Приложение № 3
читать работуВыступление
на районной научно-практической конференции
Добрый день!
Хочу предложить Вашему вниманию работу на тему «Героический образ в поэзии Владимира Высоцкого».
Творчество Владимира Семеновича Высоцкого сопровождает меня всю жизнь. В раннем детстве я слушал его песни вместо колыбельных. Его слова цитировали мне для пущей убедительности, чтобы доходчивее объяснить самые разные явления. Постоянно встречались газетные статьи и книги, фильмы и передачи о Высоцком. Его всегда любили и любят мои родители.
Вырастая, я и сам постепенно увлекся Высоцким и полюбил его песни. Но чем больше нравилось творчество Высоцкого, тем сильнее хотелось разобраться, что именно и почему мне нравится?
Проанализировав свои чувства, я понял, что самое сильное впечатление производят герои, от имени которых поет Высоцкий. Именно в этих героях миллионы поклонников находят то, чего им так не хватает в повседневной жизни.
Максим Горький вложил в уста старухи Изергиль фразу: «В жизни, видишь ли, всегда есть место подвигам». Творчество Высоцкого является ярким подтверждением этой истины. Его песни стали местом для подвигов. И это, прежде всего, объясняется тем, что для самого Высоцкого такие понятия как честь, дружба, любовь, свобода – не пустые звуки, а рассуждения о добре и зле – никогда не казались пустыми.
Время эти понятья не стерло,
Нужно только поднять верхний пласт –
И, дымящейся кровью из горла,
Чувства вечные хлынут на нас!.. –
говорит поэт в одной из прекраснейших песен – «Балладе о времени».
Поэтому он сумел найти и показать героическое, создал целую галерею сильных личностей, которые привлекают пристальное внимание и становятся образцом для подражания.
Каждая его песня – своеобразный урок, подсказка, как вести себя в тяжелой ситуации, как справляться с трудностями и побеждать обстоятельства. Высоцкий сумел раскрыть разным людям подлинную романтику их профессии, их жизни. Ту романтику, которую мало кто видел самостоятельно.
Покой только снится, я знаю.
Готовься, держись и дерись!
Есть мирная передовая,
Беда, и опасность, и риск.
Разобравшись в этом, я решил обобщить свои выводы – для этого и была подготовлена данная работа. И теперь мне очень хочется поделиться своими открытиями и впечатлениями со всеми, кому интересно творчество Высоцкого.
Но этот реферат не только для них. Будет интересно поспорить с теми, кто критикует Высоцкого. И нельзя исключать, что кто-то, прочитав мою работу, впервые заинтересуется творчеством Высоцкого и найдет в этом творчестве что-нибудь важное для себя и своих близких.
Ведь в каждой песне, в каждом стихотворении есть свой герой и своя драма. Каждая песня скрывает в себе некий подтекст, глубокий дополнительный смысл. И каждой песне можно дать толкование, соответствующее различным обстоятельствам и настроениям. И это помогает находить решения в сложных ситуациях, прояснить собственные взгляды, вести себя достойно.
В моей работе в качестве доказательства этой мысли анализируется «Песенка прыгуна в высоту». Не трудно убедиться, что не только знаменитый прыгун Брумель, которому посвящена песня, но и каждый из нас, кому дорого собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнение большинства, может повторять слова:
Но я лучше выпью зелье с отравою,
Я над собою что-нибудь сделаю,
>Но свою неправую правую
Я не сменю на правую левую!
Высоцкий всегда стремился к тому, чтобы любое его выступление давало представление обо всем творчестве в целом. У него не просто много поэтических произведений — им написана большая и по-своему стройная Поэтическая книга. Кто-то может возразить, что это не так. Мол, книга, согласно энциклопедическому словарю, – это «непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц). А таких изданий Высоцкий не выпустил ни одного.
Согласен, таких изданий ему выпустить не позволили. Ведь как пел сам Высоцкий:
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну –
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну,
Затем, чтоб доказать – я в колесе не спица.
Но ведь определение словаря выпячивает материальную сторону понятия, а духовный смысл слова «книга» лучше всех выразил Борис Пастернак, который написал: "Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего".
Именно это определение подходит для той книги, которую написал Высоцкий. Он создал целый песенный мир, который стал своеобразной энциклопедией нашей жизни, где "все есть", и все темы взаимодействуют и пересекаются друг с другом. «Песни я пишу на разные сюжеты. А тема моих песен одна – жизнь» – говорил сам Высоцкий. Поэтому Книгу, которую создал Высоцкий можно назвать «Жизнь», «О Жизни» или «Наша Жизнь».
Очень часто Высоцкий изображает известные явления и известных персонажей, про которых писали многие до него. Но он пишет о них так, что трудно оторваться. Высоцкий в своих песнях мог придать даже самым обыденным слова, иной смысл, высокий, «высоцкий».
Так, например, слово «иноходь» в его песне «Бег иноходца» не ограничивается прежним смыслом, и означает не только своеобразную походку лошади. В этой песне скакать иноходью означает жить «иначе, по-другому, то есть не как все». «Иноходь» – синоним личного своеобразия, индивидуальной неповторимости. А, слушая «Песню микрофона», представляешь себе не железный штатив с кругляшом на конце, а честного человека с измученной душой.
Описание людей и событий у Высоцкого западает в душу. И время от времени хочется слушать и повторять про себя и вслух строки его стихотворений, цитировать Высоцкого для прояснения различных житейских ситуаций.
Многие выражения, которые придумал Высоцкий, стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки. Например, «лучше гор могут быть только горы», «жираф большой – ему видней», «лишь мгновение ты наверху – и стремительно катишься вниз», «ты, Зин, на грубость нарываешься, все, Зин обидеть норовишь!»
Книга Высоцкого легко делиться на циклы. Или, можно сказать по-другому, на тематические разделы. Недаром, почти все публикации его стихов приводятся не в хронологическом, а тематическом порядке. Чаще всего выделяют семь циклов: военные песни, сказки, шутки, спортивные песни, блатной фольклор, любовную лирику, песни о горах и море, бытовые песни.
Я попытался проанализировать каждый из этих циклов. При этом везде обнаруживаются герои и их антиподы. И, в конце концов, складывается целостный героический образ, который подразумевал Высоцкий.
- Этот собирательный образ героя –
- человек из низов, не главарь, не начальник;
- профессионал (мастер) в своем деле;
- тот, кто стремится к победе, хочет первенствовать во всем, чему посвятил жизнь;
- человек, который способен к самопожертвованию и может без остатка отдаваться своему делу, посвящать ему всего себя;
- стойкий, мужественный и смелый человек, спокойно глядящий в глаза опасности и смерти;
- жизнелюб;
- правдоискатель и сторонник полной справедливости;
- тот, кто превыше всех благ ставит свободу;
- человек, умеющий любить искренне и беззаветно;
- враг мещанства, серости и скуки.
Таким изобразил своего героя Высоцкий. И это хороший образец для тех, кому обычная жизнь кажется слишком серой и неинтересной. Для тех, кто хотел бы иметь возвышенные и благородные цели, и ехать только своей колеёй.
Высоцкий изображал не только героев, но их антиподов. Он никогда не скрывал своего раздражения, когда сталкивался с пошлостью, глупостью, жадностью, завистью. Одна из лучших песен так и называется «Я не люблю». Но не только в ней отражено, что именно не любил поэт в окружающих его людях.
Однажды у Высоцкого спросили: «Какие недостатки в человеке вы не прощаете?» Он ответил – «Отсутствие твердой позиции. То, что у человека нет своего мнения, ведет ко многим другим порокам». Герои песен Высоцкого не лишены пороков, но твердая позиция у них есть всегда.
Конечно, мои оценки субъективны. Но хочется верить, что из таких оценок и сложится объективное представление о творчестве этого великого поэта.
И в завершение хочу процитировать одно из лучших стихотворений Высоцкого – «Балладу о борьбе». Эта баллада как будто специально посвящена тому воздействию, которое оказывает на читателей и слушателей героический образ, созданный Высоцким:
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.
Детям вечно досаден
Их возраст и быт, –
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянее от строк.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со станиц пожелтевших стекая на нас.
И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова «приказ»,
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.
А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить,
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.
Только в грезы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав – столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев,
Что почем, что почем!
Разберись, кто ты – трус
Иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
И когда рядом рухнет израненный друг,
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его – не тебя, –
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал:
Это – смерти оскал!
Ложь и зло, – погляди,
Как их лица грубы!
И всегда позади –
Воронье и гробы.
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленные слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Если мясо с ножа
Ты не ел ни куска,
Если, руки сложа,
Наблюдал свысока
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом –
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!
Спасибо за внимание.