качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

книга «Ответственность бухгалтера»

Глава 3. Перед лицом административной ответственности

Задачами являются защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.

Кодекс Республики Беларусь
об административных правонарушениях

 

Среди знакомых автора был один ветеран труда, который за долгие годы работы на различных ответственных должностях сохранил простодушную веру в то, что административная ответственность — это взыскания, налагаемые начальством (администрацией) на своих подчиненных.

Услышав такую безграмотную трактовку простейшего юридического термина, захотелось немедленно блеснуть познаниями. Но тут нахлынула черная зависть: «Везет же людям!». За столько лет ни разу не испытать на собственной шкуре того, что портит настроение всем, кто был пойман с непробитым талончиком, непристегнутым ремнем безопасности или неправильно исчисленными налогами!

Что ж дай Бог каждому из нас сохранить такое превратное представление об административной ответственности по той же самой причине. Пусть ответственность эта нисколечко нас не касается и всегда обходит стороной.

Но, с другой стороны, никакие знания лишними не бывают, да и счастливчики вроде нашего знакомого встречаются реже, чем выигравшие в лотерею автомобиль. Поэтому давайте обратим самое пристальное внимание на угрозу административной ответственности, пока ответственность эта бродит вдоль обочины и не выскочила к нам наперерез со своей полосатой палочкой.

«Полосатая палочка» — это, естественно, «затертый штамп». На самом деле говорить мы будем только о том, что имеет прямое касательство к бухгалтерскому учету, а правила дорожного движения и многое другое оставим на совести автомобильных и прочих специализированных изданий.

3.1. Самый удивительный кодекс

Из всех известных нам кодексов Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.12.1984 № 4048-X (далее — КоАП, действующий КоАП) кажется нам самым удивительным. Начать с того, что по названию он должен посвящаться нарушениям, а на самом деле посвящен ответственности за них (за что, кого, кто и как наказывают).

Продолжить можно тем, что это единственный кодекс, который до сих пор сам отказывается быть исчерпывающим перечнем тех правонарушений, которым он посвящен.

Так и сказано: «Положения настоящего Кодекса распространяются и на административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в настоящий Кодекс». И дальше не только Президенту и Правительству, но даже областным властям предоставляется право дополнять законодательство нормами, отсутствующими в КоАП.

Но больше всего удивляет перманентная изменчивость этого кодекса. Долгие годы в него вносилось по сотне изменений несколько раз в год. Иногда умудрялись принимать по два изменяюще-дополняющих закона в день. Рекордным оказались годы 1993 и 1999, когда успели принять по двенадцать законов о внесении изменений и дополнений в КоАП.

Но законодательные органы наконец-то придумали уникальное средство борьбы с этим нервирующим явлением. 21 апреля 2003 г. под номером 194-З появился новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — Новый КоАП), призванный сменить действующий.

С тех пор Новый КоАП уже 22 раза изменяли и дополняли, но еще ни разу не ввели в действие, А в действующий КоАП за то же самое время (три с половиной года!) внесли только небольшие редакторских поправки четырьмя законами и Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2005 г. № 540 «О некоторых вопросах производства по делам об административных правонарушениях». — Рекорд, достойный белорусской книги Гиннеса!

В связи с этим мы попадаем в неловкое положение. С одной стороны, рассказывать про действующий КоАП — значило бы отстать от моды, а анализировать новый — пока еще преждевременно. Поэтому мы попытались выбрать золотую середину: рассказать про действующий КоАП и сопутствующие ему нормативные акты, а только потом заглянуть в Новый КоАП, как книгу, предвещающую некое будущее, пока совершенно неопределенное.

То, что получилось в результате такого компромисса, — перед Вами.

3.2. От общего к частному

Товарищ Ульянов-Ленин когда-то учил нас, что прежде, чем излагать частные вопросы, следует разобраться в основополагающих вещах. Дескать, в противном случае неразбериха получится. Трудно спорить с «вечно живыми классиками», но мы и не спорим. Тем более что оба кодекса начинаются с общих норм.

Вот несколько «азбучных истин» из действующего КоАП.

1. Административное правонарушение (проступок) — это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, но не предусмотрена уголовная.

Практически принцип здесь простой: если не написано «открытым текстом», что эта ответственность административная — значит, перед Вами какой-то другой вид ответственности.

Умышленно — это когда правонарушитель осознавал, что он делает, и, предвидя вредные последствия, желал или допускал их наступления, а неосторожно — когда правонарушитель легкомысленно рассчитывал предотвратить вред или вообще не предвидел вредных последствий, хотя и мог бы.

Впрочем, в административном праве характер вины практически не имеет никакого значения. И злоумышленники, и разгильдяи почти всегда отвечают по одной и той же статье. Хотя у вторых больше шансов выпросить снисхождение.

Указ № 419 едва ли не первая попытка разделить умышленную и неосторожную вину в сфере налоговых взысканий.

И еще одно: пока к административной ответственности в Республике Беларусь можно привлечь только физических лиц: наших и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Для юридических лиц административную ответственность заменяют экономические санкции.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. «Наказывание» же производится в порядке, действующем во время и по месту рассмотрения дела.

3. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность, имеют обратную силу, т. е. распространяются и на правонарушения, совершенные до их издания. Акты же, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют (не применяются за ранее совершенные проступки).

4. Гражданство нарушителя КоАПфактически безразлично, поскольку на нашей территории иностранные граждане и лица без гражданства (если у них нет дипломатического иммунитета) никаких льгот при административном разбирательстве не имеют.

К административной ответственности, в принципе, можно привлечь с 16 лет (по Новому КоАП— с 14). Но несовершеннолетних бухгалтеров не бывает, поэтому в возрастных особенностях мы разбираться не будем. Условимся, что наша статья только о совершеннолетних.

5. На всякий случай можно запомнить способы, которые дают шанс отвертеться от административного наказания на законных основаниях:

6. Потенциальным правонарушителям следовало бы разбираться в видах административных взысканий. Допуская, что их может быть больше, КоАП перечисляет ровно 8 видов:

1) предупреждение (как правило, письменное);

2) штраф (от 0,1 до 300БВ, для должностных лиц — до 500 БВ);

3) лишение специального права на срок от 15 дней до 5 лет;

4) исправительные работы по месту постоянного трудоустройства сроком от 15 дней до 2 месяцев с удержанием до 20% заработка в доход государства;

5) административный арест на срок до 15 суток (считается исключительной мерой административной ответственности). Наложить административный арест на бухгалтера нельзя, если она (он) из числа:

6) возмездное изъятие орудия или объекта правонарушения (бывший хозяин получает вырученные деньги минус расходы на реализацию);

7) конфискация имущества, указанного в предыдущем пункте нашего перечня;

8) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся объектами правонарушения.

Три последних взыскания могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных, остальные — только в качестве основных. Это различие важно знать, чтобы за одно правонарушение не получить больше одного основного взыскания. «Второе основное» можно снять через суд как лишнее.

7. При наложении взыскания положено учитывать помимо прочего личность нарушителя и его имущественное положение.

8. Ответственность бухгалтера смягчается:

Впрочем, те, кто наказывает, вправе признать смягчающими обстоятельствами что угодно.

С отягчающими обстоятельствами все по-другому — здесь перечень исчерпывающий. К ним относятся:

9. При совершении нескольких правонарушений взыскание налагается за каждое в отдельности. Но одномоментно один орган может наложить за все нарушения лишь одно наказание в пределах санкции, установленной за более серьезное из нарушений.

10. Административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения (или его обнаружения — при длящемся злодеянии), либо месяца после отказа в возбуждении (прекращения) уголовного дела.

Только конфискация на таможне не имеет пока сроков давности.

11. Год без новых административных взысканий делает любого, наказанного в административном порядке, не подвергавшимся административному взысканию.

12. Имущественный ущерб, причиненный в результате правонарушения, возмещается отдельно по решению суда, в том числе в порядке гражданского судопроизводства.

13. Административное взыскание не освобождает от исполнения обязанности, невыполнение которой повлекло наказание.

3.3. Бухгалтерская «специфика»

Прежде чем анализировать частные случаи, хотелось бы выяснить в принципе, когда ответственность несет «бухгалтер по должности», а когда просто гражданин независимо от того, какая у него профессия (должность).

Разобраться в этом нам, как обычно, помогает Бухгалтерский Закон. Хотя в нем и нет четкого перечня бухгалтерских правонарушений, нетрудно догадаться, что в такой перечень включаются проступки, которые одновременно и нарушают нормы Бухгалтерского закона, и подпадают под действие административного права. Это явно читается в статье 17 Бухгалтерского закона, сулящей ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, в том числе за неправильное применение положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

В качестве самой бухгалтерской статьи КоАП следует упомянуть статью 151 3 , которая действует всякий раз, когда за бухгалтерские проступки нет более конкретной ответственности. Согласно этой статье главный бухгалтер или другие должностные лица, а также бухгалтеры-предприниматели за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности штрафуются в размере от 10 до 20 БВ, а за уничтожение бухгалтерских и других документов без соблюдения установленных сроков — до 100 БВ (!).

Под должностными лицами в нашем законодательстве принято понимать тех, кто постоянно, временно или по специальному полномочию занимает должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также уполномоченных на совершение юридически значимых действий. А значит, бухгалтер — это и есть та должность, которую упоминает данная статья.

Если лицо, уничтожающее бухгалтерские документы, действовало из корыстных или иных эгоистических побуждений, то ему придется нести уже уголовную ответственность. А это «пахнет» лишением свободы до 2 лет – о чем в следующей Главе нашей публикации.

Завершая переход от общего к частному, обращаем Ваше внимание на следующее. ПосколькуКоАП содержит неполный перечень случаев административной ответственности, то мы воспользуемся сами и рекомендуем нашим читателям в качестве своеобразного пособия одну очень содержательную и глубоко теоретическую памятку, составленную заботливым налоговым начальством для своих подчиненных и щедро опубликованную для всеобщего пользования. Это Памятка о составах административных налоговых правонарушений», утвержденная Приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 23.

3.4. Налоговые правонарушения

До вступления в силу Нового КоАПосновным актом, устанавливающим административную ответственность в сфере налогообложения, стал Указ № 419. Есть в нем и меры по пресечению правонарушений с использованием бухгалтерии. Это:

1) промедление с постановкой на налоговый учет, наказуемое предупреждением или штрафом в размере 0,5 БВ за каждую полную или неполную неделю просрочки, но не более  5 БВ в целом.

Данное правонарушение ненаказуемо, если сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) не наступили либо просрочка составила не более 2 рабочих дней для должностных лиц и 5 дней для иных граждан;

2) деятельность без налогового учета — 5 БВ за каждый месяц такой деятельности, но не более 20 БВ;

3) промедление с информацией об открытии (закрытии) счета в банке более 1 рабочего дня (5 дней без операций по счетам) — 2 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ;

4) просрочка с налоговой декларацией (расчетом) — 2 БВ + 0,5 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 10 БВ, при повторе  в течение одного года после наложения административного взыскания — 3 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ.

Это деяние ненаказуемо при отсутствии подлежащего уплате налога, сбора (пошлины), если просрочка не больше 3 месяцев для должностных лиц и 12 месяцев для иных граждан;

5) нарушение правил учета объектов налогообложения, а также отсутствие у налогового агента учета доходов, начисленных (выплаченных) клиенту (если это повлекло доначисление налогов, сборов, пошлин), — 2—20 БВ;

6) неуплата (неполная уплата) налога, сбора (пошлины) должностными лицами по неосторожности, если доначисленные платежи:

За то же самое граждане, неявляющиеся должностными лицами, штрафуются в размере 15% неуплаченной суммы, но не менее 1 БВ.

Но и должностные, и недолжностные лица могут избежать ответственности, если:

Несколько по иному карается в административном порядке умышленная неуплата (неполная уплата) налогов, сборов (пошлин). За это должностные лица могут получить 20−60 БВ штрафа, а иные граждане – штраф в размере 20% неуплаченной суммы, но не менее 5 БВ;

7) неудержание (неперечисление) налоговым агентом суммы налога, сбора (пошлины) по неосторожности — 1−10 БВ (от наказания спасают своевременные банковские поручения,  платежи, упреждающие налоговые проверки, а также незначительность неудержанных (неперечисленных) сумм (10 БВ для должностных лиц и 4 БВ для других налоговых агентов, если при этом уплачено хотя бы 95% причитающих налоговых платежей);

Тот же проступок, совершенный умышленно, наказывается 20−60 БВ штрафа;

8) непредставление в налоговый орган полагающихся сведений 10 БВ + 1 БВ за каждые три календарных дня просрочки, но не более 30 БВ, а представление недостоверных сведений — 10—30 БВ.

Здесь простительна просрочка до 1 рабочего дня, если установлен срок более 2 дней, а также простительно искажение сведений, неповлиявшее на правильность применения налогового законодательства;

9) отказ от подписания акта налоговой проверки — предупреждение или до 5 БВ штрафа.

Наложение вышеперечисленных взысканий осуществляется уполномоченными должностными лицами контрольных, налоговых и таможенных органов. Им же даровано право налагать арест на имущество в целях успешного применения мер административной ответственности. А вот отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности облегчает участь контролеров – избавляет их от необходимости составлять соответствующие протоколы.

Указ № 419 уточняет сроки, в течение которых можно привлечь к административной ответственности. Как правило, это год со дня совершения проступка. Но может быть и 3 года за незаконную деятельность, которая обычно вскрывается только во время тщательных проверок. Например, деятельность без налогового учета и любые действия, которые привели или могли привести к занижению налогов и других платежей.

Заодно уточняются и обстоятельства, смягчающими ответственность. К ним Указ № 419 относит:

Причем смягчающие обстоятельства уменьшают пределы административной ответственность, как и экономические санкции, – ровно в два раза.

В связи с Указом № 419 не применяются статьи КоАП  154 1  «Сокрытие, занижение прибыли и доходов» и 154 4  «Нарушение налогоплательщиками сроков постановки на учет в государственных налоговых органах». Но именно эти нормы кодекса помогают понять, что уклонение от налогов на сумму свыше 250 БВ влечет уже уголовную ответственность.

3.5. Иные нарушения в учете и отчетности

Поскольку бухгалтеру приходится заниматься учетом самых различных ценностей, то можно «нарваться» на довольно специфические наказания, связанные с искажением учета. Так, искажение правил учета (хранения, оценки, реализации и т. д.):

А есть еще статистическая отчетность, к которой бухгалтеры имеют самое непосредственное отношение. Поэтому следует помнить, что представление искаженных статистических данных, несвоевременное их представление или уклонение от представления влечет штраф 50−120 БВ (50−150 БВ для индивидуальных предпринимателей), а те же действия, совершенные повторно в течение года, — 150−350 БВ и 150−400 БВ соответственно (подпункт 1.1 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 18.05.1999 № 22 «О некоторых мерах по недопущению искажений данных государственной статистической отчетности» (в редакции декретов от 30 августа 2002 г. № 22, от 23 декабря 2005 г. № 19). Кстати, в связи с изданием этого законодательного акта не действует более мягкая статья 171 2  КоАП.

Менее строг таможенный учет. Здесь бухгалтеру за непредставление необходимой отчетности и несоблюдение порядка ведения учета грозит «всего лишь» 20—30 БВ штрафа (статья 193 34  КоАП).

3.6. Для мелких расхитителей и вредителей

Не всякое хищение, совершенное бухгалтером, преступно. В некоторых случаях «несуны» до рамок Уголовного кодекса просто не дотягивают, поэтому их наказывают в административном порядке согласно статье 51 КоАП:

3.7. Прочие экономические махинации

Кроме выше перечисленных наказаний за ущерб, нанесенный государственной экономической системе, в отечественном законодательстве существуют еще и взыскания за иные противоправные действия в сфере экономики и финансов, которые практически всегда совершаются при непосредственном участии бухгалтера. Здесь, вместе с действующим КоАП, важную роль играют указы Президента Республики Беларусь.

Так, например:

1) нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) или отсутствие экономических расчетов при определении уровня отпускных цен (тарифов) на реализуемые товары (работы, услуги) влечет штраф до 40 БВ, а при повторе до 80 БВ (подпункты 1.9−1.10 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в редакции указов от 12 ноября 1999 г. № 670, от 12 апреля 2000 г. № 179, от 30 сентября 2000 г. № 532, от 11 ноября 2000 г. № 588, от 22 ноября 2001 г. № 695, от 7 августа 2002 г. № 434, от 5 ноября 2003 г. № 487, от 27 мая 2004 г. № 258, от 4 июня 2004 г. № 268, от 8 сентября 2004 г. № 435, от 20 июня 2005 г. № 287, от 8 декабря 2005 г. № 580, от 3 февраля 2006 г. № 68, от 21 февраля 2006 г. № 110, от 28 февраля 2006 г. № 126, от 18 апреля 2006 г. № 254).

Указанные меры не распространяются на товары (работы, услуги), поставляемые за рубеж (исключение – цены, регулируемые Правительством, госорганизациями ему подчиненными, Нацбанком, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Для точности отметим, что в отношении бухгалтеров, которые не являются руководителями, продолжает действовать более мягкая статья 144 1  КоАП, предусматривающая 1—10 БВ и 10—20 БВ за нарушение порядка формирования цен и повторное нарушение соответственно;

2)  открытие и ведение счетов за пределами страны без специального разрешения (лицензии) Нацбанка наказывается штрафом до 40 БВ (статья 151 9  КоАП);

3)  незаконный ввоз и вывоз наличных денег хозяйствующими субъектами — до 20 БВ, при повторе — 20—50 БВ (статья 151 10  КоАП);

4) нарушение установленного порядка приема наличных денег — 20—50 БВ штрафа с конфискацией реализуемых товаров (продукции) (статья 154 5  КоАП);

5) незаконное осуществление банковских и иных финансовых операций, связанных с привлечением денежных средств, — 20—100 БВ, а при повторе — 50—200 БВ (статья 154 2  КоАП);

6) незаконное получение средств из бюджета либо государственных внебюджетных фондов — 5−10 БВ (статья 155 4  КоАП);

7) использование не по назначению или с нарушением законодательства выделенных государственных средств, материальных ресурсов — 10—30 БВ (статья 155 5  КоАП), в том числе из инновационных фондов согласно подпункту 2.4 пункта 2 Указа № 40;

8) нарушение установленного порядка привлечения и использования средств, полученных по внешним государственным займам, — 10—30 БВ (статья 155 15  КоАП), а нецелевое использование этих средств, неисполнение обязательств по расчетам за них — 10−50 БВ (статьи 155 16  и 155 17  КоАП);

9) нецелевое использование банковских кредитов, неисполнение обязательств по банковским кредитам, в том числе поручительств и гарантий — 30—50 БВ (подпункт 2.12 пункта 2 Указа № 40);

10) использование иностранной валюты без соответствующего разрешения (лицензии) — 50—300 БВ либо административный арест и плюс ко всему конфискация валюты (подпункты 2.1и 2.4 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 1 «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций» (в редакции декретов от 4 февраля 1998 г. № 1, от 15 декабря 1998 г. № 23, от 8 февраля 1999 № 6, от 15 февраля 2002 г. № 2, от 30 августа 2002 г. № 22, от 9 февраля 2006 г. № 2) (далее — Декрет № 1);

нарушение порядка проведения валютных операций — 70—150 БВ, а при повторе – 150—300 БВ или административный арест (подпункт 2.3 пункта 2 Декрета № 1);

необеспечение должного контроля за проведением валютных операций (в том числе непривлечение к ответственности виновных), если нет уголовщины — 100—300 БВ (подпункт 2.5 пункта 2 Декрета № 1);

несвоевременная обязательная продажа валюты, а также необоснованное занижение суммы средств, подлежащих обязательной продаже, — 30—50 БВ (подпункт  2.5 пункта 2 Указа № 40);

11) необеспечение своевременного поступления экспортной выручки или импортных товаров (работ, услуг) — 10—30 БВ (подпункт  2.6 пункта 2 Указа № 40);

12) сокрытие, занижение суммы заработной платы и доходов при начислении страховых взносов в Фонд социальной защиты населения — 2—5 БВ (статья 155 11  КоАП), а непредставление в установленные сроки отчетов и иных материалов, связанных с уплатой этих взносов, — 1—3 БВ (статья 155 12  КоАП);

13) заявление недостоверных сведений с целью освобождения от таможенных платежей, их занижения или возврата — 200—300 БВ (статьи 193 42  и 193 43  КоАП), а за нарушение срок уплаты этих платежей — 100—200 БВ (статья 193 44  КоАП);

14) нарушение сроков перечисления средств, полученных от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также предоставление недостоверных сведений о реализованном имуществе — 10—50 БВ (подпункт 2.8 пункта 2 Указа № 40);

15) непредставление, несвоевременное представление деклараций об объемах производства и оборота табачного сырья и табачных изделий, указание в них недостоверных сведений – 20−50 БВ (подпункт 3.3. пункта 2 Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий» (в редакции Указа от 8 апреля 2003 г. № 143, декретов от 16 февраля 2004 г. № 1, от 16 ноября 2004 г. № 14, Указа от 18 июня 2005 г. № 285, Декрета от 17 октября 2005 г. № 14);

а те же действия в отношении алкоголя и непищевого спирта наказываются строже – 80−100 БВ (подпункт 2.14 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (в редакции декрета от 14 декабря 2005 г. № 18)

16) отпуск или приобретение горючесмазочных материалов в нарушение установленного порядка — 5—30 БВ (подпункт 1.3. пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь 29.03.2002 № 161 «О неотложных мерах по обеспечению сохранности и эффективности использования горюче-смазочных материалов»);

17) непринятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству), — 10−50 БВ, а за подачу недостоверного заявления о неплатежеспособности — до 50 БВ (пподпункты 6.1 и 6.3 пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (в редакции Указа от 27 августа 2004 г. № 411) .

3.8. Банковская специфика

Банки — это особая часть нашей финансовой системы: здесь и бухгалтерский учет имеет свои особенности и меры ответственности тоже «особенные».

Кроме всего прочего, бухгалтер банка за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением клиентами порядка ведения кассовых операций, и бесконтрольную выдачу наличных может схлопотать штраф до 15 БВ, а при повторе — 15—20 БВ (статья 151 2  КоАП).

Есть особые меры ответственности и в Указе № 419:

При этом нарушения ненаказуемы, если просрочка не более 1 рабочего дня (при общем сроке свыше 2 дней) и (или) сумма платежа не выше 10 БВ.

Ответственность, установленная подпунктами 1.5 и 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов», предусматривает для бухгалтеров в банках и отделений почтовой связи штраф до 5 БВ за:

Впрочем, может пострадать и бухгалтер по ту сторону банковского окошка, который предоставил в банк недостоверную справку об исполнении обязательств по перечислению сумм страховых взносов. За это полагается до 10 БВ штрафа.

 

3.9. Наказуемые ошибки делопроизводства

Не случайно, еще с пеленок нас приучают к аккуратности. Тех, кто приучился, это спасает от административной ответственности за упущения в делопроизводстве.

Меры здесь отнюдь не шуточные. За утрату (уничтожение) самой незначительной, но подлежащей долгосрочному хранению бумажки, которая даже не попадает  в число бухгалтерских документов или хотя бы в разряд особо охраняемых, бухгалтера могут оштрафовать на 5—20 БВ (статья 89 1  КоАП). Конечно, за бухгалтерский документ дали бы и 100 БВ, а за секретную бумагу могли и посадить, но все-таки…

А еще все документы нужно вовремя сдавать в архив, а то в лучшем случае предупреждение, а в обычном — штраф 15—20 БВ (статья 89 2  КоАП).

То же самое грозит за несоблюдение государственных стандартов в оформлении документов и требований, предъявляемых к порядку работы с документами (статья 89 3  КоАП).

Несколько меньше — от 5 до 20 БВ — штраф за незаконный отказ в доступе к архивному бухгалтерскому документу (статья 89 4  КоАП). Однако же, не всякое «нельзя» осторожному бухгалтеру на пользу.

3.10. Обычные подписи с «привкусом» штрафа

Бывают случаи, когда бухгалтер ставит подпись, не придавая ей особого значения, а потом отвечает «по полной программе». И документ был не бухгалтерский, и подпись ничего не меняла, однако…

Так, например, подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическому состоянию и качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий и конструкций, может привести и на скамью подсудимых, а в лучшем случае — к административному штрафу размером 2—10 БВ, при повторе — 5—20 БВ (статья 142 3  КоАП).

3.11. К вопросу о неподчинении и воспрепятствовании

Бесспорно, у нас очень много крайне необходимых руководящих и контролирующих органов. И каждый из них защищается от нашего непослушания, как может. Поэтому в нашем административном праве так много видов ответственности за сопротивление законным действиям лиц, выступающим от имени белорусского государства.

Общая норма установлена в подпункте 2.10 пункта 2 Указа № 40: за воспрепятствование любому уполномоченному лицу в проведении проверки (ревизии) или неповиновение его законному распоряжению (требованию), а также неисполнение (ненадлежащее исполнение) и непринятие мер к устранению нарушений —10—50 БВ штрафа.

Кроме этой общей нормы в других нормативных актах есть еще нормы специальные, которые (по нашему мнению) нужно применять вместо общей. Но практика складывается так, что Указ Президента применяется в приоритетном порядке независимо от того, содержит ли он специальную или общую норму. Тем не менее, наш долг сказать вам, что специальные нормы существенно отличаются от общей. А такие специальные нормы есть даже в решениях самого Главы государства.

Так, согласно подпунктам 2.15−2.16 пункта 2 Указа № 419 за неисполнение (ненадлежащее и несвоевременное исполнение) требований налоговиков полагается предупреждение или штраф в размере 0,5 БВ + 0,5 БВ за каждый календарный день просрочки, но не более 20 БВ, а если чинить им препятствия, то — 10—50 БВ.

Кстати подобная неисполнительность ненаказуема, если просрочка не больше 1 рабочего дня, а срок исполнения более 2 дней.

До 10 БВ дают за невыполнение предписаний органов по земельным ресурсам, землеустройству, геодезии и картографии (статья 58 2  КоАП).

До 20 БВ — за воспрепятствование банковским проверкам и ревизиям (статья 151 5  КоАП).

От 5 до 30 БВ — за уклонение от исполнения предписаний антимонопольных органов (статья 155 1 КоАП).

От 5 до 10 БВ — за неисполнение требований милиционеров при проведении расследований, проверок, инвентаризаций, ревизий, а также в ходе получения необходимых милиции сведений (статья 166 5  КоАП).

До 10 БВ — за неисполнение законных требований сотрудников КГК (статья 166 8  КоАП).

От 2 до 10 БВ — за воспрепятствование законной деятельности прокурорских работников (статья 166 9  КоАП).

От 3 до 10 БВ (10—20 БВ при повторе) — за помехи представителям органа по управлению государственным имуществом и приватизации (статьи 166 11  и 116 12  КоАП).

До 10 БВ — за неисполнение любых решений о наложении штрафов (применении экономических санкций) (статьи 166 13  КоАП).

От 20 до 60 БВ — за неповиновение таможенникам, воспрепятствование таможенным проверкам и наказаниям (статьи 193 11 , 193 14 -193 18 и 193 32  КоАП). Разумеется, это произойдет только в том случае, если бухгалтер-правонарушитель действовал как должностное лицо, а не простой гражданин. А еще за воспрепятствование проведению таможенного обследования могут дать до 15 суток административного ареста.

За простое оскорбление находящихся на таможне «при исполнении» дадут меньше — от 20 до 50 БВ (статья 193 12  КоАП), а если угрожать этим ответственным людям насилием — штраф как при оскорблении, но могут впаять и 1—2 месяца исправительных работ или пресловутые 15 суток ареста (статья 193 13  КоАП). Как видите, таможня «защитилась» лучше всех, и за это ей наше особое уважение (респект, по-современному).

Прочитав этот длинный перечень нарушений и наказаний, любой бухгалтер поневоле станет более вежливым и покладистым со всеми «государственными» людьми.

А мы в назидание наиболее строптивым напомним, что есть еще ответственность за самоуправство («самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права») — причем уголовная, если причинен крупный ущерб либо существенный вред. В остальных случаях предупреждение или административный штраф от 2 до 5 БВ (статья 167 КоАП).

3.12. Об уважении права на труд

У всякого бухгалтера, а у главного бухгалтера в особенности велика вероятность нарушения законодательства о труде. А это само по себе (без признаков иного проступка) – до 10 БВ штрафа (статья 41 КоАП).

3.13. Алгоритм наложения административного взыскания

Прелюдия. Правонарушение.

Оптимистически взирая на нашу действительность, ответственно заявляем, что наложение административного взыскания начинается с совершения соответствующего правонарушения. Надо сделать нечто похожее на противоправный поступок — иначе административный процесс Вам не угрожает. Таков наш оптимизм!

Кроме того, производство по делу об административном правонарушении в отношении бухгалтера не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, если он:

Шаг № 1. Обнаружение правонарушения.

Даже преувеличивая справедливость и неотвратимость наказания, приходится признать, что для наказания преступить закон мало, нужно еще попасться органам, которые уполномочены выявлять соответствующие правонарушения. Все прочие органы (неуполномоченные) должны заниматься своим делом, а не лезть в чужую «епархию». Так не дайте же им себя проверить и, тем более, наказать!

Что до бухгалтера, то он практически всегда попадает в административный «переплет» во время официальных проверок. Поэтому начало проверки доставляет столько волнующих минут и тем, кто может погореть, и даже тем, кто чист «как горный снег».

Шаг № 2. Протокол.

В случаях, когда штраф налагается и взимается (предупреждение оформляется) на месте совершения правонарушения, а нарушитель ничего не имеет против — протокол не составляется. Но мы не знаем ни одного такого случая, который касался бы бухгалтеров.

Список тех, кто может оформить протокол об административном правонарушении, практически полностью совпадает со списком тех, кто проверяет бухгалтера. Перечислять представителей этих «грозных» организаций мы считаем излишним (в конце концов, их ведь не зовут — они сами приходят). Любой желающий может обнаружить данный перечень в любом нормативном акте об административной ответственности. Но все же будет не лишним напомнить, что органы КГК вправе применять санкции, налагать штрафы и аресты вместо любых контролирующих органов.

При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности. А в случае необходимости бухгалтера-нарушителя могут для составления протокола доставить в милицию (в служебное помещение таможенного органа).

В протоколе об административном правонарушении указываются следующие сведения:

Не забудьте обратить внимание! Без соблюдения всех этих формальностей протокол недействителен.

Протокол подписывается составителем, нарушителем, а также имеющимися свидетелями и потерпевшими. В случае отказа от подписания делается соответствующая запись, а нарушитель может изложить мотивы своего отказа.

Копия протокола вручается нарушителю под расписку или высылается почтой. Сам протокол незамедлительно направляется по месту рассмотрения дела.

Шаг № 3. Подготовка к рассмотрению дела.

При подготовке к рассмотрению дела выясняется:

Шаг № 4. Рассмотрение дела (производство по делу).

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто (в том числе непосредственно по месту работы, учебы или жительства), но под надзором прокурора.

Срок рассмотрения — 15 дней после получения материалов дела.

Дела иногда рассматривает непосредственное начальство тех, кто составил протокол (для бухгалтера это обычно руководство налоговых и контролирующих органов). Но в последнее время в нашем законодательстве все чаще и чаще в роли органа, рассматривающего дело и налагающего взыскание, фигурирует суд. В суде будет рассматриваться и абсолютное большинство правонарушений, описанных выше.

Дело, как правило, рассматривается в присутствии нарушителя, причем во многих случаях его явка обязательна и обеспечивается приводом. Если такой обязательности нет — дело могут рассматривать и без нарушителя, выяснив, что тот уведомлен надлежащим образом.

При рассмотрении дела нарушитель вправе:

Порядок рассмотрения:

1) объявление (представление) рассматривающих дело;

2) изложение дела, разъяснение прав и обязанностей участников, оглашение протокола, разрешение ходатайств;

3) заслушивание участников и исследование доказательств.

Доказательствами могут быть любые фактические данные, в том числе: официальные протоколы, объяснения нарушителя, показания других лиц, заключения экспертов, вещественные доказательства. Предметы и документы, изъятые в ходе задержания или досмотра, признаются вещественными доказательствами даже тогда, когда невозможно обеспечить присутствие понятых.

Оценку доказательствам дает тот, кто рассматривает дело. При этом КоАП разрешает руководствоваться внутренним убеждением;

4) заслушивание заключение прокурора, если он присутствует;

5) вынесение, подписание и объявление постановления по делу, предусматривающего наложение взыскания или прекращение дела;

6) копия постановления в течение 3 дней вручается под расписку (высылается) нарушителю. Кроме того, в КоАП по-прежнему сохраняется социалистический «атавизм», согласно которому о большинстве правонарушений положено информировать общественность (особенно по месту работы или учебы) и вносить во все заинтересованные инстанции предложения по устранению причин и условий противоправного поведения;

7) обжалование (срок 10 дней) постановления по делу, кроме постановлений суда, которые являются окончательными и обжалованию в административном порядке не подлежат.

Зато решение суда может быть отменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста — председателем вышестоящего суда.

Жаловаться бухгалтер должен либо в вышестоящий орган либо в суд. Впрочем, куда жаловаться, разберутся и без бухгалтера, поскольку по правилам жалобу положено направлять тому, на кого жалуются, чтобы он сам в течение 3 суток направил дело «по подведомственности».

Кроме того, постановление может опротестовать прокурор.

До рассмотрения жалобы (протеста) исполнение приостанавливается;

8) рассмотрение жалобы или протеста. Срок — 10 дней. Проверяется только законность и обоснованность вынесенного постановления. Другими словами, дело по существу повторно не рассматривается;

9) принятие по жалобе (протесту) одно из следующих решений:

10) копия решения по жалобе (протесту) в течение 3 дней высылается жалобщику (прокурору);

11) прокурор может опротестовать и решение по жалобе.

Шаг № 5. Отмена постановления и прекращение дела влекут возврат взысканного, отмену ограничений, компенсацию того, что нельзя возместить, и возмещение ущерба наказанному.

Шаг № 6. Исполнение постановления, вступившего в силу после или без обжалования.

Постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление.

Каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

Постановление не исполняется, если к исполнению не приступили в течение 3 месяцев со дня вынесения (без учета времени рассмотрения жалоб и приостановок исполнения).

Штраф подлежит принудительному исполнению по истечении срока для добровольного исполнения (15 дней). После этого он взыскивается из заработной платы (иного заработка), пенсии или стипендии, а при их отсутствии — за счет личного имущества.

Конфискация считается принудительным действием во всех случаях, т. е. добровольность здесь исключается в принципе.

Если немедленное исполнение ареста, исправительных работ или штрафа невозможно, допустима отсрочка исполнения (не более месяца).

Исполнение прекращается досрочно в случае:

Шаг № 7. Возмещение ущерба причиненного нарушением.

Имущественный ущерб должен быть возмещен нарушителем в течение 15 дней. Если он промедлит — начнется принудительное возмещение в порядке гражданского судопроизводства.

Вспомогательные шаги (процедуры).

1. Опора для каждого шага. В целях пресечения правонарушений, установления личности, составления протокола, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, а также исполнения постановлений по делам допускается административное задержание на срок до 3 часов, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов.

Задерживать за описанные нами нарушения имеет право милиция или таможня. Правда, при этом положено составить особый протокол, уведомить родственников и начальство задержанного.

2. При рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол.

3. В случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях, — назначается эксперт. Естественно, экспертом по «бухгалтерскому делу» будет другой бухгалтер.

4. Если нарушение имеет признаки преступления, дело передается органам прокуратуры, следствия или дознания.

3.14. Еще одна памятка

Было бы полезным взять на заметку еще одну памятку «Об организации работы по рассмотрению дел об административных правонарушениях», утвержденную приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 26 апреля 1999 г. № 85. Она, конечно, предназначена для работы налогового начальства, дабы при наложении взысканий оно не давало судам повода для отмены решений. Но и для тех, кто пытается поймать налоговиков на формальных упущениях, эта памятка может стать настольной брошюрой.

Даем краткое изложение основных требований, которые могут быть нарушены работниками налоговых органов.

Во-первых, оформление правонарушения должно быть очень тщательным, особенно в отношении сведений о наличии в действиях наказываемых признаков правонарушения и данных о личности правонарушителя. Все данные должны приводиться полностью. Правда, формальные недостатки легко исправить — достаточно уложиться в срок для наложения взыскания (исправления течения этого срока не прерывают).

Во-вторых, запрещено нарушать презумпцию невиновности и приказано уважать достоинство подконтрольных лиц. Доказать вину должны органы (лица), осуществлявшие проверку (составившие протокол о правонарушении). Нарушитель может, но не обязан оправдываться.

В-третьих, важно, чтобы нарушение устанавливали и рассматривали только те, кто на это уполномочен (нужный орган в нужном месте). По общему правилу, это налоговая инспекция по месту совершения правонарушения.

В-четвертых, правонарушителя положено знакомить с материалами дела, снабжать копией протокола, разъяснять права и обязанности, извещать о времени и месте рассмотрения дела.

В-пятых, привлекаемый к ответственности вправе заявлять ходатайства об истребовании и приобщении к делу материалов, о вызове свидетелей, назначении экспертизы и т. п.

В-шестых, при знакомстве с правонарушителем положено как минимум выяснить дату и место его рождения, место постоянного (временного) проживания, наличие судимостей и административных взысканий, род занятий, образование, состояние здоровья (наличие инвалидности), семейное положение, наличие иждивенцев, несовершеннолетних детей и их возраст.

3.15. Что Кодекс новый нам готовит?

Последние десять лет каждая очередная сессия белорусского Парламента обещает нам коренные перемены в сфере привлечения граждан и организаций к административной ответственности. Кажется, еще чуть-чуть и введут Новый КоАП. Но пока вступили в силу 22 Закона о внесении изменений в нормативный акт, бездействующий уже четвертый год.

Наш рассказ об административной ответственности бухгалтера остался бы неполным без, так сказать, «перспективного виденья», которое содержится в Новом КоАП.

Естественно, «понедельник начинается в субботу», и близкое будущее мало чем отличается от настоящего. Поэтому обратим внимание только на самые свежие «новеллы», которые уже прописаны в Новом КоАП.

Внешне Новый КоАП отличается от своего предшественника (да и кодексов вообще) специфической нумерацией статей. Все статьи пронумерованы цифрами, разделенными точкой. При этом число до точки обозначает номер главы, а после точки – порядковый номер в пределах главы.

Но главная особенность Нового КоАП в другом: он распространяет свое действие не только на физических, но и на юридических лиц, «признанных виновными и подлежащих административной ответственности», а также на индивидуальных предпринимателей, которые по своему статусу зачастую приравниваются к лицам юридическим. Поэтому вместо прежней двухступенчатой градации административных наказаний появилась четырехступенчатая, включающая, помимо прежних должностных и физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Причем (вопреки Конституционному равенству перед законом) размеры штрафов для различных категорий правонарушителей отличаются в разы.

Формально Новый КоАП объявлен единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Беларуси (статья 1.1). Хотя та же норма не исключает и существование других актов, предусматривающих административную ответственность. Про них сказано: «подлежат включению в Кодекс». Но в какой срок не сказано вообще, поэтому процесс включения (как и все временное) после вступления КоАП в силу может растянуться на весь период существования данного кодифицированного акта.

И еще одна отличительная особенность: в действующем КоАП административный процесс – составная часть единого акта. А Новому КоАП нужен напарник – доселе неизвестный нашей правовой системе Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. А пока такого напарника нет, мы остаемся в полном неведении относительно того, кто и как будет применять Новый КоАП. Административный процессе будущего сулит неожиданности!

Пополненным и усовершенствованным понятийным аппаратом Новый КоАП максимально сблизился со своим собратом – Уголовным кодексом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (в редакции законов от 8 мая 2002 г. № 98-З, от 24 июня 2002 г. № 112-З, от 4 января 2003 г. № 173-З, от 14 июля 2003 г. № 220-З, от 22 июля 2003 г. № 227-З, от 3 августа 2004 г. № 309-З, от 4 мая 2005 г. № 13-З, от 4 мая 2005 г. № 15-З, от 19 июля 2005 г. № 37-З, от 19 июля 2005 г. № 40-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 19 июля 2005 г. № 43-З, от 15 декабря 2005 г. № 71-З, от 31 декабря 2005 г. № 82-З, от 9 января 2006 г. № 97-З, от 29 июня 2006 г. № 137-З, от 17 июля 2006 г. № 146-З, от 17 июля 2006 г. № 147-З, от 20 июля 2006 г. № 162-З (далее – УК).

Судите сами, откуда могли так массово хлынуть слова «деяние», «покушение», «соучастие», «пособник», «совокупность» и тому подобный сленг? Причем сходство одним словарным запасом не ограничивается. Подробный анализ составных частей (субъективных и объективных сторон) правонарушения в Новом КоАП уже ничем не отличается от анализа преступлений в уголовном законодательстве. Даже возраст, с которого можно наказывать, снижен с 16 до 14 лет, для полной унификации с нормами УК.

Поэтому неудивительно, что с татья 6.2 Нового КоАП, перечисляющая виды взыскания, заимствует из уголовного законодательства « лишение права заниматься определенной деятельностью» (кстати, на срок от 6 месяцев до года, а с учетом статьи 7.4 так и до 2 лет). А ведь такой запретной деятельностью для нерадивых бухгалтеров-правонарушителей может оказаться «любимый бухучет».

Из УК в статью 4.5 Нового КоАП пришла и норма, предусматривающая привлечение к ответственности только при наличии выраженного в установленном порядке требования потерпевшего либо законного представителя. Среди таких «закладных дел» находим и вполне бухгалтерские правонарушения (деяния, сопряженные с бухучетом):

Кстати, по этим делам можно примириться с потерпевшим и тем самым избежать ответственности.

По аналогии с тем же УК в статье 7.4 Нового КоАП появились новые правила определения одного наказания за несколько правонарушений. Здесь каждое наказание определяется отдельно, а потом складывается с остальными. Причем максимально возможная сумма может быть больше, чем предельное наказание за самый скверный единичный проступок. В частности:

А принудительное изъятие согласно Новому КоАП может быть только дополнительным наказанием и не может применяться в качестве основного (единственного), как теперь.

Опять же: где у нас привлекают к уголовной ответственности? – Правильно, в суде. Вот и в Новом КоАП роль суда существенно возрастает. Судебная инстанция будет налагать административные взыскания гораздо чаще (можно сказать, что в большинстве случаев), а всякое принудительное изъятие предусмотрено осуществлять только по решению суда.

Впрочем, многие государственные органы так привыкли за долгие годы обходиться без суда в таком благородном деле, как наказание правонарушителей, что продолжают просить у законодателей прежние полномочия по наложению взысканий. И пока многочисленные предложения по изменению Нового КоАП рассматриваются Парламентом, «статус кво» успешно сохраняется.

В статье 7.2 Нового КоАП появилось такое немаловажное для бухгалтера обстоятельство, смягчающее административную ответственность, как «совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости». Не секрет, что бухгалтер зачастую действует и преступает закон именно при таких обстоятельствах. Что ж теперь закон смягчился к этому подневольному субъекту.

С наказаниями без срока давности Новый КоАП обещает покончить. Согласно статье 7.6 Нового КоАП за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также за иные административные правонарушения, выразившиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, можно будет привлекать не позднее 3 лет со дня совершения проступка и 6 месяцев со дня обнаружения. Удлинены (как правило, на месяц) и сроки рассмотрения дела, если решение по нему отменялось при обжаловании.

Естественно, в Новом КоАП гораздо больше норм, чем в действующем, потому что появились дополнительные, ранее не прописанные или недетализированные правонарушения. Некоторые из них можно совершить и в процессе бухгалтерской деятельности. Это:

Изменился, конечно же, и размер ответственности за ранее существовавшие проступки. Но, во-первых, изменился несущественно или в полном соответствии с последними решениями Главы государства, а, во-вторых, еще несколько раз изменится прежде, чем введут Новый КоАП. Поэтому не будем тратить время на пересказ неприменяемых норм.

А в качестве примера приведем самую бухгалтерскую из всех статей Нового КоАП. Это «нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов» (статья 12.1). Здесь за нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности) и отчетности предусмотрено 4−20 БВ, а за досрочное уничтожение бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности) и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов либо их сокрытие, либо иное нарушение правил их хранения – 10- 35 БВ. Статья 1513 действующего КоАП за то же самое предусматривает соответственно 10−20 БВ и до 100 БВ. Как видите, законодательство может сделаться мягче, ибо в первом случае существенно опускается нижняя планка, а во втором – еще существеннее верхняя.

Что касается налоговых правонарушений, то соответствующие нормы Нового КоАП регулярно и весьма оперативно приводятся в соответствие с появляющимися решениями Главы государства. Поэтому смеем надеяться, что Новый КоАП после вступления в силу, ничего не изменит в этой области. Да и не сможет – акты Президента имеют большую силу.

Напоследок еще раз напомним, что в данном разделе нашей публикации описан нормативный акт, который только может вступить в силу когда-нибудь потом! Мы с Вами всего лишь заглянули в будущее – во времена, когда суд станет ключевым звеном административного производства, когда юридические и физические лица будут нести ответственность по одному и тому же кодексу, а термин «экономические санкции» выйдет из оборота, как и «возмездное изъятие вещей». А еще, задержание правонарушителей станет доступно каждому из нас, ибо согласно статье 5.2. Нового КоАП причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, ненаказуемо, если это сделано для передачи виновного уполномоченным органам и пресечения правонарушений, а иные средства задержания были невозможны.

Ох, и наплачутся с Новым КоАП все жулики и проходимцы! А мы порадуемся в связи с торжеством правосудия!