качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Производственное страхование – перезагрузка

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 22 октября 2006 г.
журнальная версия публиковалась под псевдонимом Елена Кудрявцева в журнале «Налоговый вестник» №№ 21-22 2006 года

«Семь бед – один рисет»

Из компьютерного фольклора

По заказу наших постоянных читателей возвращаемся к теме реформирования страхового законодательства. На этот раз сосредоточимся на обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – «производственное страхование»). Этому страхованию посвящена глава 14 «Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение), утвержденного пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (далее Указ № 530).

После Декрета Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции Указа от 7 февраля 2006 г. № 71) (далее – Декрет № 18) тема, конечно, не новая. Ей уже три года и три месяца. Зато чрезвычайно нов Указ № 530, который заставляет действующие с 1 января 2004 г. нормы законодательства звучать свежо, и этот обновленный звук привлекает внимание всех причастных к непростому делу производственного страхования.

И пусть наших читателей не смущают фразы о том, что подобное страхование вменяется в обязанность «нанимателям». Знаем мы этих нанимателей! Отнюдь не начальство занято «непосредственным исполнением» соответствующих предписаний законодательства. Тяжкий груз обязательного страхования тащат на своих прилежных плечах люди, никогда не удостаивавшиеся звучного имени «Наниматель». В лучшем случае их рабочие кабинеты украшены непритязательным словом «Бухгалтерия».

 

Правила, общие для всех видов страхования

 

25 августа Президент привел все виды страхования к общему знаменателю - «инкорпорировал», как выражаются правоведы-теоретики, соответствующие правовые нормы в едином комплексе указов. Причем Указ № 530 – базовый, основополагающий в этом комплексе. Его общие положения, распространяющиеся на все виды обязательного страхования, описаны нами при изложении «автогражданки» (См. «Налоговый вестник № __, 2006 г.), поэтому напомним вкратце лишь самое существенное.

Новое законодательство действует только на белорусской территории. Страхование направленных на работу за границей, регулируется специальными законодательными актами и международными договорами. Кстати, Президент установил приоритет международных договоров в сравнении с его собственными указами о страховании.

Немалые штрафы предусмотрены за отступление от норм законодательства о страховании. И, как видно из нашей предыдущей публикации, подобных наказаний очень много. В частности полагается от 200 до 500 базовых величин за нарушение порядка или условий страхования. Кроме того, сохранены штрафы, уплачиваемые в пользу Белгосстраха (о них ниже), а также ответственность страховщика перед получателем страховки – пеня, 0,5% просроченной суммы.

Подчеркивая коммерческий характер отношений, Указ № 530 допускает при страховании жизни выплату выгодоприобретателям помимо обычной страховки части инвестиционного дохода страховщика. Если, конечно, делиться прибылью обязывают условия страхования.

Страховые споры положено разрешать в судебном порядке. Для облегчения судебного бремени Указ № 530 освобождает от госпошлины иски, заявления и жалобы в суды, надзорные жалобы в прокуратуру, получение копий документов из перечисленных госорганов.

 

Объект страхования

 

Производственное страхование не гарантирует жизнь и здоровье, страхуются только «имущественные интересы, связанные с утратой здоровья, профессиональной трудоспособности либо смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Эти интересы и считаются «объектом страхования». А потому заблуждаются считающие, что их жизнь и здоровье оценены слишком низко. Жизнь и здоровье – бесценны, а вот свои посттравматические потребности следует ограничивать возможностями нашей системы обязательного страхования.

Кстати, производственным страхованием не покрывается и моральный вред, это по-прежнему обязанность причинителя, а не страховщика.

 

Единственный страховщик

 

Хоть круг организаций, уполномоченных осуществлять обязательное страхование, и без того очень узок, для производственного страхования этот круг смыкается в одну точку. Только Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее – Белгосстрах) уполномочено заниматься столь ответственным делом. Этот эксклюзивный страховщик наделен правами, аналогичными компетенции государственных органов, в частности он осуществляет:

- регистрацию (перерегистрацию) страхователей;

- установление надбавок (скидок) и определение перечня документов, необходимых для назначения страховых выплат;

- взимание страховых взносов и аккумулирование капитализированные платежей, учет средств производственного страхования, а также формирование и инвестирование специального страхового резерва (Этот резерв формируется согласно Инструкции утвержденной Постановлением Минфина № 115 от 14 августа 2003 г. и избавляет Белгосстрах от создания гарантийных фондов, обязательных для других страховщиков).

- проведение страховых выплат, в том числе за рубежом согласно Постановлению Правительства от 10 октября 2003 г. № 1298;

- финансирование госорганов путем перечисления в казну половины инвестиционных доходов и части (5% - в 2006 году) страховых взносов в фонд предупредительных (превентивных) мероприятий, выполняемых Минздравом и Минтрудом (И правильно! За эксклюзив надо платить!);

- контроль за деятельностью страхователей, расследование несчастных случаев (профзаболеваний), участие в работе МРЭК, сбор и проверку страховой информации (включая экспертизы), ведение страховой истории каждого страхователя;

- привлечение страхователей к ответственности, а также взыскание страховых затрат с непосредственных причинителей вреда (регрессные иски);

- взаимодействие с госорганизациями и профсоюзами, особенно со своим смежником - Фондом соцзащиты населения. По Указу № 530 названный Фонд и Белгосстрах должны сообщать друг другу о недобросовестности страхователей в 10-дневный срок;

- защиту прав и законных интересов граждан, а также разъяснительную работу среди участников страхового процесса.

При таком наборе нормотворческих, исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий не удивительно, что Белгосстрах практически встроен в систему государственного управления.

 

Страхователи

 

«Страхователями» при производственном страховании наше законодательство называет юридических лиц (включая иностранных), их обособленные подразделения, а также физических лиц, предоставляющих работу лицам, постоянно проживающим в Беларуси. Впрочем, данная формулировка нуждается в уточнении. Не всякий кому подходит приведенное определение становится страхователем на самом деле.

Один знаменитый философ утверждал, что не мама с папой «делают ребенка», а родившийся ребенок делает эту пару «матерью» и «отцом». Не будем спорить по поводу «родов» с тем, кто никогда не рожал. Скажем лишь, что в отношении производственного страхования аналогичное утверждение является правильным – только наличие «застрахованного» делает нанимателя «страхователем». Иначе говоря, только тот, у кого есть работники, подлежащие производственному страхованию, является полноценным «страхователем» независимо от формальных дефиниций, регистраций и уплаты страховых взносов. Это тот редкий случай, когда субъект существует до собственной официальной легализации.

Впрочем, регистрация в Белгосстрахе – первейшая обязанность всякого «страхователя»! Кроме того, к его компетенции относятся:

- обеспечение здоровых и безопасных условий труда, в том числе обучение застрахованных технике безопасности;

- предоставление за свой счет достоверной информации, необходимой для страховых взносов и выплат, в том числе информирование (в трехдневный срок) страховщика обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях, извещение о прекращении деятельности или банкротстве, а также включение по требованию страховщика представителя последнего в состав ликвидационной комиссии. Кроме того, Правительство обязало страхователей сообщать об изменении наименования основного вида деятельности, места нахождения (жительства), создании (ликвидации) и расположении обособленных подразделений;

- расследование (участие в расследовании) несчастных случаев (профзаболеваний), участие в установлении тарифных надбавок-скидок;

- регулярные и своевременные страховые взносы, самостоятельное осуществление части страховых выплат; страховой учет и представление страховой отчетности, сохранность соответствующей документации;

- содействие получателям страховых выплат, обеспечение их необходимой документацией (информацией), защита прав и законных интересов страхователей и застрахованных.

В случае реорганизации юридического лица его обязанности страхователя переходят к правопреемнику согласно передаточному акту (разделительному балансу).

 

Застрахованные лица и члены их семей

 

Согласно Положению «застрахованными лицами» считаются не только те, чью жизнь-здоровье уже застраховали, но и все, кого положено страховать после 1 января 2004 г., а также получившие право на возмещение трудового увечья ранее этой даты. Поэтому очень важно знать, кто же эти люди, подлежащие производственному страхованию. Ответ в пункте 243 Положения – «обязательному страхованию подлежат жизнь или здоровье»:

а) граждан, работающих на основании:

- трудового договора (контракта):

- гражданско-правового договора, исполняемого под контролем страхователя за безопасностью (По мнению Пленума Верховного Суда, такой контроль предусматривается актами по ТБ либо соответствующим договором. А юрист С. Зикрацкий во избежание недоразумений советует писать в договорах: «Заказчик при выполнении работ не осуществляет (вариант – осуществляет) контроль за их безопасным ведением»);

- членства (участия) в организациях (колхозники и т.п.);

б) учащихся, студентов, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов, привлекаемых к работам в период производственной практики (стажировки);

в) лиц, содержащихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ.

Перечень, как говорится, «исчерпывающий». Его нельзя расширить, потребовав, к примеру, взносы с индивидуальных предпринимателей лично. Но можно сократить. Например, во избежание двойной страховки делают исключение для госслужащих, подлежащих «государственному обязательному личному страхованию» (судьей, военнослужащих, работников прокуратуры, КГК, милиции и т.д.).

В случае гибели (последовавшей смерти) застрахованного страховку получают члены его семьи. Однозначно определить состав конкретной семьи трудно даже на бытовом уровне, а на законодательном, видимо, еще труднее. Поэтому формулировка, содержащаяся в пункте 242 Положения, открывает широкий простор для включения в «семью» самых разных людей. Там к членам семьи приравнены «лица, связанные с застрахованным моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления», а также признанные таковыми в судебном порядке «другие родственники застрахованного, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство».

Несколько конкретнее пункты 260-262 Положения, согласно которым страховые выплаты в случае смерти застрахованного полагаются:

- нетрудоспособным (ставшим таковыми в течение 5 лет после смерти) иждивенцам и другим лицам, получавшими или имевшим право на получение содержания от застрахованного. Правда, нетрудоспособные, не состоявшие на иждивении и получавшие при жизни застрахованного доход (заработок, пенсию) выше бюджета прожиточного минимума могут получить возмещения только через суд;

- детям застрахованного, родившимся после его смерти;

- родственнику, не работающему и занятому уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего, находившимися на его иждивении и не достигшими 14 лет либо нуждающимися в постоянном постороннем уходе по состоянию здоровья. Такой «ухаживающий» сохраняет право на возмещение до окончания ухода, даже если сам теряет трудоспособность и перестает ухаживать.

Казалось бы, «выгодоприобретатель» – субъект «страдательный». Но это не так – законодательство предполагает «активную жизненную позицию» застрахованного и членов его семьи. Они:

- должны бесплатно обучаться технике безопасности, выполнять рекомендации МРЭК (включая требование о переосвидетельствовании) и добывать необходимую для получения страховки информацию;

- обязаны в двухнедельный срок письменно извещать страховщика о фактах, влекущих изменение (прекращение) страховых выплат, а также об изменении своего места жительства;

- допускаются к участию в расследовании несчастного случая (профзаболевания) и могут самостоятельно обращаться в МРЭК за освидетельствованием (переосвидетельствованием) и к страховщику за страховыми выплатами, но при этом отвечают за представленные сведения;

- защищают свои права (законные интересы) и обжалуют решения органов, причастных к производственному страхованию.

 

Обратным счетом

 

Возмещения вреда, назначенные потерпевшим на производстве до введения обязательного страхования, после 1 января 2004 года заменены страховыми возмещениями. Тем же лицам разрешено требовать пересчета возмещений по новым правилам. Если такие возмещения были назначены до 1 июля 1999 г., их выплачивают независимо от пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Лица, пострадавшие, но не добившиеся возмещения до 1 января 2004 г., могут претендовать на страховку. К числу таких претендентов согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от 22 декабря 2005 г. № 12 относятся: необращавшиеся за возмещением, неполучившие ответ на свое обращение или решение суда по поводу отказа нанимателя.

А вот задолженность по возмещению вреда, образовавшуюся до 1 января 2004 г. из-за неисполнительности нанимателя, Белгосстрах погашать не должен. Это так и осталось обязанностью работодателя.

 

Регистрация

 

Структуру производственного страхования можно охарактеризовать словами вечно живого классика «три составные части». А еще лучше: производственное страхование есть регистрация + взносы + выплаты. В данной публикации удобнее рассмотреть каждое из «слагаемых» отдельно.

«Институт страхования» все еще является частью гражданского права, основанного на договорных отношениях, но при обязательном страховании «договор» уже отмирает как атавизм эпохи Наполеона Великого. Так для производственного страхования гражданско-правовой договор уже не нужен, равноправную сделку полностью заменила общеобязательная регистрация. Более того, она становится автоматической – в связи с введением «одного окна» регистрацию юрлиц-страхователей по Декрету от 10 апреля 2006 № 6 производят в ходе рамках госрегистрации.

Но такой автоматизм пока не для всех. Свои обособленные подразделения юрлица обязаны зарегистрировать в Белгосстрахе в месячный срок со дня госрегистрации, а граждане-работодатели регистрируются в тот же срок со дня найма работника, подлежащего страхованию.

Уклонение от регистрации, как будет показано ниже, существенно увеличивает страховые платежи. Сверх того, банковские счета (кроме счетов, перечень которых установлен законодательными актами) открываются при наличии документа, подтверждающего регистрацию, а закрываются – при отсутствии задолженности перед Белгосстрахом.

«Положение о регистрации на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1294 (в редакции Постановления от 12 января 2004 г. № 24). Согласно ему:

1) Регистрируют обособленные подразделения «Белгосстраха».

2) Место регистрации привязано к месту нахождения (жительства). Поэтому изменение такого места влечет «снятие с учета» и «перерегистрацию» в месячный срок.

3) Перечень документов, подаваемых на регистрацию, включает:

- заявление и копии свидетельств о госрегистрации юрлица, учредительных (иных) документов о создании юрлица и его подразделения, страхового свидетельства юрлица, свидетельства налогового учета подразделения и доверенности его руководителю – для подразделений;

- заявление, паспорт, а также копии свидетельств о госрегистрации предпринимателя и налоговом учете, договоров с наемными работниками – для физических лиц;

Примечания: Все копии удостоверяются нотариусом или страховщиком при предъявлении оригиналов.

4) «Страховое свидетельство» имеет здесь статус «подтверждения факта регистрации» и выдается юрлицам при госрегистрации, а остальным – в пятидневный срок после подачи всех необходимых документов.

5) Регистрационные процедуры регламентированы очень подробно и включают выдачу «справки в банк», присвоение неизменного «регистрационного номера» (девятизначного цифрового кода), «расширенного номера» («через косую линию») и «кода подчиненности». Причем справки в банк для открытия-закрытия счетов действительны в течение месяца и только в том банке, которому выданы, а отрывной талон к справке («Извещение банка») подлежит возврату в пятидневный срок после открытия (закрытия) счета (счетов).

6) Физические лица страхователи регистрируются на срок найма работников, потом их автоматически снимают со страхового учета. При продлении соответствующих договоров и заключении новых регистрация продлевается. Юрлица (их подразделений) снимаются с учета по заявлению страхователя в связи с прекращением деятельности. Снятию предшествует 15-дневная проверка страховщика. А если причина снятия – ликвидация, она должна быть завершена, а долги перед страховщиком погашены.

В приложениях к указанному Постановлению приведены образцы оформляемых документов.

 

Источники страховых возмещений

 

Средства на осуществление производственного страхования формируются Белгосстрахом за счет:

- страховых взносов;

- штрафов (пеней);

- повременных платежей, капитализированных при ликвидации (прекращении деятельности) страхователя. Соответствующие расчеты производятся согласно «Инструкции по расчету размера капитализированных повременных платежей при ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденной Постановлением Минфина № 154 от 3 декабря 2003 г.;

- средств, возмещаемых непосредственными причинителями вреда и лицами, получившими излишние выплаты (в том числе по причине сокрытия-искажения сведений);

- половины доходов от инвестирования страхового резерва.

Определение базы для исчисления страховых взносов, как и выявление «страхователей», напрямую зависит от того, кого считать «застрахованным». С этой точки зрения и следует изучать «Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1297 (в редакции постановлений от 13 марта 2006 г. № 341 и от 04 августа 2006 г. № 1011) (далее – Постановление № 1297). Согласно ему страховые взносы:

а) начисляются на денежные и натуральные выплаты (доходы, вознаграждения);

б) не начисляются на:

- выходные пособие при прекращении трудового договора (контракта) и денежные компенсации за неиспользованный отпуск, а также пособия по временной нетрудоспособности и доплаты до среднемесячного заработка в связи со страховым случаем;

- зарплату, перечисленную в фонд республиканского субботника;

- вознаграждения за выполнение общественных обязанностей на выборах, референдумах и т.п.;

- стоимость (денежную компенсацию стоимости) спецодежды (обуви), форменной одежды и обмундирования, средств индивидуальной защиты, молока (другого лечебно-профилактического питания);

- командировочные и другие компенсации расходов в пределах норм;

- выплаты в связи с льготами на проезд;

- суммы страховых платежей (взносов) по обязательному госстрахованию отдельных категорий госслужащих;

- доходы от участия в управлении предприятием;

- госпособия за счет средств казны и госсоцстраха;

- матпомощь, оказываемую в соответствии с законодательством или в связи с чрезвычайными обстоятельствами, бедствиями, пожарами, хищениями, увечьями, тяжелой болезнью, смертью родственников, вступлением в брак, рождением ребенка и уходом за детьми до 3 лет;

- чернобыльские выплаты (кроме доплат при переводе на нижеоплачиваемую работу и работе на радиоактивных территориях);

- суммы, полученные на работе для улучшения нуждающимися жилищных условий, оплаты жилья (коммунальных услуг, топлива и т.п.);

- стоимость приобретенных нанимателем детских оздоровительных путевок, билетов на детские представления, новогодних «конфет» детям;

- средства для погашения кредитов по обустройству малых населенных пунктов согласно решению Президента;

- награды на госсоревнованиях (смотрах, конкурсах);

- единовременные выплаты (подарки) в связи с юбилеями (40, 50, 60 лет и т.д.) и увольнениями по выходу на пенсию.

 

Делайте ваши взносы

 

Безусловно, любое обязательное страхование очень похоже на сбор налогов. А производственное похоже так сильно, что его зачастую путают с госсоцстрахом или отождествляют с обычным налогообложением. Однако, если хорошо присмотреться, разница заметна. Присмотримся!

Первое ключевое различие – это индивидуальный подход к каждому страхователю. Все налогоплательщики (за редким исключением) применяют одни и те же ставки налогов. А родственные налоговым ставкам «страховые тарифы»: во-первых, дифференцированы по отраслям (подотраслям) производства, а, во вторых, они – лишь базовая величина для последующих вычислений. Размер страхового взноса определяется отдельно для каждого страхователя в результате учета всех скидок, надбавок и льгот. В страховом свидетельстве указывается только первоначальный тариф. Все последующие изменения доводятся уведомлениями Белгосстраха с указанием даты изменения.

До 25 августа 2006 г. нормативы для таких расчетов определяло Правительство. Теперь статус повысился – согласно Указу № 530 то же самое делает Президент, причем ежегодно. Тарифы на 2006 год уже переутверждены Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 532. Они сведены в таблицу по отраслям (подотраслям) Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» и дифференцированы по классам профессионального риска. Всего 25 классов, каковым соответствуют тарифы от 0,1% (1 класс) до 2.8% (25 класс). Чем больше тариф – тем опаснее соответствующая отрасль для жизни и здоровья.

«Правила установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов», утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531. В довольно сложном тексте хотелось бы отметить следующее:

1) Надбавки и скидки должны устанавливаться не позднее 30 апреля (что делает невозможным изменение тарифов на 2006 год после 25 августа).

2) Максимальный размер надбавок и скидок – 40% тарифа. Конкретный размер определяется в зависимости от того, какая часть денег, заплаченных страхователем в виде взносов, возвращается его работникам в виде страховых возмещений. Причем эту часть Белгосстрах сопоставляет со средним показателем в соответствующей отрасли. Тот, у кого возврат не больше 30% среднеотраслевого, имеет право на максимальную скидку. А «170% и более» означают максимальную надбавку. Между этими крайними точкам равномерно распределены 30, 20 и 10-процентные скидки-надбавки, с учетом того, что «золотая середина» (без скидок и надбавок) - это «плюс-минус 10%» от среднего показателя по отрасли.

3) Для получения скидки кроме вышеуказанных процентов нужно иметь «стаж» (3 года финансово-хозяйственной деятельности) и не иметь задолженности по страховым взносам на начало года и в I квартале.

4) Срок для направления уведомления о назначенных скидках-надбавках - 10 дней после издания соответствующего распоряжения.

5) Установленные надбавки и скидки применяются до 31 декабря. Причем скидки - с 1 января (с зачетом «бесскидочных» платежей), а надбавки - с 1 мая. То есть, поощрение крупнее наказания!

Что касается льгот по тарифу, то одна из них содержится в Указе № 530, согласно которому половину страхового тарифа уплачивают:

- общественные объединения инвалидов (пенсионеров) и полностью принадлежащим им организации, где инвалиды и пенсионеры составляют не менее 50% среднесписочной численности работников;

- страхователи, у которых более половины общего объема производства составляет сельхозпродукция;

- организации, полностью финансируемые из бюджета.

Есть и другие льготы, но они индивидуальные (точечные).

Чтобы дифференцированный подход к каждому страхователю был максимально точным и соответствовал «реальным рискам», на каждого страхователя заводится отельная «страховая история». В качестве Нестора-летописца выступает Белгострах, а в столь своеобразную «летопись» попадает «совокупность сведений об отношениях страхователя со страховщиком и застрахованным, в том числе статистика страховых случаев, страховых выплат, а также иная существенная информация, необходимая для проведения актуарных (вероятностных) расчетов для установления страхового тарифа».

Второе существенное отличие между налогами и страховыми взносами – коммерческий характер страхования. Ведь Белгосстрах все-таки не государственный орган, а хозяйствующий субъект. Поэтому установленные Президентом страховые взносы и штрафы не идут в казну, а поступают непосредственно страховщику. В том числе:

- штраф в размере 10% страховых взносов за период уклонения от регистрации (перерегистрации) или просрочки страховой отчетности;

- пеня в размере 0,2% просроченной суммы страховых взносов за каждый день просрочки платежа;

- штраф в двойном размере сокрытой или заниженной суммы страховых взносов.

Тот же Белгострах получает и все остальное, предназначенное для финансирования страховых выплат.

Механизм сбора страховых платежей прост и эффективен – средства на оплату труда выдаются банками лишь одновременно с перечислением страховых взносов.

Вот как конкретизирует платежную процедуру Постановление № 1297. Страховые взносы перечисляются на счет, указанный в страховом свидетельстве, не реже двух раз в месяц (в дни зарплаты, в том числе досрочной), причем во второй раз производится окончательный расчет за месяц. Исключение – гражданско-правовые договоры, где указанная регулярность необязательна, достаточно, чтобы взносы делались одновременно с платежами по договору. Для того чтобы все шло без сбоев, страхователи обязаны представить в банк (органы казначейства) платежные инструкции на перечисление страховых взносов, а указанные органы принять эти инструкции к первоочередному исполнению.

Если же что-то останется неуплаченным, Белгострах вправе взыскать задолженность (включая штрафы и пени) с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических – в судебном. Правда, распоряжения о принудительном взыскании должны исходить от руководства Белгосстраха, а счета по учету бюджетных средств, средств Фонда соцзащиты населения защищены от подобных взысканий.

Излишне уплаченное (если, конечно, отсутствует задолженность) возвращается страхователю по его заявлению, поданному в 10-дневный срок после получения страховщиком соответствующей страховой отчетности. Иначе излишки идут в зачет задолженности (предстоящих взносов). Согласия страхователя на такой зачет не требуется, его просто уведомляют.

Впрочем, есть еще одна вспомогательная задача – избежать излишнего перечисления денег туда-обратно. Именно для решения этой задачи законодательство обязывает страхователей самостоятельно выплачивать застрахованным часть страховых выплат, засчитывая такие платежи в качестве страховых взносов. Так зачитываются связанные со страховым случаем и подтвержденные соответствующей страховой отчетностью:

- пособия по временной нетрудоспособности;

- доплаты до среднемесячного заработка при временном переводе на нижеоплачиваемую работу;

- дополнительные отпуска, предоставленные для лечения.

Однако не засчитываются:

- выплаты, произведенные с нарушением законодательства;

- излишние расходы, произведенные на основании недостоверных сведений;

- возмещения среднемесячного заработка в случаях непредоставления потерпевшему легкой работы.

 

Страховой случай

 

Страховой случай – это вред жизни-здоровью застрахованного, причиненный:

- при исполнении трудовых обязанностей;

- во время поездки на работу или с работы на транспорте нанимателя;

- в связи с работой или совершением действий в интересах страхователя.

Причем вред должен быть достаточно серьезным – влекущим перевод застрахованного на другую работу, утрату профессиональной трудоспособности или смерть. Так ли это – решает МРЭК. И первоначальный, составленный по месту работы акт о несчастном случае (профзаболевании) ей не указ – а лишь формальное основание для собственного разбирательства. Именно данная комиссия проводит освидетельствование потерпевшего на производстве. При этом она определяет причины и характер причиненного увечья, при наличии серьезного вреда жизни-здоровью указывает одно из трех оснований выплаты страховых возмещений:

1) совокупность вызванных увечьем заболеваний (увечий);

2) заболевание, за которое пожелал получать компенсации сам застрахованный;

3) увечье, дающее право на самое высокое матобеспечение.

Здесь нелишне напомнить, что можно и заболеть, и даже скончаться на рабочем (например, от инсульта), но, если эта болезнь (смерть) непосредственно не связана с производственным процессом, никакого несчастного случая (профзаболевания) никто не признает. И это законно!

За подробностями отсылаем читателя к «Правилам расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30, и «Положению о порядке определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1299. А перечень профессиональных заболеваний» Вы можете найти в «Инструкции по определению критериев степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденной Постановлением Минздрава и Минтруда от 9 января 2004 г. № 1/1.

Освидетельствования проводится МРЭК по обращению страховщика или страхователя, определению суда либо по заявлению застрахованного. Та же комиссия осуществляет переосвидетельствование в установленный ею срок или досрочно:

- по инициативе застрахованного, страховщика или страхователя;

- при установлении необоснованности (подложности) предыдущего заключения МРЭК.

При несогласии с решениями МРЭК за счет страховщика проводится независимая медицинская экспертиза.

 

Страховые выплаты

 

По Указу № 530 «страховые выплаты» включают:

1) Возмещение расходов Фонда соцзащиты населения, произведенных с 1 июля 1999 г. по основаниям аналогичным страховым выплатам.

2) Пособие по временной нетрудоспособности и доплаты при переводе на легкую работу в связи со страховым случаем.

Указанные пособия исчисляются в соответствии с обычным для них порядке, но при производственном страховании их размер всегда равен 100% среднедневного (среднечасового) заработка. Размер же доплат равняется разнице между прежним и новым заработком. При этом необходимость и срок перевода (до года), а также характер рекомендуемых работ определяется МРЭК, а прежний заработок исчисляется как средний за два месяца, предшествующих месяцу получения увечья.

Обе эти выплаты полагаются застрахованному до выздоровления или установления стойкой утраты профтрудоспособности, а пособие по нетрудоспособности выплачивается и после этого – в случаях обострения заболеваний-последствий несчастного случая (профзаболевания).

3) Единовременную страховую выплату, равную шести (двенадцати – в случае смерти) ежемесячным страховым выплатам.

4) Ежемесячную страховую выплату.

Она равна «откорректированному среднемесячному заработку (доходу)» или его часть, пропорциональной степени утраты профтрудоспособности согласно заключению МРЭК. Ученое словечко «откорректированный» в данном случае означает лишь то, что компенсируемый заработок (доход) ежемесячно изменяется (корректируется) пропорционально изменению «средней заработной платы рабочих и служащих Беларуси» «за предыдущий месяц». Вот только наше законодательство склонно детально разжевывать простые математические пропорции, вводя в бухгалтерский обиход всевозможные средние и индивидуальные коэффициенты с пятью знаками после запятой.

При вычислении ежемесячной выплаты следует помнить, что:

- в заработке (доходе) застрахованного учитываются все виды оплаты, на которые согласно законодательству начислялись страховые взносы, а также пособия по нетрудоспособности, беременности и родам. Причем все суммы берутся до удержания налогов и других обязательных платежей;

- для служащих зарубежных организаций в качестве среднего заработка засчитывается заработок перед выездом за границу или зарплата по приравненной должности внутри страны;

- среднемесячный заработок определяется по желанию потерпевшего за 12 месяцев (фактически отработанные месяцы, если их было меньше 12), предшествующих: 1) увечью, 2) профзаболеванию, 3) утрате (снижению) трудоспособности, 4) прекращению работы, повлекшей профессиональное заболевание. По желанию того же лица могут заменяться непосредственно предшествующими месяцами (исключаться при невозможности замены) неполные месяцы работы (временного приостановления работы нанимателем) и месяцы отпусков по инвалидности, в связи со страховым случаем, а также по уходу за ребенком до 3 лет (ребенком-инвалидом – до 18), инвалидом I группы, иным лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению МРЭК или врачебно-консультативной комиссии. Исключаются и месяцы работа за границей, каковой не считается работа в странах СНГ до 1 января 1992;

- для проработавших меньше месяца, размер среднемесячного заработка определяется путем деления полученной зарплаты на число отработанных дней и умножения на общее количество рабочих дней в среднем за один месяц соответствующего года;

- если нет документов о фактическом заработке, считается, что он равен тарифной ставке (окладу);

- при повторном несчастном случае (профзаболевании) застрахованный выбирает сам, за период до какого случая (заболевания) исчислять заработок (доход), а процент утраты трудоспособности определяется по совокупности;

- для страховой выплаты членам семьи умершего, кроме его заработка, учитывается его же пенсия. Зато при распределении ежемесячного пособия поровну между родственниками-иждивенцами, это пособие предварительно уменьшается на доли-алименты нетрудоспособных, несостоявших на иждивении умершего, а потом еще и на долю самого умершего;

- во всех расчетах исходный заработок (доход) не должен быть ниже 60% средней заработной платы рабочих и служащих страны.

- утраченные заработки по гражданско-правовым договорам, свободным от производственного страхования, и авторские гонорары для определения ежемесячной выплаты не учитываются.

5) Оплату дополнительных расходов по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного, включая:

- медпомощь (от первой помощи после увечья до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профтрудоспособности), в том числе приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, средств медицинского назначения, индивидуального ухода, социальной реабилитации и дополнительного питания;

- посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход;

- проезд застрахованного для лечения (реабилитации), освидетельствования (переосвидетельствования), получения спецтранспорта, протезно-ортопедических изделий и техсредств социальной реабилитации (при необходимости оплачивается и проезд сопровождающего лица);

- санаторно-курортное лечение (в том числе проезд, проживание и питание застрахованного, а при необходимости и сопровождающего лица) и оплату дополнительного отпуска на эти цели;

- обеспечение автомобилями (включая обучение вождению, компенсацию стоимости бензина, ремонт и техобслуживание) либо компенсация транспортного обслуживания;

- профессиональное обучение (переобучение).

Для возмещения дополнительных расходов (кроме лечения прямых последствий несчастного случая и бытового ухода за инвалидом I группы оплачивается) требуется соответствующее заключение МРЭК, а вся компенсируемая страховкой медпомощь должна оказываться на белорусской территории. В порядке исключения возмещается лечение в странах СНГ, которое по заключению Минздрава не оказывается в Беларуси.

«Положение о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1300. В нем кроме неизбежного дублирования решений Главы государства и очевидных подробностей, мы находим такие нормы:

- потерпевший, имеющий право и на льготу, и бесплатное предоставление, выбирает сам (хотя, на наш взгляд, выбор очевиден). Зато ему оплачиваются одновременно все полагающиеся виды ухода;

- посторонний специальный медицинский уход финансируется в размере 100%, а бытовой – 30% бюджета прожиточного минимума;

- расходы на санаторно-курортное лечение оплачиваются в пределах стоимости путевки с размещением в одно-двухместном номере со всеми удобствами (кроме номеров повышенной комфортности);

- проезд компенсируется в соответствии с законодательством о командировках;

- обеспечение автомобилями (компенсацией на транспортное обслуживание) осуществляется наравне с инвалидами;

- оплата дополнительного питания приостанавливается на период санаторно-курортного лечения, а оплата ухода – во время нахождения в стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания;

- протезно-ортопедические изделия и ортопедическая обувь любого изготовителя оплачиваются по прейскуранту РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» на аналогичные товары;

- допускается аванс в размере 50% предстоящих расходов.

6) Расходы на погребение застрахованного.

«Положение о порядке оплаты расходов на погребение граждан, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания», утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь. 10 октября 2003 г. № 1303. Согласно данному Положению компенсируются только необходимые расходы, связанные непосредственно с погребением – одежда, гроб, венки, поминальный стол, надгробие (обелиск, постамент, плита, тумба-постамент, цветник, плюс установка и благоустройство захоронения).

Эту страховку получит тот, кто взял на себя организацию погребения (фактически понес расходы), или специализированная организация, оказавшая гарантированные ритуальные услуги. Ориентировочные размеры погребальных расходов – цены и тарифы на гарантированные услуги, установленные местными исполкомами. Возможный максимум: 120 евро (по курсу) на погребение и поминальный стол и еще столько же – надгробие.

7) Расходы на доставку, пересылку либо перечисление страховых выплат и проведение независимых медицинских экспертиз.

Тому, кто сочтен данный перечень слишком коротким, напомним, что вред, непокрытый страховкой, в том числе моральный вред можно компенсировать в обычном порядке гражданского судопроизводства.

 

Порядок осуществления страховых выплат

 

Порядок возврата средств Фонду соцзащиты как процесс перераспределения страховых средств между двумя уважаемыми организациями вряд ли интересен большинству наших читателю. Любознательных отсылаем к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1302.

Порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности и доплат при переводе – ничем не отличаются от обычной процедуры, действующей вне рамок производственного страхования. Единственный нюанс – страховые выплаты следует отразить в страховой отчетности, чтобы Белгосстрах зачел их в качестве страховых взносов.

Специфическим является только алгоритм осуществления страховых выплат непосредственно через систему Белгосстраха. Именно этот алгоритм мы и намерены раскрыть в данном разделе нашей публикации.

Шаг № 1. Право застрахованных на получение страховых выплат возникает со дня наступления страхового случая. Но случай случаем, а выплаты в карман потерпевшего, подобно манне небесной, не свалятся. Застрахованному (его представителю) или члену семьи погибшего надлежит явиться в Белгосстрах для оформления соответствующего заявления. В любое время (рабочее, разумеется), поскольку срока давности для таких заявлений нет.

Шаг № 2. Белгосстрах разбирается и решает, какие сведения и документы должен представить сам заявитель, а какие – придется запросить у других лиц.

В любом случае заявитель обязан лично представить документы, подтверждающие:

- застрахованность потерпевшего (как правило, это копия трудовой книжки или подлинник гражданско-правового договора);

- нетрудоспособность и (или) нахождение на иждивении (право на получение содержания) членов семьи умершего;

- расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного и (или) его погребение.

Среди «иных документов», необходимых для получения страховых выплат и представляемых теми, на кого укажет Белгосстрах, перечислены:

- акт о несчастном случае на производстве или о профзаболевании;

- справка о ежемесячном заработке (доходе) застрахованного за период, выбранный им для расчетов;

- заключение МРЭК о степени утраты профтрудоспособности, а также выданная данной комиссией «программа реабилитации» потерпевшего, содержащая перечень видов медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

- свидетельство (врачебное свидетельство) о смерти застрахованного, а при необходимости и заключение о причинной связи смерти со страховым случаем;

- справка ЖЭО или местного исполкома о составе семьи умершего;

- справка о дневном обучении члена семьи умершего.

Эти и любые другие «сведения и (или) документы» Белгосстрах или по его поручению заявитель вправе затребовать непосредственно у того, кто ими обладает, в том числе через суд, если для выдачи документов необходимо судебное решение. Подробнее эта процедура регулируется решениями Правительства.

Шаг № 3. Организации, получившие запрос страховщика, застрахованного (члена его семьи), обязаны в двухнедельный срок бесплатно представить запрошенное.

Собранные документы в последующем хранятся у страховщика.

Шаг № 3-бис. При отсутствии документов для назначения выплат либо при несогласии с их содержанием, соответствующие факты устанавливаются судом.

Правда, Белгосстрах может и без судебного решения признать любое лицо иждивенцем умершего, а иждивенство несовершеннолетних детей вообще признается без доказательств. А кто со страховщиком не согласен – пусть оспаривает через суд.

Шаг № 4. Решение о назначении страховых выплат (отказе) принимается органами Белгосстраха в течение 10 рабочих дней (5 - в случае смерти) после поступления всех необходимых документов.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются застрахованному на весь период утраты профтрудоспособности со дня принятия соответствующего решения МРЭК, а членам его семьи со дня смерти (но не ранее дня приобретения права на такие выплаты) до:

- 18 лет – несовершеннолетним;

- окончания дневного обучения (но не более чем до 23 лет) – учащимся (кроме состоящих на службе в армии или органах внутренних дел);

- пожизненно – женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60;

- окончания инвалидности – инвалидам;

- достижения 14 лет – подопечным-иждивенцам, а также после этого, если они продолжает нуждаться в постороннем уходе по состоянию здоровья.

От вины страхователя выплаты не зависят, иное дело вина застрахованного. Если грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению причиненного вреда, размер ежемесячной страховой выплаты может быть уменьшен страховщиком в зависимости от степени вины, указанной в акте о несчастном случае (профзаболевании), но не более чем на четверть. Тот, кто повредил свое здоровье умышленно не получит ничего, но подобный умысел должен подтверждаться решением правоохранительных органов.

Шаг № 4-ретро. Страховые выплаты могут быть выплачены за прошедшее на момент обращения время, но не более чем за 3 года, предшествовавшие представлению всех необходимых документов.

Шаг № 5. Белгосстрах перечисляет (выплачивает) назначенные единовременные страховые выплаты не позже месяца со дня назначения (10 дней – семье умершего), а ежемесячные – не позже 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления. Расходы на доставку, пересылку либо перечисление финансируются за счет средств производственного страхования.

При этом выплаты несовершеннолетним, находящимся на государственном обеспечении перечисляются во вклады в банках. А выплаты лицам, находящимся в стационарных госучреждениях социального обслуживания или местах лишения свободы, частично (не более 75%) перечисляется соответствующим учреждению для покрытия расходов по содержанию.

Ежемесячные выплаты производятся независимо от пенсий, не связанных с несчастным случаем (профзаболеванием). В счет выплат не засчитывается заработок (доход) получателя выплат, имеющийся у него после наступления страхового случая.

Ликвидация (прекращение деятельности) страхователя без капитализации повременных платежей выплатам не препятствует.

Возможный шаг № 6. Назначенные выплаты могут быть пересмотрены, в частности при изменении:

- степени утраты трудоспособности (с даты изменения);

- размера «индивидуального коэффициента заработка (дохода) застрахованного» (с начала месяца после обращения за перерасчетом при увеличении размера и с начала месяца после наступления обстоятельств, влекущих уменьшение);

- средней заработной платы рабочих и служащих (только в связи с ее ростом).

Ежемесячные выплаты пересчитываются и в случае представления документов о фактическом заработке (доходе), если изначально они рассчитывалась без таких документов.

Доля каждого члена семьи умершего дальнейшему перерасчету не подлежит, кроме случаев:

- рождения ребенка застрахованного лица после его смерти;

- назначения или прекращения выплат лицам, занятым уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего;

- назначения выплат иждивенцам умершего, в том числе ставшим нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.

Дополнительный шаг (за счет автогражданки). Белорусские резиденты, получившие автомобиль в связи с производственным страхованием, уплачивают только 50% страховых взносов по автогражданке (при условии личного пользования транспортом). Более того, их взнос может льготироваться до 30%.

Шаг-реверс. Излишне перечисленные суммы страховых выплат взыскиваются страховщиком в судебном порядке.

Шаг последний. Истечение срока выплаты или смерть получателя страхового возмещения прекращают выплаты. Но суммы, оставшиеся недополученными, делятся между членами семьи, проживавшими совместно с получателем выплат на день его смерти и всеми его нетрудоспособными иждивенцами. При отсутствии таких лиц или непредъявлении ими в течение 6 месяцев после смерти требований о выплате – неполученные деньги включаются в состав наследства.

 

Дублеры-добровольцы

 

Рассмотренное нами производственное страхование является обязательным видом страхования. Но ни один вид такого страхования не исключает добровольного страхования тех же рисков (имущественных прав). Поэтому нелишним будет напомнить, что согласно Указу № 530 страховщик (объединение страховщиков) вправе, включив в свой устав соответствующий пункт, получив необходимую лицензию и согласовав с Минфином правилами страхования, осуществлять добровольное страхование:

- жизни, предусматривая случаи утраты трудоспособности, получения инвалидности и т.п.;

- гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников.

Не нужно забывать и о перестраховании.

 

Новое – это крепко сбитое старое

 

Сравнив прежнее законодательство о производственном страховании с новым, мы не нашли никаких различий, изменяющих содержание правового регулирования.

Конечно, нельзя сказать, что нормативные тексты абсолютно идентичны, как в случае с автогражданкой. Разночтения есть, но они следующего рода. Новое законодательство устраняет некоторые терминологические и словесные излишества, а также дублирование формулировок. Например, значительно сокращено определение понятия «страховая история». Впрочем, подобная «лаконизация» иногда дает повод для недоразумений. Так пункт 293 Положения создает иллюзию, что регистрация страховщиков - юридических лиц не является их прямой обязанностью, хотя введение принципа «одного окна» этой обязанности не отменило, а лишь встроило ее в общую процедуру госрегистрации. С другой стороны, в новом законодательстве есть целый ряд незначительных уточнений, делающих более понятными ранее действовавшие нормы, а также появились новомодные термины вроде «ортезов» и «технических средств социальной реабилитации». К сожалению, Положение делится только на главы (по видам) страхования, поэтому внутри глав исчезли подзаголовки – что сделало текст такого крупного законодательного акта менее удобным для использования на практике.

А в целом новые правила страхования стали ярким подтверждением модернизированного афоризма Гераклита: «Все систематизируется, но ничего не меняется». Глава нашего государства называет подобное явление – «здоровым консерватизмом», присущим белорусскому менталитету и государственной идеологии Беларуси.