качай извилины здесь!

автор: Пласковицкая А. А.
в соавторстве с Пласковицким А.Л.

Глава 2. Проторенессанс

2.1. Что такое проторенессанс?

Проторенессанс (от греческого «πρῶτος» – первый и французского «renaissance» – возрождение) – это предвозрождение, инкубационный период «новой эпохи». Он охватывает историю итальянского искусства от XIII в. до середины XIV в. и знаменуется возвращением античных сюжетов и ростом реалистичности произведений искусства.

Это был первый и решительный шаг к развитию всей человеческой цивилизации, к торжеству красоты и разума. Итальянская культура переживала блестящий подъем. Безличное цеховое ремесло уступило место индивидуальному творчеству. В литературе, архитектуре, скульптуре и живописи выдвинулись крупные мастера, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие.

Данный период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне (1337) и после. Первый из них яркий и жизнерадостный, второй – почти бесплодный, омраченный ужаснейшей эпидемией чумы (1347−1353), унесшей 24 млн европейцев (40% населения).

В 1320 г. в Париже появляется трактат музыканта и поэта Филиппа де Витри «Новое искусство». Название стало крылатым выражением, обозначающим искусство, пришедшее на смену средневековому.

2.2. Социально-экономические условия

В XIII в. по Европе катились коммунальные революции, в ходе которых города сбрасывали иго феодализма. Завоевав «хартию вольности» или ее аналог, горожане получали политические права и свободы, а также налоговые и торговые привилегии. Особо преуспевали итальянские городские республики, являвшиеся тогда самыми людными и богатыми на всем континенте. Уже в конце XIII в. Флоренция провозгласила «свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица».1

С каждым десятилетием ремесло и торговля городов приобретали все большее значения. По мере упадка и уничтожения Византии центрами Средиземноморской экономики становились прибрежные города Италии.

Итальянские купцы и их работники много путешествовали. Восточная роскошь, развитая византийская и арабская культуры будили желания и дух конкуренции. Неустанная борьба с морями и пустынями, по которым шли основные торговые пути, развивала силы. А высокоприбыльная внешняя торговля и формирующееся внутреннее мануфактурное производство приносили городским властям и купцам огромные богатства.

Эти богачи щедро финансировали создание красивого, полезного и разумного, поощряли стремление к новым достижениям и открытиям. Конечно, они делали это чаще всего для собственной выгоды или славы. Но их имена большей частью забыты, а потраченные ими деньги обогатили великими творениями все человечество.

Важно отменить еще и то, что в 1250—1494 гг. Италия не знала вторжения иностранных завоевателей. А внутренние войны были короткими и почти бескровными. Это редчайший случай в истории человечества, весьма поспособствовавший развитию Возрождения.

2.3. Побудительные мотивы

Начиналось Возрождения очень скромно и незаметно. К тому же, весьма «локально» – раньше всего возникло и ярче всего проявилось в Италии. Его главными центрами были Флоренция, Сиена, Пиза. Затем – Падуя, Феррара, Генуя, Милан. И, наконец, Венеция и Рим.

Толчком, побудительным мотивом, поводом почти всегда являлись сохранившиеся произведения классической культуры Эллады и Рима, а также их подражательницы – Византии.

В Средние века люди тоже находили рукописи и скульптуры классической Древности, не придавая им особого значения и зачастую уничтожая их в угоду религиозным убеждениям. Следовательно, недостаточно найти следы прежней великой культуры. Необходимо возродиться душой, почувствовать внутреннюю потребность в возвышенном. Только тогда следы величия предков помогают потомкам развиться. Иначе они только мешают, только отвлекают от погони за «хлебом насущным» (желательно с «маслом»), скрашенной мечтами о бесконечном блаженстве в Царствии Небесном.

Например, во второй половине XIV в. в итальянском городе Сиена была найдена мраморная статуя, красота которой потрясла сиенцев. На её пьедестале было высечено имя скульптора «Яинси», изваявшего её восемнадцать столетий назад. Но вскоре Сиена потерпела поражения в войне с Флоренцией. Магистрат объявил статую древним идолом, приносящим несчастье. И великое творение было безжалостно разбито, а его обломки закопаны.

В этой маленькой истории, как в капле воды, отразилась ожесточенная борьба между старыми и новыми взглядами на мир, человека и искусство. В этой безжалостной борьбе столкнулись закостеневшие в своих предрассудках средневековые ретрограды и активные свободолюбивые горожане (новая знать, купцы, ремесленники, ученые и деятели искусства).

2.4. Данте — основоположник

Самым прославленным среди зачинателей Ренессанса считается поэт всех времен и народов Данте Алигьери (1265−1321). Он родился во Флоренции в семье родовитых феодалов, но стал провозвестником совершенно иной эпохи. Его по праву считают создателем итальянского литературного языка – одного из первых национальных (народных) языков, вытеснивших из литературы латынь, превращенную Средневековьем в мертвый язык богословов и схоластов.

Сегодня трудно представить, какими силой и мужеством, какими трудолюбием и энергией обладал Данте, сделавший грубое наречие простолюдинов слогом высокой поэзии и воспевший не любовь к Богу, а любовь к смертной девушке Беатриче. У него земная страсть заявила о своих правах в мощных и восхитительных сонетах.

Вершина творчества Данте – «Комедия», прозванная «Божественной» (1307−1321). В этом произведении все три части («Ад», «Чистилище», «Рай») только формально посвящены религиозной тематике. На самом деле, автор, путешествуя по загробному миру, очень тонко и точно описывает грешные и благородные поступки, совершавшиеся люди тогда и продолжающие совершаться сегодня. Все это дает право называть «Божественную комедию» – «энциклопедией человеческой души».

Данте, как и все гении Ренессанса, был человеком многосторонним, он не только писал стихи, но и активно занимался политикой, проводил философские, исторические и филологические исследования. Его жизнь наполнена бескомпромиссной борьбой и скитаниями. «Следуй своей дорогой, — говорил он, — и пусть люди говорят что угодно!»2 Его дважды приговаривали к смертной казни, а умер он от нищеты и болезней.

Тем не менее, Данте никогда не сдавался и незадолго до смерти написал: «Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет». Но только через 150 лет после его кончины эти слова, как и вся «Божественная комедия», были опубликованы.

Сегодня Данте, Петрарку и Боккаччо называют «тремя китами, на которых зиждется Ренессанс» или «тремя корнями, вспитавшими Возрождение».

2.5. Готика и ее преобразователи

Характерной чертой итальянской живописи и скульптуры на заре Возрождения было доминирование готики, считающейся высшей и завершающей формой средневекового искусства, величайшим достижением так называемого «Возрождения ХII века».

Готика получила свое название от племени готов. И это не случайно. В этом стиле сквозили масштабность и буйство варваров, крушивших Римскую империю в IV—V вв. Невиданная ранее высота (порою выше 100 м.)3 и обширность готических соборов давали гораздо больше простора для мысли, фантазии и свободного творчества, чем прежние католические храмы. Большие здания и их огромные окна украшались все причудливей и живописнее.

И — что очень важно — готические храмы возвышались над городом, привлекая всеобщее внимание и становясь примерами для подражания. По их «образу и подобию» перестраивались жилые дома и городские ратуши, торговые ряды и крепостные башни.

Прославленным памятником итальянской готики является собор в Сиене. Сиена была давней соперницей Флоренции и одним из центров Проторенессанса. В XIII—XIV вв. здесь был воздвигнут изящный собор, над фасадом которого в 1284—1297 гг. работал Джованни Пизано (1245−1317). С Сиеной связано творчество Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Амброджа, Пьетро Лоренти, которые создавали шедевры на грани готики и чего-то нового, ещё невнятного.

Во Флоренции готику и новые методы успешней других сочетало семейство Орканья, представитель которого Арханжело (настоящее имя Андреа ди Чоне ди Орканья, 1308−1368) стал видным живописцем, скульптором и архитектором Проторенессанса.

У самых истоков итальянского Проторенессанса стоит основатель пизанской школы скульптуры Никколо Пизано (1220−1278). В 1260—1270 гг. его мастерская выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии. У этого мастера и его последователей рельеф скульптурных фигур был максимально приближен к формам живых людей. Естественно, многое в пизанской школе тяготеет к прошлому: сохраняются старые религиозные символы, в переполненных фигурами барельефах нет ощущения пространства. И все-таки это уже не средневековое искусство. Слишком многое напоминает античные образцы и наполняется реализмом.

Одним из самых ярких и последовательных сторонников античной культуры был скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио (1245−1310). Он одним из первых принялся целенаправленно подражать скульпторам и архитекторам Древней Греции и Древнего Рима. В результате гробницы кардиналов, украшенные Арнольфо, напоминали древние гробницы. В них нет средневековой напыщенности и мистики, зато есть простота и четкость классических линий Античности. Именно ди Кабио начал возведение главного храма Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре, законченного в последующем Джотто.

В то же время церковное зодчество Проторенессанса в большинстве случаев осталось верным средневековым базиликам с плоскими потолками и крестовыми сводами. Что, однако же, не мешало частичным заимствованиям коринфского стиля, особенно в расстановке и отделке колонн и образовании обширных свободных пространств внутри зданий.

2.6. Новая живопись Италии и Джотто

Новые веяния проникают в живопись Италии, в первую очередь благодаря художникам Римской школы. Среди которых выдвинулся один из крупнейших мастеров Проторенессанса — Пьетро Каваллини (1240−1330). Он первый существенно отошел от византийских церковных канонов. Его мозаики в церкви Санта-Мария и фрески в церкви Санта-Чечилия напоминают рисунки с натуры, а не средневековые трафаретные изображения, у которых тела скрыты балахонами, а постные лица искажены непропорционально большими глазами.

Позже ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе. Рождение проторенессансного искусства во Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302). Широко известна его картина «Мадонна на троне с Младенцем, Святым Франциском и четырьмя ангелами», исполненная для алтаря церкви Санта-Тринита (Святой Троицы) во Флоренции в технике темперной (эмульсионной) живописи.

Но самым радикальным реформатором живописи был величайший художник итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266−1337).4 Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись.

В своих работах Джотто практически полностью порвал с религиозными канонами и фактически изображал своих современников с каждым разом все реалистичнее. Он перестал соединять разновременные события в одной композиции. Картины Джотто пространственны, а фигуры имеют пластический объём. Архитектура и пейзаж подчинены действию, много внимания уделено интерьеру, каждая деталь направляет внимание зрителя к смысловому центру. При этом чувства изображенных персонажей охватывают и зрителей.

Знаменитыми работами Джотто являются роспись капеллы дель Арена в Падуе (1304−1306) и церкви Санта-Кроче во Флоренции (1320−1325)

Все живописные произведения Джотто являются своеобразными учебниками для художников, но особо пристального внимания удостоена его фреска «Поцелуй Иуды». Там красота, возвышенность и одухотворенность в образе Христа соединена с уродством и низостью в образе Иуды. Это единство — символ противоречий, присущих эпохе, как бы сошедшихся в страстном поцелуе.

Кроме того, Джотто знаменит как автор кампанилы (колокольного собора) во Флоренции (1334−1337). Он же оставил потомкам очень точное изображение кометы Галлея.5

Флорентийской художественной школе (Чимабуэ и Джотто) активно противостояла сиенская школа (Дуччо и Симоне Мартини). Это творческое состязание подталкивало развитие искусства.

2.7. Резкие контрасты

Как видите, творчество Проторенессанса было очень разносторонним, а судьба одного творца существенно отличалась от судьбы другого. Вместе с тем, у них было много общего. Все они продолжали придерживаться религиозной формы, но уже заполняли ее земными чувствами и желаниями, используя новые выразительные средства. В поисках новаций деятели Проторенессанса создавали языки, школы, направления и новые художественные технологии.

Оставалась лишь малость до того, чтоб из служанки церкви выросло самостоятельное искусство, ищущее свой идеал не в потустороннем мире, а здесь среди живых людей. Этот шаг и сделала культура Раннего Возрождения.

Что касается отрицательных моментов, присущих Проторенессансу, то нельзя не заметить: борясь с религиозной нетерпимостью, отстаивая свободу творчества, деятели Проторенессанса сами легко впадали в нетерпимость, ссорились по пустякам между собой и с окружающими, легко шли на поводу у своего бурного южного темперамента и были нетерпимы к критике. К сожалению, этот недостаток не только не исчез в последующем, но и приобрел впечатляющие формы. Во всех пустяшных спорах, мелких скандалах, бессмысленных массовых бунтах видные деятели Возрождения оставляли свой неизгладимый след. Что поделать: свободные художники очень часто выходят не только за рамки традиции, но и вообще за всякие рамки, в том числе за пределы элементарных приличий?!