качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий В.А.
в соавторстве с Пласковицким А.Л.

Приложение № 3

читать работу

Выступление
на районной научно-практической конференции

Добрый день!

Хочу предложить Вашему вниманию работу на тему «Героический образ в поэзии Владимира Высоцкого».

Творчество Владимира Семеновича Высоцкого сопровождает меня всю жизнь. В раннем детстве я слушал его песни вместо колыбельных. Его слова цитировали мне для пущей убедительности, чтобы доходчивее объяснить самые разные явления. Постоянно встречались газетные статьи и книги, фильмы и передачи о Высоцком. Его всегда любили и любят мои родители.

Вырастая, я и сам постепенно увлекся Высоцким и полюбил его песни. Но чем больше нравилось творчество Высоцкого, тем сильнее хотелось разобраться, что именно и почему мне нравится?

Проанализировав свои чувства, я понял, что самое сильное впечатление производят герои, от имени которых поет Высоцкий. Именно в этих героях миллионы поклонников находят то, чего им так не хватает в повседневной жизни.

Максим Горький вложил в уста старухи Изергиль фразу: «В жизни, видишь ли, всегда есть место подвигам». Творчество Высоцкого является ярким подтверждением этой истины. Его песни стали местом для подвигов. И это, прежде всего, объясняется тем, что для самого Высоцкого такие понятия как честь, дружба, любовь, свобода – не пустые звуки, а рассуждения о добре и зле – никогда не казались пустыми.

 

Время эти понятья не стерло,

Нужно только поднять верхний пласт –

И, дымящейся кровью из горла,

Чувства вечные хлынут на нас!.. –

 

говорит поэт в одной из прекраснейших песен – «Балладе о времени».

Поэтому он сумел найти и показать героическое, создал целую галерею сильных личностей, которые привлекают пристальное внимание и становятся образцом для подражания.

Каждая его песня – своеобразный урок, подсказка, как вести себя в тяжелой ситуации, как справляться с трудностями и побеждать обстоятельства. Высоцкий сумел раскрыть разным людям подлинную романтику их профессии, их жизни. Ту романтику, которую мало кто видел самостоятельно.

 

Покой только снится, я знаю.

Готовься, держись и дерись!

Есть мирная передовая,

Беда, и опасность, и риск.

 

Разобравшись в этом, я решил обобщить свои выводы – для этого и была подготовлена данная работа. И теперь мне очень хочется поделиться своими открытиями и впечатлениями со всеми, кому интересно творчество Высоцкого.

Но этот реферат не только для них. Будет интересно поспорить с теми, кто критикует Высоцкого. И нельзя исключать, что кто-то, прочитав мою работу, впервые заинтересуется творчеством Высоцкого и найдет в этом творчестве что-нибудь важное для себя и своих близких.

Ведь в каждой песне, в каждом стихотворении есть свой герой и своя драма. Каждая песня скрывает в себе некий подтекст, глубокий дополнительный смысл. И каждой песне можно дать толкование, соответствующее различным обстоятельствам и настроениям. И это помогает находить решения в сложных ситуациях, прояснить собственные взгляды, вести себя достойно.

В моей работе в качестве доказательства этой мысли анализируется «Песенка прыгуна в высоту». Не трудно убедиться, что не только знаменитый прыгун Брумель, которому посвящена песня, но и каждый из нас, кому дорого собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнение большинства, может повторять слова:

 

Но я лучше выпью зелье с отравою,

Я над собою что-нибудь сделаю,

>Но свою неправую правую

Я не сменю на правую левую!

 

Высоцкий всегда стремился к тому, чтобы любое его выступление давало представление обо всем творчестве в целом. У него не просто много поэтических произведений — им написана большая и по-своему стройная Поэтическая книга. Кто-то может возразить, что это не так. Мол, книга, согласно энциклопедическому словарю, – это «непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц). А таких изданий Высоцкий не выпустил ни одного.

Согласен, таких изданий ему выпустить не позволили. Ведь как пел сам Высоцкий:

 

Организации, инстанции и лица

Мне объявили явную войну –

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну,

Затем, чтоб доказать – я в колесе не спица.

 

Но ведь определение словаря выпячивает материальную сторону понятия, а духовный смысл слова «книга» лучше всех выразил Борис Пастернак, который написал: "Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего".

Именно это определение подходит для той книги, которую написал Высоцкий. Он создал целый песенный мир, который стал своеобразной энциклопедией нашей жизни, где "все есть", и все темы взаимодействуют и пересекаются друг с другом. «Песни я пишу на разные сюжеты. А тема моих песен одна – жизнь» – говорил сам Высоцкий. Поэтому Книгу, которую создал Высоцкий можно назвать «Жизнь», «О Жизни» или «Наша Жизнь».

Очень часто Высоцкий изображает известные явления и известных персонажей, про которых писали многие до него. Но он пишет о них так, что трудно оторваться. Высоцкий в своих песнях мог придать даже самым обыденным слова, иной смысл, высокий, «высоцкий».

Так, например, слово «иноходь» в его песне «Бег иноходца» не ограничивается прежним смыслом, и означает не только своеобразную походку лошади. В этой песне скакать иноходью означает жить «иначе, по-другому, то есть не как все». «Иноходь» – синоним личного своеобразия, индивидуальной неповторимости. А, слушая «Песню микрофона», представляешь себе не железный штатив с кругляшом на конце, а честного человека с измученной душой.

Описание людей и событий у Высоцкого западает в душу. И время от времени хочется слушать и повторять про себя и вслух строки его стихотворений, цитировать Высоцкого для прояснения различных житейских ситуаций.

Многие выражения, которые придумал Высоцкий, стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки. Например, «лучше гор могут быть только горы», «жираф большой – ему видней», «лишь мгновение ты наверху – и стремительно катишься вниз», «ты, Зин, на грубость нарываешься, все, Зин обидеть норовишь!»

Книга Высоцкого легко делиться на циклы. Или, можно сказать по-другому, на тематические разделы. Недаром, почти все публикации его стихов приводятся не в хронологическом, а тематическом порядке. Чаще всего выделяют семь циклов: военные песни, сказки, шутки, спортивные песни, блатной фольклор, любовную лирику, песни о горах и море, бытовые песни.

Я попытался проанализировать каждый из этих циклов. При этом везде обнаруживаются герои и их антиподы. И, в конце концов, складывается целостный героический образ, который подразумевал Высоцкий.

Таким изобразил своего героя Высоцкий. И это хороший образец для тех, кому обычная жизнь кажется слишком серой и неинтересной. Для тех, кто хотел бы иметь возвышенные и благородные цели, и ехать только своей колеёй.

Высоцкий изображал не только героев, но их антиподов. Он никогда не скрывал своего раздражения, когда сталкивался с пошлостью, глупостью, жадностью, завистью. Одна из лучших песен так и называется «Я не люблю». Но не только в ней отражено, что именно не любил поэт в окружающих его людях.

Однажды у Высоцкого спросили: «Какие недостатки в человеке вы не прощаете?» Он ответил – «Отсутствие твердой позиции. То, что у человека нет своего мнения, ведет ко многим другим порокам». Герои песен Высоцкого не лишены пороков, но твердая позиция у них есть всегда.

Конечно, мои оценки субъективны. Но хочется верить, что из таких оценок и сложится объективное представление о творчестве этого великого поэта.

И в завершение хочу процитировать одно из лучших стихотворений Высоцкого – «Балладу о борьбе». Эта баллада как будто специально посвящена тому воздействию, которое оказывает на читателей и слушателей героический образ, созданный Высоцким:

 

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

 

Детям вечно досаден

Их возраст и быт, –

И дрались мы до ссадин,

До смертных обид.

Но одежды латали

Нам матери в срок,

Мы же книги глотали,

Пьянее от строк.

 

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз,

И кружил наши головы запах борьбы,

Со станиц пожелтевших стекая на нас.

 

И пытались постичь

Мы, не знавшие войн,

За воинственный клич

Принимавшие вой,

Тайну слова «приказ»,

Назначенье границ,

Смысл атаки и лязг

Боевых колесниц.

 

А в кипящих котлах прежних боен и смут

Столько пищи для маленьких наших мозгов!

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

 

И злодея следам

Не давали остыть,

И прекраснейших дам

Обещали любить,

И, друзей успокоив

И ближних любя,

Мы на роли героев

Вводили себя.

 

Только в грезы нельзя насовсем убежать:

Краткий век у забав – столько боли вокруг!

Попытайся ладони у мертвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

 

Испытай, завладев

Еще теплым мечом

И доспехи надев,

Что почем, что почем!

Разберись, кто ты – трус

Иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус

Настоящей борьбы.

 

И когда рядом рухнет израненный друг,

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его – не тебя, –

 

Ты поймешь, что узнал,

Отличил, отыскал

По оскалу забрал:

Это – смерти оскал!

Ложь и зло, – погляди,

Как их лица грубы!

И всегда позади –

Воронье и гробы.

 

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем, –

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

 

Если мясо с ножа

Ты не ел ни куска,

Если, руки сложа,

Наблюдал свысока

И в борьбу не вступил

С подлецом, с палачом –

Значит, в жизни ты был

Ни при чем, ни при чем!

 

Спасибо за внимание.

читать работу