникам привычнее еще более навороченные термин «краткосрочные служебные командировки», каковым в качестве поездки долгосрочной противопоставляется «выезд для работы за границей», хотя реальная длительность здесь не имеет значения.

А теперь, насладившись словами, встречающимися в тысячах(!) нормативно-правовых актов Беларуси, рассмотрим наиболее важные акты, регулирующие процесс командирования.

ГЛАВА 1. Общие положения

В данной главе нам предстоит выяснить специфические черты служебных командировок и пределы распространения соответствующих норм законодательства.

При этом сразу предупредим: прикомандирование (откомандирование, переведении) силовиков в данной книге не освещается.2 Так как оно принципиально отличается от служебных командировок.

1.1. Основные признаки

Главнейшие из интересующих нас норм права сконцентрированы в главе 9 «Гарантии и компенсации» Трудового кодекса от 26 июля 1999 г. № 296-З (далее – ТК).3 Оно и понятно – именно «гарантии и компенсации» вызывают наибольший интерес у большинства командированных. Однако, на наш взгляд, командировка - это, в первую очередь, разновидность исполнения трудовых обязанностей. И специфика в самих обязанностях, а не в пресловутых «доплатах».

Данную мысль подтверждает и часть первая статья 91 ТК, согласно которой командировка – это «поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы».

Расчленим процитированное определение на смыслообразующие компоненты – базовые характеристики соответствующих правоотношений.

1.1.1. Поездка

Во-первых, командировка - это «поездка». К тому ж, не любая, а именно «в другую местность», то есть за пределы населенного пункта, в котором осуществляется постоянная работа (служба) согласно трудовому договору (контракту). В этой связи интересен термин, использовавшийся ранее в транспортном законодательстве в качестве равнозначного понятию «командировка», – «работа водителей и автомобилей в отрыве от постоянного места дислокации» (теперь это называется «работа вне постоянного места стоянки»). А в некоторых отраслях аналог командировки называется еще и «полевым выходом».

Важно не перепутать исходную, так сказать, точку отсчета! Это именно место работы (службы), а не чего-то еще. Опытным контролерам известны случаи, когда работников пытались командировать «в обратном направлении» – из родного дома на работу (к примеру, жителя Смолевичей на Минский тракторный завод в качестве инженера-конструктора этого завода). В равной мере незаконно и командирование из дому в любое другое место, как через место работы, так и минуя его. Неизбежный итог подмены – суровые санкции за нецелевое использование средств и занижение налогов.

Зато вполне законно командировать человека туда, где он реально живет или зарегистрирован в качестве проживающего. Достаточно, чтоб это жилье находилось вне населенного пункта работы. И если место формальной регистрации не является фактическим местом постоянного проживания (пребывания), то даже выплата суточных обязательна согласно законодательству. А уж компенсации за проезд и проживание предоставляются на общих основаниях (даже за гостиницу вблизи родного дома, если документально подтверждено подобное проживание).

По тем же правовым основаниям возможны командировки в рамках одной и той же организации, если ее головное и структурные подразделения разбросаны по разным населенным пунктам. К примеру, тот, кто работает на Оршанском филиале, может быть командирован в головной Витебский офис или в Полоцкий филиал.

ЗАБАВНО, НО ФАКТ: пешком в командировки не ходят – поездки не получается. А на велосипедах, самокатах, лыжах, лошадях и т.п. почему-то выезжать в командировки не принято - традиция, понимаешь…

1.1.2. Распоряжение

Во-вторых, для командировки необходимо распоряжение нанимателя, оформленное надлежащим образом.4 Под «распоряжением» имеется в виду выражение руководящей воли (повеление, так сказать), а не название соответствующего решения начальства. Поэтому на практике признаются надлежаще оформленными «распорядительными актами» не только решения, озаглавленные «распоряжение», но - что чаще всего - «приказы», а для госслужащих еще и «постановления».5 Мы бы не исключали и каких-то других названий, но они нам, увы, не встречались.

По данному признаку не считается командировкой самовольный отъезд (пусть и в интересах службы) или законная поездка в рабочее время для выполнения государственных и общественных обязанностей (например, по вызову в правоохранительные органы или для осуществления депутатских полномочий). Ибо принявший соответствующее решение человек или орган не может считаться нанимателем лица, совершающего поездку.

Важно отметить и то, что посланный куда-то собственным нанимателем, не может считаться отправленным в командировку без надлежаще оформленного распоряжения именно о командировании (а не о чем-то ином).

Согласно статье 1 ТК наниматель – это «юридическое или физическое лицо», которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Но иногда вместо такого - официального нанимателя работника командируют иные лица – обычно вышестоящие, а порою мы наблюдаем самокомандирование руководителей организаций.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ, что «канувший в Лету» Высший хозяйственный суд в поисках средств на возмещение «командировочных расходов» временных (антикризисных) управляющих по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) решил разъяснить, что нанимателями таких управляющих должны считаться назначившие их организации. Соответственно контракт, заключенный между управляющим и назначившей его организацией приравняли к трудовому.6

Особый порядок командирования «руководящих работников» определяется вышестоящим органом или собственником имущества (его уполномоченным). Причем госструктуры предпочитают такой порядок, при котором руководитель госорганизации командируется только по решению или с предварительного письменного согласия соответствующего министра (председателя госкомитета) или его заместителя. Столь высокие руководители определяют и задание на командировку. В остальных же организациях порядок зачастую таков, что руководитель «сам себя командирует», как бы раздваиваясь на командирующего и командируемого, приказывая от первого лица (организации) третьему лицу (должностному лицу этой организации). Но, если подобное «самокомандирование» осуществляется без решения о делегировании соответствующих правомочий, оно считается несоответствующим законодательству и даже может стать наказуемым как превышение должностных полномочий.

Поскольку командирует наниматель, то командированным, разумеется, может быть только наемный работник, а не лицо, состоящее в каких-то иных (например, в гражданско-правовых) отношениях с той же организацией или частным предпринимателем.7 Это, конечно, не означает, будто понятие «командировка» применимо лишь в рамках трудовых отношений (о чем ниже).8 Просто рассматриваемые здесь нормы ТК не выходят за свои отраслевые рамки, и согласно статье 6 ТК под действие данного кодекса не подпадают «обязательства, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством».

Поскольку речь идет о правомерном распоряжении, то его невыполнение (отказ от поездки и (или) выполнения служебного задания) без законных оснований и уважительных причин будет считаться нарушением трудовой дисциплины, что чревато, как минимум, дисциплинарными взысканиями. А на практике, благословленной решениями судебных органов, строптивцев вообще увольняют по пункту 4 статьи 42 ТК («систематическое неисполнение обязанностей»).

В этой связи домоседам порою советуют включать в трудовой договор пункт об исключении командировок из круга должностных обязанностей. Вот только наниматель вряд ли согласиться предоставить нанимаемому столь явную «привилегию», скорее наймет кого-нибудь другого (без претензии на гарантированное домоседство).

Распоряжение (приказ) о командировании, как и всякое другое решение такого рода, может быть изменено, дополнено и отменено в соответствии с законодательством. При этом допускается изменение содержания служебного задания, сроков, места и других элементов командировки, но недопустимо ущемлять права командированного. К примеру, не возмещать законно произведенных расходов.

В случаях, предусмотренных нормативно-правовыми и локальными актами, международными и гражданско-правовыми договорами, командирование компетентных (уполномоченных) работников является строго обязательным – то есть наниматель не вправе уклоняться от издания соответствующих распоряжений. Обычно такая командировка необходима для осуществления руководства, контроля (надзора, наблюдения), консультирования, обучения, выполнения наладочно-пусковых работ или устранения чрезвычайных ситуаций (аварий, эпидемий и т.д.).

И здесь решению нанимателя предшествует требование о командировании, предъявленное (направленное) уполномоченными на то организациями и должностными лицами. Кроме того, некоторые правовые акты и договоры обязывают нанимателя согласовывать условия командирования с заказчиком соответствующих работ.

Аналогичным образом при командировании оплачиваемых помощников депутатов и членов Совета Республики выступающие в качестве нанимателей местные исполкомы действуют только по представлению соответствующего парламентария.9

Предшествует распоряжению нанимателя и приглашение принимающей стороны. Оно, хоть и не является юридически обязательным для нанимателя, все-таки накладывает на него некие моральные и партнерские обязательства. Трудно ведь отказать, если просят вежливо и настойчиво, к тому же, берут на себя часть командировочных расходов.

Кроме того, многие организации (государственные практически все) обязаны согласовывать свои решения о командировании с вышестоящим начальством. И тогда изданию распоряжения предшествует установленная процедура согласования.

Более явная разрешительная система установлена в уголовно-исполнительном законодательстве, согласно которому командирование отбывающих наказание осуществляется только с разрешения уголовно-исполнительной инспекции или начальника исправительного учреждения. При этом наниматель должен представить ходатайство (запрос), а работник обязан зарегистрироваться в территориальном органе внутренних дел по месту командирования.10

1.1.3. Срок

В-третьих, для командировки характерен «определенный срок». Бессрочных командировок не бывает по определению. Хотя, по умолчанию, срок служебной командировки может быть сколь угодно большим.

Для сравнения законодательство наших соседей – россиян аж до 25 октября 2008 г. сохраняло предельный 40-дневный срок командирования (не считая времени на дорогу) для всех категорий работников. В нашей же стране подобные ограничения в качестве общего правила исчезли давным-давно и только для силовых структур отменены недавно. Осталось одно исключение: срок непрерывной командировки на территорию радиоактивного загрязнения не может превышать одного года.11

Впрочем, некоторые белорусские правоведы склонны утверждать, будто предельный срок командировки – 30 дней, ибо командировки большей длительности возможны лишь с согласия работника.12 Однако, на наш взгляд, это не предел, а дополнительная социальная гарантия для работника.13

В то же время отсутствие в законодательстве предельных сроков – не мешает начальству сокращать сроки командировки. И здесь тон задает Президент, установивший общее правило - 2 дня на зарубежную командировку14 - и сурово спрашивающий с тех, кто этого правила не придерживается.

В том же направлении Министерство информации пошло дальше всех. Работников, подчиненных данному министерству, и руководителей, подведомственных ему, позволено командировать сроком более 1 дня (!) только с согласия Министра информации либо его заместителя.15 Сверх того, предусмотрена довольно обременительная процедура согласования многодневных командировок, служебных заданий и отчетов об их исполнении.

Кроме того, известны случаи, когда предельный срок командировки устанавливался трудовыми и коллективными договорами (контрактами, соглашениями) и иными локальными нормативными актами.

Законодательством фактически допускается изменение (продление, сокращение, восстановление и т.п.) сроков командировок. Для этого нанимателю достаточно внести соответствующие изменения-дополнения в свое распоряжение. Можно даже издать новое самостоятельное распоряжение об изменении сроков с урегулированием всех остальных последствий такого решения. При сокращении сроков поездки командированного принято «отзывать» (так, по крайней мере, обычно пишут в соответствующих распоряжениях).

Изменяя сроки, приходится руководствоваться не алгоритмами, четко прописанными в законодательстве, а здравым смыслом, поскольку отечественное право здесь ничего не разжевывает. Известно лишь, что дни временной нетрудоспособности получают особый статус, а при зарубежных вояжах явно продляют сроки командирования. Ну, и, конечно же, продлевая командировку сверх 30 дней, – придется получать согласие работника, если оно не получено раньше.

А вот если получено (например, по другим основаниям) – то тут начинаются споры. Одни правоведы полагают, что продление срока не изменяет служебного задания («сердцевины командировки») – поэтому продление срока не пересогласовывается, если согласована сама командировка. Их оппоненты (а их большинство) убеждены, что сроки важны не меньше задания, поэтому их продление за несогласуемые пределы подлежит новому согласования.

Порою длительные сроки командировки влекут особые последствия. Но об этом подробней ниже.16 Здесь же заметим, что четкое указание того, какие командировки считать «длительными», мы обнаружили лишь в:

- статье 363 Хозяйственного процессуального кодекса от 15 декабря 1998 г. № 219-З,17 где к длительным командировкам отнесены поездки сроком более 3 месяцев;

- Памятке работнику о сохранении коммерческой тайны, прилагаемой к Постановлению Правления Белкоопсоюза от 18 февраля 2002 г. № 69, где длительными считаются командировки свыше одного месяца.

Как видите, единства здесь нет, и обычно определяется «на глазок» достаточно ли продолжительна командировка, чтобы считаться длительной.

1.1.4. Задание

В-четвертых, командировка – это «выполнение служебного задания». В таком задании – суть происходящего. К нему сводятся специфические права и обязанности работника на время командировки. Оно обязательно закрепляется в распоряжении (приказе, постановлении) нанимателя и выполняется в установленный срок в указанном месте.

В ряде отраслей решениями республиканских органов управления установлен перечень поручений, которые только и могут считаться служебными, особенно при выезде за границу. И тут уж иные задания попросту неправомерны. Некоторые нормативные акты напрямую запрещает командировки «по вопросам, которые могут быть решены без выезда на места» и «направление работников в командировку за границу по вопросам, не связанным с их служебной деятельностью». Особую строгость здесь традиционно проявляют все силовые структуры.

В том, что задание именно служебное, не приходится сомневаться. Ведь ни одна командировка не может выйти за рамки сложившихся трудовых (служебных) отношений. Она не отменяет и не изменяет стержневых прав и обязанностей по трудовому договору (контракту), а лишь дополняет их комплексом специфических поручений и соответственно правомочий.

В частности командированный должен по месту командирования соблюдать тамошние правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда-отдыха (включая график работ и выходные дни).18 Для чего командированных положено обучать, стажировать, инструктировать и проверять на предмет наличия необходимых знаний прям по месту командирования.19 Есть и иные обязанности, исполняемые только в командировке: как например обязанность некоторых проверяющих сообщать нанимателю о месте своего размещения и контактных телефонах, а также о ходе проверки. Обязаны поддерживать связь с нанимателем и командированные водители.

Со своей стороны, наниматель обязан создавать командированному работнику условия, необходимые для качественного и безопасного выполнения служебного поручения, в том числе в предусмотренных правовыми актами случаях:

- провести предкомандировочный инструктаж, включая внятное изложение и понятное объяснение служебного задания;

ПРИМЕЧАНИЕ: авиационные специалисты проходят особый медицинский инструктаж при командировании за границу сроком более месяца, а также в страны с неблагоприятным климатом. А в целях борьбы с малярией и другими опасными болезнями при командировании в те страны, где высока вероятность заражения, любому работнику положен соответствующий профилактический инструктаж с вручением индивидуальных памяток.

- ознакомить с расчетом выданного аванса, порядком и сроками составления авансового отчета, а также предупредить об ответственности за нецелевое использование и (или) невозвращение излишних средств.

- расследовать и учитывать несчастные случаи на производстве и профзаболевания при исполнении служебного задания и проезда к месту командировки.20

Среди специфических обязанностей нанимателей-транспортников отметим возложенное на них обеспечение соответствия белорусскому законодательству всей работы водителей, командированных для грузовых перевозок.21 А вообще у транспортных организаций много различных задач, которые нужно выполнить при командировании водителей согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Министерства транспорта и коммуникаций от 10 июня 2010 г. № 286-Ц. Среди них всевозможные отборы-проверки работников и транспортных средств, обеспечение проживания и обслуживания, систематический контроль.

1.2. Сходные правоотношения

Вышеперечисленные качества служебной командировки законодатель счел недостаточными для того, чтобы выделить ее из ряда сходных правоотношений. Поэтому в части второй статьи 91 ТК уточняется, что «поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути, носит разъездной (подвижной) характер» не считаются служебными командировками. А из части первой статьи 30 ТК мы узнаем, что командировкой не является и такая разновидность перевода, как «поручение работы в другой местности».

К сожалению, отличать одно от другого и третьего приходится на свой страх и риск: опознавательных признаков в законодательстве не указано. Нам думается, разница – не в содержании, а в оформлении. Если оформить командировку так, как положено, то и нормы о разъездах и переводах окажутся неуместными. Если же оформить поездку в другую местность как перевод или работу «разъездного (подвижного) характера», то все – «с точностью до наоборот». Причем разъездную работу оформлять удобнее в том отношении, что все документы составляются раз и навсегда, а не для каждой поездки по-новому.

Именно наниматель уполномочен по собственному усмотрению определять, какой статус приобретут соответствующие поездки подчиненных. При этом опытные управленцы рекомендуют учитывать, как собственные выгоды и удобства, так и реакцию подчиненных. Кроме того, необходимо иметь в виду следующее:

1) В отличие от командирования, уместного для любого задания, перевод в другую местность по производственной необходимости возможен согласно статье 33 ТК лишь в «исключительных случаях» (среди каковых перечисляются ликвидации всевозможных ЧП, простои и угрозы имущественного ущерба), а также для замещения отсутствующего работника. Да и срок подобных перемещений ограничен одним месяцем (не больше месяца в год для замещения другого работника). Правда, этот срок позволено увеличивать по соглашению сторон – то есть почти как при командировках.

Переводимые в другую местность вправе не дать согласие на такое перемещение. Зато и доплаты (типа командировочных) им не полагаются: по новому - временному месту работы им гарантируется только отсутствие медицинских противопоказаний и зарплата не ниже средней накануне перемещения.

2) Поскольку согласно законодательству не всякую «разъездную работу» предписано вознаграждать «надбавками», то некоторые юристы утверждают, будто бы в статье 99 ТК и принятых на ее основе подзаконных актах содержится исчерпывающий перечень отраслей, в которых якобы только и разрешены «разъезды». Но это, увы, не так – отсутствие награды даже у нас не означает запрета. Однако следует иметь в виду, что из тысячи опубликованных толкований контролеры предпочитают «запретительные» – а потому не побрезгуют пресечь «разъездной (подвижный) характер работы», если не найдут соответствующей отрасли среди перечисленных в статье 99 ТК. Да и работник воспротивятся разъездному режиму без заслуженных компенсаций.

На этот случай напомним, что той статье указаны только «строительство, электроэнергетика, нефтеперерабатывающая и лесная промышленность, связь, лесное и водное хозяйство, автомобильный, водный, железнодорожный транспорт, изыскательские, геологоразведочные, топографо-геодезические и лесоустроительные работы, научные экспедиции, транспортировка нефти и газа, содержание автомобильных дорог». Как уже говорилось выше, исключительно для работников указанных отраслей доплаты за «разъездной (подвижный) характер работы» обязательны по закону, но только при наличии одного или нескольких из следующих обстоятельств:

- сверхурочные затраты времени на поездки;

- отлучки с места жительства;

- охват контролем достаточно обширного участка.

Таким образом, получается, тот, кому разъездные (подвижные) доплаты не гарантированы законом, может рассчитывать при поездках за пределы места работы только командировочные гарантии и компенсации.

Впрочем, с 25 июля 2014 г. в силу вступает новая редакция статьи 99 ТК, где нет вышеуказанного перечня отраслей. Что позволяет надеяться на его расширение и уточнение уполномоченным на то Минтруда и соцзащиты.

Нынче же следует помнить, что положение работников, оформленных как «командированные», существенно отличается от оформленных как занятые на «разъездных (подвижных) работах». Командированные трудятся в режиме места командирования, получают среднюю зарплату (как минимум) плюс суточные и могут не соглашаться на поездку свыше 30 дней. В то время как «разъездные (подвижные)» соблюдают режим по месту основной работы, получают заслуженную (а не среднюю) зарплату плюс разъездные надбавки (процент от размера суточных) и сроков своих поездок согласовывать не управомочены.

3) Законодательство не исключает одновременного командирования тех, кто переведен по производственной необходимости, и тех, чья работа носит разъездной (подвижный) характер. Вот только подобное совмещение работ, связанных с переездами, нужно осуществлять с особою филигранностью, чтобы никто не придрался к «двойному вознаграждению» за одно и то же. Для чего юристы советуют:

- командировочное задание должно отличаться от обычных трудовых обязанностей;

- командировка должна осуществляться в необычное место;

- надбавки по разным основаниям не должны выплачиваться за одну и ту же поездку.

1.3. Кадровый подбор

По умолчанию подразумевается, что наниматель самостоятельно решает, кого направить в командировку, и может послать любого. Вместе с тем, на практике к командируемым предъявляются повышенные требования, что нашло свое закрепление в целом ряде ведомственных и локальных нормативных актов.

Прежде всего, как указал Президент для заграничных вояжей,22 направлять следует «только тех лиц, в компетенцию которых входит решение вопросов, определенных в задании».

Для предотвращения коррупции в госаппарате под особо бдительный контроль поставлено командирование госслужащих за счет принимающей организации, дабы такие вояжи не прикрывали взятку. В частности статья 21 Закона от 20 июля 2006 г. № 165-З «О борьбе с коррупцией»23 объявляет коррупционным правонарушением – «принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку (то есть и командировку тоже) за счет физических и (или) юридических лиц». Исключения сделаны только для поездок:

- за счет соответствующих госорганов и (или) международных организаций в соответствии международными договорами Беларуси или договоренностями между белорусскими и иностранными госорганами;

- для согласованного с вышестоящими лицами или госорганами участия в мероприятиях, проводимых за счет средств общественных объединений (фондов);

- по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников, а также иных физических лиц, отношения с которыми не затрагивают служебной деятельности приглашаемого.24

По статье 24 того же Закона принимать услуги в виде приглашения в командировки запрещено и членам семьи государственного должностного лица (приравненных к нему лиц), но почему-то только от тех, кто находится в служебной или иной зависимости от высокопоставленного родича.

В некоторых случаях, для подтверждения классификации (уровня подготовки) командированный должен иметь при себе соответствующие документы: служебное удостоверение, наряд-допуск, разрешение на проведение работ, удостоверение по охране труда на соответствующем оборудовании и т.п.

Кроме того, должны обеспечиваться деловая и психологическая совместимость, а также эффективное взаимодействие командируемых совместно, индивидуальная дисциплинированность, отсутствие пагубных наклонностей, высокая квалификация, большой практический опыт (например, водителей со стажем менее года командировать в качестве «шоферов» не рекомендуется) и т.п. Неразумно командировать и тех, кто часто болеет или попадает в чрезвычайные ситуации. Но это уже пожелания, с точки зрения целесообразности, а не нормативные ограничения.

Некоторые нормативные акты все же содержат запреты на командирование лиц, склонных к выпивке и правонарушениям, и даже предусматривают составление «черных списков» работников, неподлежащих командированию. С особой строгостью употребление алкогольных, наркотических и токсических веществ преследуется среди водителей.

Более жесткий кадровый отбор (чаще всего осуществляемый лично высоким начальством) предусмотрен ведомственными нормативными актами при выезде за границу. Здесь приходится учитывать множество факторов, препятствующих командировке, в том числе угрозу разглашения государственной тайны и т.п.

По совершенно иным - гуманитарным мотивам ТК запрещает командировать беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Командирование же инвалидов и женщин с детьми от 3 до 14 лет (с детьми-инвалидами - до 18) разрешается только с согласия командируемых. Причем согласие матерей должно быть письменным.

ВНИМАНИЕ: согласно части шестой статьи 271 ТК те же ограничения, что и в отношении матерей, распространяются на отцов, опекунов и попечителей, воспитывающих детей соответствующего возраста без матери (достаточно чтоб она более месяца находилась в лечебном учреждении).

В силовых структурах врачебные комиссии вправе признать противопоказанными длительные служебные командировки недостаточно здоровым сотрудникам.

Командировки спортсменов – настоящая «terra incognita»,25 поскольку здесь многое решается в индивидуальном порядке, с учетом личных достижений и важности соревнований. Существует целый ряд решений Минфина, определяющих специфику командирования участников конкретных игр и чемпионатов.

Специально для спортсменов с 25 июля 2014 г. вводится глава 261 ТК, где помимо прочего имеется часть третья статьи 3149 ТК, согласно которой несовершеннолетие спортсмены26 командируются только с их письменного согласия, причем для недостигших шестнадцатилетия требуется еще и письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей).

Особые затруднения возникают при командировании совместителей. Ведь любое совместительство (в том числе для исполнения командировочного задания) согласно части первой статьи 343 ТК осуществляется в свободное от основной работы время. Правда, в соответствии с частью третьей той же статьи совместители (за исключением случаев предусмотренных законами и Президентом) не должны получать согласие по месту основной работы.

Отсюда вывод командировать совместителя возможно лишь в свободное от основной работы время (включая нерабочие часы, выходные дни, очередные и своекоштные отпуска). Естественно, в таком случае зарплата сохраняется и командировочные гарантии-компенсации выплачиваются только там, откуда командировали.

Впрочем, особенно ловкие граждане способны добиться признания командировки по совместительству уважительной причиной для отсутствия на основной работе и, тем самым, избежать наказания за прогул.

Чисто теоретически не исключены одновременные командировки по основному и по совмещенному месту работы с сохранением обеих зарплат и получением двойных гарантий-компенсаций, если обе командировки отработаны в полном объеме и сообразно букве закона. Но духу законодательства подобное совмещение претит. Да и не так-то уж сложно доказать, что две командировки в одну не вмещаются: ведь требуется дважды съездить и дважды вернуться – разновременно для основной и совмещенной работы, обеспечить двойное проживание и суммарные трудозатраты по 16 часов в сутки.

А посему предлагаем избегать командирования совместителей. Если же очень нужно – по крайней мере, не допускайте незаконного совпадения во времени исполнения двух командировочных заданий и двух переездов.

1.4. Четкий хронометраж

При учете рабочего времени служебные командировки учитываются отдельно. Причем срок командировки не только один из ее важнейших признаков, но и исходный показатель для всевозможных финансовых расчетов и прочих практических действий. Потому-то так важно с предельной точностью фиксировать «дату и время», в том числе делать правильные отметки в командировочном удостоверении.

Помните: до 25 июля 2014 г. «срок фактического пребывания в служебной командировке определяется по отметкам на командировочном удостоверении о дне прибытия и выбытия из места пребывания», и только после указанной даты – наниматель получит право обходиться без этих удостоверений с их пометками.

«Днем выбытия» в командировку считаются сутки официального отправления (выезда) транспортного средства из места (населенного пункта) постоянной работы, а «днем прибытия» – сутки официального прибытия транспорта в то же место. Если же время отправления или прибытия - 24-00 (оно же 00-00) - то это признается заканчивающимся днем. Любые фактические промедления и опоздания автобусов, поездов, водных судов и самолетов регулярного сообщения юридически не важны: имеет значение лишь время, указанное в билете.

И здесь не имеет значения, на каком именно транспорте командированный, в конченом итоге, добрался до места командирования или выехал из него. Важен, лишь транспорт, на котором командированный покинул населенный пункт по месту работы и возвратился в него же. Поэтому даже момент выезда на станцию (пристань, аэропорт) за чертой соответствующего поселения считается моментом отправления в командировку, а прибытие с такой станции (пристани, аэропорта) – моментом возвращения.

Впрочем, сутки отправления в командировку или возвращения из нее, которыми оперирует законодательство, – слишком расплывчатое понятие. Поэтому ТК предписывает работникам и нанимателям договариваться о точном времени окончания работы в день выбытия и явки на работу по прибытию. Причем соответствующая норма ТК сформулирована так, будто предполагается: работнику, возвратившемуся раньше окончания рабочего дня, положено появиться на рабочем месте. Между тем, практика далека от указанных норм: работники предпочитают все решать самостоятельно, а наниматели снисходительны к подобному «самоуправству» в период командировки.

Своевременное возвращение из командировки особенно важно для военнослужащих. Ведь в Уголовном кодексе от 9 июля 1999 г. № 275-З27 есть целых две статьи (445-я и 446-я), приравнивающие опоздание из командировки без уважительных причин соответственно к «самовольному оставлению части или места службы»28 и «дезертирству».29 А это при особой злокозненности содеянного может повлечь лишение свободы сроком до 15 лет.

Скажем и о том, что при вычислении отчетных показателей времени, затрачиваемого на командировки, полагается подсчитывать данные за 2-3 предшествующих года.30

1.5. Для профилактики жульничества

Пробелы в законодательстве, как всегда, открывают простор для хитроумной наживы. И самые лучшие шансы дает совмещение сроков командировок. Ведь никакой нормативный акт не запрещает совместить день возвращения из одной командировки и день отправления в другую. А это как минимум двойные суточные при многодневных командировках или сколь угодно большое число «полусуточных» за множество однодневных командировок, втиснутых в один и тот же день.

Но бдительные контрольные и правоохранительные органы неизменно находят способы признать подобные «мультикомандирования» серьезными правонарушениями – и наказать виновных.

Как же в таком случае быть, если, действительно, необходимо втиснуть несколько командировок в один и тот же день. И тут осторожные юристы рекомендуют объединять несколько поездок в рамках одной командировки. Тогда никаких двойных выплат не получается.

Вот только нанимателю в своем распоряжении следует изначально расставить все точки над «i», в том числе четко указать, по каким нормам выплачивать суточные в день возращения из одной и отправления в другую поездку. В полном соответствии с законодательством это могут быть более высокие нормы, а справедливость требует, чтоб именно их и предусмотрел наниматель. И только при заграничных командировках водителей-международников и их сопровождения транзитный проезд по стране урегулирован иначе.31

Еще одно ухищрение – получение нескольких возмещений за один и то же расход (например, за получение визы, уплату консульского и иного однократного сбора и т.п.). Напрямую это не запрещено, однако абсолютно абсурдно возмещать то, что уже возмещено раньше. Поэтому возместив подобные расходы полностью при первой же командировке – наниматель не должен их возмещать в последующем, несмотря на то, что они пригодились не раз. И даже рискнем предположить, что затраты, первоначально совершенные для себя («в личных целях»), некорректно признавать в последующем командировочными расходами.

1.6. За рамками трудовых отношений

В затруднительное положение попадают авторы, пытающиеся внятно ответить на вопрос: бывают ли служебные командировки за рамками трудовых отношений. Во-первых, однозначности мешает то, что служебные командировки народных избранников, милиционеров, эмчээсовцев, пограничников и других людей в форме почти не отличаются от командирования, прописанного в ТК, – вот только нанимателя заменяет иное начальство. Во-вторых, частные предприниматели и лица, работающие на основании гражданско-правовых договоров, склонны называть свои поездки по делам «командировками».

Наше мнение по данному вопросу таково: служебные поездки «народных избранников» и силовиков - несмотря на особый статус - необходимо ставить в один ряд с обычными командировками. Хотя бы, потому что нормы права в основном совпадают. Да и соответствующее отраслевое законодательство пестрит ссылками на общеобязательное законодательство. Яркий пример - «Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная Постановлением Минтруда и соцзащиты 30 июля 2010 г. № 115,32 распространяющаяся в равной мере на всех командированных: работников, депутатов, военных…

В рамках же отношений, регулируемых Гражданским кодексом, - нет места для «служебных командировок». Сторонам гражданско-правовой сделки полагается договариваться на принципах правового равенства так, чтоб извлекаемые доходы с лихвой возмещали понесенные расходы - а не командировывать друг друга в приказном порядке. Вероятно, такая логика побудила Минтруд когда-то писать, что «в случае направления в командировку лиц, не состоящих в штате, возмещение расходов осуществляется за счет прибыли». Да и сам участник гражданско-правовых отношений, получивший деньги под видом (названием) командировочных, должен учитывать их в качестве «грязного» дохода.

Зато ничто не мешает предусмотреть в договоре подряда, возмездного оказания услуг и тому подобных соглашениях компенсацию издержек подрядчика (исполнителя) по нормам командировочных расходов. И даже в тех случаях, когда в договоре это не предусмотрено – не исключено согласованное с налоговиками применение ТК по аналогии для расчета себестоимости товаров, работ или услуг, произведенных с выездами, похожими на трудовые «служебные» командировки. Ведь главные трудовые и налоговые ведомства нашей страны многократно разъясняли, что они, не считая поездки индивидуальных предпринимателей командировками, допускают увязку соответствующих расходов с полученными доходами.33

Впрочем, бывают и узаконенные отступления от данного правила. Так, Правительство34 «в порядке исключения» разрешало Белорусскому государственному университету информатики и радиоэлектроники производить оплату командировочных расходов лиц, не состоящих в штате этого университета, из числа резидентов и нерезидентов, являющихся соисполнителями международных контрактов, предусматривающих создание и поставку научно-технической продукции, за счет средств, предусмотренных в этих контрактах.

Те же, кому исключения столь высокого уровня не доступны, зачастую прибегают к заключению краткосрочных (на период командировки или чуть дольше) трудовых договоров, чтобы компенсировать командировочные расходы лицам, обычно не состоящим в штате.

Из сказанного по данному поводу вывод один: гражданско-правовой договор – довольно зыбкая почва для законных командирований. И невольно задумаешься, стоит ли перетаскивать чисто трудовые отношения на чужеродную почву гражданского права?

1.7. Расширительное применение законодательства о командировках

Сфера употребления командировочного законодательства выходит за рамки регулирования служебных командировок благодаря тому, что на это законодательство ссылаются разнообразные нормативные акты, не относящиеся к командированию работников.

Даже в самом ТК есть подобные ссылки:

1) В тех же размерах, что и при служебных командировках, положено возмещать стоимость проезда (включая проезд членов семьи)35 и суточные за каждый день нахождения в пути работникам, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, направлением, организованным набором либо приемом по предварительной договоренности. (ВНИМАНИЕ: с 25 июля 2014 г. эта формулировка изменяется: для трудоустраиваемых работников оставлены лишь «перевод и предварительная договоренность», зато те же компенсации предоставлены распределенным выпускникам).

2) В том же объеме оплачивается проезд при возмещении вреда здоровью, когда потерпевший и сопровождающие его лица выезжают на лечение.

3) По командировочным нормативам, но один раз в год и в урезанном до 50% размере, может оплачиваться проезд заочников вузов и спузов36 на установочные или лабораторно-экзаменационные сессии, а также для сдачи государственных экзаменов или подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

4) Аналогично командировочным расходам все наниматели возмещают расходы по найму жилья на период учебы (сбора) и по проезду работников, привлекаемых военкоматами для подготовки к военной службе.

5) В процентах от нормы суточных исчисляются надбавки за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне постоянного места жительства (полевое довольствие).

За рамками ТК компенсации по нормам командировочных расходов тоже встречаются:

1) При исполнении общественных и трудовых (служебных) обязанностей:

а) депутатам местных Советов на время его заседаний сохраняется средняя зарплата (денежное довольствие) и возмещаются расходы, необходимые для участия в заседаниях (проезд, проживание и суточные);37

б) свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым и т.п. компенсируются (оплачиваются), как командированным, посещения органов дознания (следствия) и суда;

в) военные комиссариаты возмещают образовательным организациям (учреждениям) затраты на проезд граждан к месту медицинского освидетельствования, обследования, лечения или переосвидетельствования и обратно;38

г) лицам, выполняющим общественные работы, выплачиваются суточные за время нахождения в пути, а заодно компенсируется проезд;39

д) дипработникам и членам их семей компенсируются расходы по проезду и проживанию и выплачиваются суточные за время следования к заграничному месту работы и обратно (включая перевод из одного государства в другое, задержки в пути и выезды для лечения);40

Кроме того, дипработникам возмещается проживание в гостинице в пределах аналогичных командировочных возмещений (Послам и Постоянным представителям в 1,5 раза выше) + 50% нормы на каждого члена семьи;41

е) выездные расходы временных (антикризисных) управляющих компенсируются, как при командировках;

ж) налогонеоблагаемые расходы частных предпринимателей на деловые поездки исчисляются по нормам возмещения командировочных расходов.

2) При обучении:

а) аналогично командировкам возмещаются расходы при выездах для обучения (стажировки, повышение квалификации, переподготовки) в тех случаях, когда учащихся не командируют.42 Кроме того, питание участников образовательных мероприятий за границей финансируется по нормам суточных, установленным для заграничных командировок.43

Работнику, направленному на обучение суточные могут уменьшаться до 50% при возможности ежедневного возвращения домой. Зато расходы по найму жилья возмещаются обучающемуся, как командированному, если ему не предоставлено общежитие;44

б) клиническому ординатору, направленному для подготовки в другой населенный пункт, возмещается наем жилья и проезд (до двух раз в год), а также выплачиваются суточные (до 90 дней в год), в том числе по половинной норме однодневных командировок при ежедневном возвращении домой;45

в) дополнительные личные расходы безработных за время проезда к месту обучения (прохождения практики) и обратно возмещаются как суточные при внутриреспубликанских командировках, а проезд и проживание практически, как командированным.46

3) При обеспечении питанием:

а) для работающих и несущих службу в радиоактивной зоне эвакуации (отчуждения) стоимость бесплатного трехразового горячего питания (денежная компенсация вместо него) установлена в размере внутриреспубликанских суточных;47

б) спасатели, привлекаемые к аварийно-спасательным работам, и все граждане, привлекаемые к другим неотложным работам, обеспечиваются питанием по нормам суточных (но не менее 0,3 минимальной зарплаты), если заняты на этих работах более 5 часов;48

в) членам экипажей гражданской авиации, осуществляющим международные перевозки, суточные и иные расходы возмещаются по нормам, совпадающим с нормами возмещения командировочных расходов,49 несмотря на всю своеобразность авиа-перелетов (влияющую на правила возмещения) и экстерриториальность воздушных судов. Причем в зарубежных аэропортах стоимость рационов бортового питания экипажей не должна превышать норм суточных при командировках в ту же страну;50

г) детям, осиротевшим или оставшимся без попечения родителей, полагается денежная компенсация на питание в размере суточных за дни участия в зарубежных спортивных мероприятиях.51

4) При оказании социальной поддержки:

а) ветеранам Великой Отечественной войны и пострадавшим от ее последствий компенсируются расходы на проживание в гостиницах (не более 3 суток) и выплачиваются суточные по командировочным нормам государства пребывания при посещении воинских захоронений и памятников на территории СНГ. Но при этом иные расходы возмещаются не так, как в командировках;52

б) органы по труду, занятости и социальной защите компенсируют, как командировку, проезд безработного, направленного ими для собеседования с нанимателем (но не более 4 суток за одну поездку). А при переезде безработного по месту трудоустройства ему полагается от нанимателя компенсация всех затрат и суточные, как командированному.53

Тем, кто ознакомился с вышеприведенными неисчерпывающими перечнями, думается, понятно, почему мы рекомендуем эту книгу не только тем, у кого в сумочке или кармане бережно сложено командировочное удостоверение.

1.8. В качестве влиятельного фактора

Командировка влияет на самые разные стороны нашей жизни. Во многих случаях такое влияние существенно для регулирования соответствующих общественных отношений. Приведем самые характерные примеры:

1) Нахождение в командировке очень часто признается уважительной причиной для несовершения тех или иных действий: неисполнения, неподписания, неприсутствия, неприбытия, неявки, ненаправления и т.п.

2) При командировании особо важных специалистов полагается назначать им временных заместителей. Прежде всего «временно исполняющие обязанности» положены руководящим работникам. Однако ничуть не меньше «врио» необходимы тем, кто постоянно востребован на рабочем месте. И даже командированным надолго родителям, приемным родителям и родителям-воспитателям в детдомах семейного типа тоже должна назначаться замена.

3) В судах командировка – основание для восстановления процессуальных сроков. А в силовых структурах и некоторых других организациях пребывание в командировке приостанавливает течение различных сроков. Чаще всего - сроков привлечения к дисциплинарной ответственности. Что является исключением из общего правила, поскольку согласно статье 200 ТК командировка не является основанием для продления периода наложения дисциплинарных взысканий.

Учитывается командировка и при иных датировках. Например, она отдаляет момент начала исполнения обязанностей, сдачи дел, проведения экспертиз и т.п.

Зато признать себя отцом еще не родившегося ребенка можно досрочно – перед отправлением в командировку, захватывающую предполагаемый момент родов.54

4) Человек во время командировки продолжает считаться «фактически находящимся на белорусской территории» и «налоговым резидентом Беларуси» (лицом, пребывающим де-юре и облагающимся на территории нашего государства).55 Кроме того, командированных сроком до 1 года полагается учитывать как присутствующих при переписях и обследованиях домашних хозяйств.

И, наоборот, при составлении списков избирателей на зарубежных участках для голосования учитываются граждане, не только находящиеся в длительных командировках, но и любые командированные, обратившиеся за регистрацией.

5) Расходы на командировки неизменно фигурируют в формах расчетов (калькуляций) затрат на производство соответствующей продукции, работ, услуг.

6) Значительная часть командировочных расходов учитывается как импорт зарубежных услуг и тем самым влияет на объемы всей внешнеэкономической деятельности Беларуси.

7) При выявлении пустующих домов не считаются таковыми дома хозяева, которых командированы.56

8) Нахождение в командировке дает основание для перерасчета (фактически уменьшения) коммунальных платежей.57

9) У людей в форме есть специальные требования к одежде (обмундированию) на время командировки. И в некоторых случаях им должны выдаваться спецодежда и иное «вещевое имущество»: например, при направлении в жаркие и тропические страны.

10) В документах по трудоустройству командировки фигурируют как важная характеристика работы, которую должны указывать и предлагающие, и ищущие работу.58

11) Соответствующая часть стоимости железнодорожного абонементного билета подлежит возврату за период командировки.59

12) Для предотвращения торговли людьми полагается отчитываться перед органами по гражданству и миграции о направлении работников за границу. Но для служебных командировок сделано исключение из строгого правила.60

13) Командировка зачастую указывается как причина тех или иных действий: как цель прибытия, как основание для получения инвалюты и т.д.

14) Длительное пребывание в командировке (особенно за рубежом) порою дает основание для досрочной проверки квалификации, получения повторного допуска к соответствующему оборудованию или секретам и т.п.

15) После загранкомандировки длительностью более 2 месяцев противопоказано сдавать кровь и ее компоненты в течение полугода.61

В перечисленных случаях факт командировки, как правило, должен подтверждаться документально.

1.9. Унификация командировочного законодательства

Начиная с 2010 г. в нашей республике ведется работа по унификации норм командировочного законодательства. И сегодня почти все решения госорганов и госорганизаций, предусматривавшие специфическое регулирование командирования, признаны утратившими силу. И повсеместно торжествуют единообразные правила.

Подобная унификация весьма упрощает и облегчает жизнь. Но мешает полноценно учитывать отраслевую и индивидуальную специфику командировок, что существенно сковывает инициативу на местах и не позволяет развернуться детальному нормотворчеству.

Впрочем, военные люди, всегда имевшие наиболее оригинальные правила командирования, многое сохранили в общевоинских уставах, утвержденных Указом Президента от 26 июня 2001 г. № 355.62 В частности:

1) В Уставе внутренней службы закреплены:

- процедура и форма «представления своим непосредственным начальникам» при убытии в командировку и возвращении из нее (статья 54);

- создание, подготовка, инструктаж, осмотр и проверка обеспеченности командируемых подразделений (команд), порядок исполнения ими задания и возвращения к месту службы. При этом выдается одно единственное командировочное удостоверение на всех, указываются порядок следования и питания в пути, меры безопасности, правила хранения-применения оружия и иные нормы несения службы, а также то, когда, куда и в чье распоряжение направляется подразделение (команда) (статьи 92, 256-259);

- медицинский осмотр прибывающих из командировок (статьи 321, 349).

2) В Уставе гарнизонной и караульной служб предусмотрены:

- осуществление по месту командирования учета командированных военнослужащих и контроля за их своевременным убытием к месту службы, что осуществляется гарнизонными комендатурами, военными комиссариатами, местными исполкомами и воинскими частями (статья 20 и Приложение 14);

- право военных комендантов и комиссаров прекращать командировки нарушителей воинской дисциплины, отсылая их по месту службы (статья 21);

- порядок сообщения о фактах и причинах задержки командированных военнослужащих, причем заболевший подлежит врачебному освидетельствованию (статья 24);

- прекращение командировки самим командированным в случае объявления мобилизации (пункт 5 Приложения 14).