качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий В.А.
в соавторстве с Пласковицким А.Л.

Приложение № 4

читать работу

Выступление
на городской научно-практической конференции

Добрый день!

Хочу предложить Вашему вниманию работу на тему «Героический образ в поэзии Владимира Высоцкого».

В данной работе я старался разобраться, какие герои нравятся мне и другим поклонникам поэзии Высоцкого. Для этого в тексте работы проанализировано более ста пятидесяти стихотворений различных тематических циклов, биография поэта, воспоминания его родственников, друзей и знакомых.

Много добрых слов сказано и написано о Высоцком. Но за похвалами в его адрес часто теряется то особенное, что отличает Владимира Семеновича от других авторов и делает его любимцем миллионов.

Между тем, героев Высоцкого трудно с кем-то перепутать. Вот, что говорит о них он сам: «Если основываться только на фактах – такой реализм меня не устраивает… Я хочу петь про людей, которые находятся в самой крайней ситуации: в момент риска, когда они в следующую минуту могут заглянуть в глаза смерти либо у них что-то сломалось, произошло или они на самом пороге неизвестного. Короче, людей на самом краю пропасти, на краю обрыва или идущих по узкому канату!».

Таких героев Высоцкий отыскивал всюду: на фронтах Великой Отечественной войны, в рыцарских хрониках, на спортивных аренах, высоко в горах, посреди бушующего моря, под куполом цирка, возле Северного полюса, а также в сказках и даже среди уголовников.

Максим Горький вложил в уста старухи Изергиль фразу: «В жизни, видишь ли, всегда есть место подвигам». Творчество Высоцкого стало ярким подтверждением этой истины.

В момент смертельного риска и предельного напряжения сил только настоящие герои способны вести себя достойно. И Высоцкий показывает, как именно они это делают.

Мы же, затаив дыханье, следим за ними. И наше сердце начинает биться в бешенном ритме пульсирующих стихов. С каждой строчкой мы вживаемся в образ героя, ощущаем себя героями. И надо признаться, чувствовать себя героем – очень приятно. За одно это можно полюбить Высоцкого. И думаю, за такие восхитительные ощущения его любят в первую очередь.

Ведь в каждом из нас живет герой. Но не каждому хватает духу на героические поступки. Тогда на помощь приходят песни Высоцкого. Одним они дают силы в тяжких испытаниях. Другим позволяют побыть в шкуре героя, ничем не рискуя и даже особо не напрягаясь. А третьим помогают разогнать тоску и скуку.

Не случайно творчество Высоцкого появилось и расцвело во времена «брежневского застоя», когда людям казалось, что все подвиги остались в прошлом и ничего героического уже не будет. Но тут появился поэт, который уводил из тихих, спокойных будней на грань между жизнью и смертью, дарил острые ощущения, которых не хватало в обыденной жизни.

Даже герои Великой Отечественной войны, о которых писали тысячи авторов до и после Высоцкого, предстали в песнях Владимира Семеновича такими яркими и величественными, что ветераны-фронтовики засыпали автора благодарственными письмами. Они не верили, что эти песни придумал человек, которому в конце войны было семь лет, а не их фронтовой товарищ.

Точно также автора песен принимали за своего моряки, летчики, альпинисты, полярники и многие-многие другие. Ведь в своем творчестве поэт охватил практически все стороны человеческой жизни и раскрыл каждому романтику его профессии, а также истинный смысл вечных понятий добро, свобода, честь, дружба, любовь.

Как сказано в одной из баллад:

 

Время эти понятья не стерло,

Нужно только поднять верхний пласт –

И, дымящейся кровью из горла,

Чувства вечные хлынут на нас!

 

Но даже тогда, когда персонажи песен Высоцкого имели реальных прототипов, главным источником, из которого поэт черпал геройские качества, была его собственная, по-настоящему героическая душа.

Ведь то, как он творил, было по силам только незаурядной личности. «Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал… Работа с полной самоотдачей. На износ. Всегда и во всем» – писал Роберт Рождественский.

Получился хороший образец для тех, кому обычная жизнь кажется слишком серой и неинтересной, кто мечтает стать сильным и мужественным.

О том, какое воздействие мечтал произвести и произвел Высоцкий своим героическим эпосом на таких, как я и мои сверстники, лучше всего сказано в «Балладе о борьбе». Поэтому хочу закончить свое выступление именно этим стихотворением.

 

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

 

Детям вечно досаден

Их возраст и быт, –

И дрались мы до ссадин,

До смертных обид.

Но одежды латали

Нам матери в срок,

Мы же книги глотали,

Пьянее от строк.

 

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз,

И кружил наши головы запах борьбы,

Со станиц пожелтевших стекая на нас.

 

И пытались постичь

Мы, не знавшие войн,

За воинственный клич

Принимавшие вой,

Тайну слова «приказ»,

Назначенье границ,

Смысл атаки и лязг

Боевых колесниц.

 

А в кипящих котлах прежних боен и смут

Столько пищи для маленьких наших мозгов!

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

 

И злодея следам

Не давали остыть,

И прекраснейших дам

Обещали любить,

И, друзей успокоив

И ближних любя,

Мы на роли героев

Вводили себя.

 

Только в грезы нельзя насовсем убежать:

Краткий век у забав – столько боли вокруг!

Попытайся ладони у мертвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

 

Испытай, завладев

Еще теплым мечом

И доспехи надев,

Что почем, что почем!

Разберись, кто ты – трус

Иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус

Настоящей борьбы.

 

И когда рядом рухнет израненный друг,

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его – не тебя, –

 

Ты поймешь, что узнал,

Отличил, отыскал

По оскалу забрал:

Это – смерти оскал!

Ложь и зло, – погляди,

Как их лица грубы!

И всегда позади –

Воронье и гробы.

 

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, –

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

 

Если мясо с ножа

Ты не ел ни куска,

Если, руки сложа,

Наблюдал свысока

И в борьбу не вступил

С подлецом, с палачом –

Значит, в жизни ты был

Ни при чем, ни при чем!

 

Спасибо за внимание. Может быть, есть вопросы, хотелось бы рассказать побольше.

читать работу