качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Грузоперевозки по Новому закону

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 31 августа 2007 г.
журнальная версия публиковалась под псевдонимом Елена Кудрявцева в журнале «Налоговый вестник» № 18 2007 года

Соглашаясь с героем рекламного ролика в то, что грузоперевозки – дело тяжелое, добавим уже от себя почерпнутое из свежеизданного Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – «Закон» или «новый Закон).

Данный Закон вступит в силу с 1 июля 2008 года, сменив нынешний Закон Республики Беларусь от 21 июля 2001 г. № 50-З ««Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – «действующий Закон»).

Закон меньше – норм больше

В целом новый Закон повторяет действующий и по структуре, и по существенным компонентам содержания. В то же время новый Закон почти на треть короче(!) действующего. Причем сжатие произошло за счет устранения правовых тривиальностей, теоретических деклараций, подробностей технического характера, а также элементов инородного законодательства, не имеющего прямого отношения к автоперевозкам.

Все это приятно удивляет, так как обычно наши новые законы длиннее своих предшественников. Мы бы даже порадовались столь существенной лаконизации отечественного законодательства, если бы не преумножение реально действующих норм и передача множества вопросов на откуп подзаконным актам.

Важнейшими среди таких актов, как и в старые добрые времена, будут решения Правительства. Помимо прочего Совет Министров Республики Беларусь должен:

— утверждать «Правила автомобильных перевозок грузов» (далее – Правила). Это будет весьма важный и очень емкий акт, затрагивающий практически все аспекты грузоперевозок. Так согласно статье 15 нового Закона Правила, как минимум, должны определять общие условия выполнения перевозок и особые условия для отдельных видов грузов и физических лиц, требования к безопасности, требования к автоперевозчикам, водителям и транспорту, права, обязанности и ответственность перевозчика и заказчика… «И т.д., и т. п.» – как говорится, поскольку эти Правила упоминаются в новом Законе 20 раз (!) под своим именем и еще чаще в совокупности с другими актами законодательства;

— определять требования к лицам, ответственным за организацию и выполнение автоперевозок;

— устанавливать порядок подтверждения профкомпетентности лиц, ответственных за международные автоперевозки, а также выдачи свидетельств о профкомпетентности.

Вторыми по значимости (но, видимо, первыми по объему) станут нормативные акты Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс). Именно это министерство специализируется на государственном регулировании (управлении) и контроле в области автоперевозок. Оно устанавливает (утверждает, согласовывает):

— порядок использования тахографов;

— порядок распределения, выдачи и использования разрешений на проезд белорусского транспорта по иностранной территории при международных перевозках;

— «Перечень автоперевозчиков, обязанных выполнять перевозки транспортом общего пользования» (Минтранс сам же и ведет такой перечень, а также публикует его не реже раза в год);

— учебные планы (программы) повышения квалификации ответственных за автоперевозки, а также перечень учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации;

— типовое положение о контрольно-ревизорской службе на автотранспорте.

Велика и роль местных властей, принимающих множество решений, оказывающих существенное влияние на маршруты, графики и способы автоперевозок. Более того, именно местные Советы депутатов утверждают программы развития автотранспорта на территории административно-территориальных единиц.

Но и этого мало. Закон, как указано в нем самом, не регулирует перевозки:

— для собственных нужд по Беларуси;

— воинские;

— на транспорте спецназначения;

— выполняемые физическими лицами исключительно для нужд, не связанных с предпринимательством, с использованием собственного транспорта или на иных законных основаниях.

Да и особенности перевозки опасных грузов определяются особым законодательством.

Следовательно, неизбежен неуклонный рост соответствующего специального законодательства.

Напомним и то, что на гражданина-участника договора автоперевозки для нужд, не связанных с предпринимательством, распространяется еще и законодательство о защите прав потребителей.

Немного теории

Новый Закон, как и его собратья, уделяет большое внимание теоретическим вопросам, то есть определению понятий и делению самых важных из них на виды (подвиды). Причем львиная доля разночтений между действующим и новым законом связана именно с модернизацией дефиниций и филологических конструкций. Правовой лексикон, как всегда, не избегнул самосовершенствования и значительно переменился за 6 лет, разделивших два одноименных Закона.

Остановимся на самом интересном (неочевидном).

Автоперевозки делятся:

1) на внутриреспубликанские, в том числе:

— городские (то есть в пределах населенного пункта и за его пределами в границах, указанных местным исполкомом);

— пригородные (то есть внегородские, но в границах административного района или не дальше 50 км. от начального пункта);

— междугородные внутриобластные (то есть не городские и не пригородные, но в пределах административной области);

— междугородные межобластные (все прочие в пределах Республики Беларусь);

2) международные.

По-новому автомобильная перевозка для собственных нужд определяется как перевозка вспомогательного характера по отношению к основным видам деятельности организации или предпринимателя. Данным понятием охватываются перемещения собственных работников и грузов на собственном транспорте, управляемым опять же собственными работниками (самим индивидуальным предпринимателем).

К автотранспорту согласно Закону отнесены автомобили и автопоезда, используемые на автокоммуникациям (дорогах, терминалах и иных сооружениях, предназначенные для перевозок, содержания и обслуживания транспорта).

Груз по Закону – это принимаемые (принятые) к автоперевозке материальные ценности и (или) предметы и материалы, не являющиеся материальными ценностями. Матценности, естественно, являются грузами товарного характера, а все остальное – «грузом нетоварного характера.

Нормы для избранных

Не все перевозчики равноправны. В частности выполнение внутриреспубликанских перевозок иностранными перевозчиками не допускается, а на отдельные виды автоперевозок могут вводиться (в порядке, установленном Президентом и Правительством) ограничения (квоты) по количеству используемого транспорта.

Есть и другие ограничения, специфичные для автоперевозок. Например, недопустимы забастовки работников, перевозящих грузы на транспорте общего пользования, в период ликвидации стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера в зоне чрезвычайной ситуации.

Детализация процедур

Поскольку специфике грузоперевозок посвящена целая глава Закона, то их алгоритм получает весьма детальную регламентацию сравнительно с общими правилами, нашедшими отражение в Гражданском кодексе. Изложим этот алгоритм шаг за шагом.

Шаг № 1 (предварительный). Автоперевозчик обязан назначить ответственного (ответственных) за организацию и выполнение перевозок, каковым может стать и руководитель организации, и сам индивидуальный предприниматель.

Каждый из ответственных должен подтвердить свою профкомпетентность, получив соответствующее свидетельство.

Шаг № 1+ (специфический). Перевозчики на транспорте общего пользования обязаны обеспечить общедоступность информации об условиях выполнения перевозок (включая тарифы) и в дальнейшем действовать по правилам заключения публичного договора согласно статье 396 Гражданского кодекса. То есть, говоря конкретно, такой перевозчик обязан (при наличии возможности) осуществлять перевозки в отношении каждого обратившегося заказчика (клиента). При этом запрещены любые предпочтения, не предусмотренные законодательством, а цены и все прочие условия перевозки должны быть одинаковыми для всех (кроме льготников по законодательству). Неравные условия публичного договора ничтожны, а в ответ на уклонение от его заключения полагается принудительное понуждение.

Шаг № 1М. Если не предусмотрено исключение из общего правила в соответствующем международном договоре, то при выполнении международных автоперевозок (даже по территории Республики Беларусь) должны применяться тахографы. Следовательно, на предварительной стадии соответствующий транспорт оснащается тахографами.

Шаг № 2. Заключение договора:

а) автоперевозки груза;

б) фрахтования для автоперевозки грузов;

в) организации автоперевозок грузов.

По договору автоперевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю (лицу, уполномоченному на получение груза), а заказчик автоперевозки обязуется уплатить за это установленную плату. Причем согласно новому Закону заказчиком может выступать и грузоотправитель, и грузополучатель, и экспедитор, в то время как в действующем Законе на месте заказчика значится только грузоотправитель.

Заключение этого договора подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа. Об указанных документах чуть ниже, а здесь обратим внимание на то, что согласно Закону неправильное составление такой документации или ее потеря не влияют на действительность договора.

По договору фрахтования для автоперевозки грузов перевозчик (фрахтовщик) обязуется предоставить за плату заказчику перевозки (фрахтователю) всю или часть вместимости транспорта (нескольких транспортных средств) на один (несколько) рейсов.

В договоре об организации автоперевозок грузов определяются:

— обязанность перевозчика в установленные сроки принимать, а грузовладельца предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме;

— объемы, сроки и другие условия предоставления транспорта и предъявления грузов;

— маршрут, сроки и графики перевозок;

— тип и количество используемого транспорта, а также требования к нему;

— порядок расчетов;

— ответственность сторон;

— иные условия организации перевозки.

Кроме того, можно указать конкретный перечень сопутствующих услуг и иные условия перевозок.

Однако столь общий (долгосрочный, генеральный) договор предполагает последующее заключение более конкретных договоров, то есть одного из ранее упомянутых договоров (перевозки груза или фрахтования).

К предметам и материалам, принадлежащим физическим лицам на праве собственности (иных законных основаниях) и предназначенным исключительно для нужд, не связанных с предпринимательством, применяется особый порядок. Заключение соответствующего договора оформляется заказом-поручением.

Шаг № 3. В договорные сроки (но обязательно до подачи транспорта под загрузку) грузоотправитель обязан подготовить груз и предъявить его к перевозке согласно Правилам. Если же состояние груза не соответствует Правилам и договору, то груз считается непредъявленным с возмещением убытков, связанных с подачей транспорта.

Шаг № 4. Перевозчик обязан в установленный договором срок подать под загрузку транспорт, исправный и пригодный для перевозки соответствующего груза. От ненадлежащего транспорта грузоотправитель вправе отказаться. И такая подача по Закону приравнивается к неподаче.

Время подачи под загрузку исчисляется с момента предъявления грузоотправителю путевого листа водителем прибывшего транспорта.

Шаг № 5. Передача-приемка груза. При этом:

— грузоотправитель имеет право устанавливать «объявленную ценность груза», но не выше его реальной стоимости;

— перевозчик обязан проверить правильность оформления транспортных документов внешнее состояние груза, его упаковку и количество, а при необходимости — и температуру груза (кроме грузов нетоварного характера и сопровождения груза заказчиком в соответствии с соглашением сторон);

— грузоотправитель и перевозчик совместно техсредствами грузоотправителя определяют массу груза и (или) проверяют число грузовых мест (стороны могут договориться об ином исполнении этой процедуры).

Груз товарного характера считается принятым после подписания автомобильным перевозчиком соответствующего транспортного документа.

Без соответствующих уточнений (оговорок) в транспортном документе состояние груза и его упаковки в момент принятия к перевозке считается надлежащим, а масса груза, число и маркировка грузовых мест – соответствующими документации.

Шаг № 6. Погрузка. Она производится грузоотправителем (если не договорились по-другому). При этом перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза, требуя устранения нарушений.

Продолжительность загрузки, разгрузки и сопутствующих им операций устанавливаются Правилами.

При перевозке груза товарного характера навалом, насыпью, наливом или в контейнерах в транспортном документе должна быть определена и указана масса груза.

Шаг № 6+. Пломбировка груза грузоотправителем с соответствующей отметкой в транспортном документе. Это допустимо при использовании транспорта с грузовым пространством закрытого типа (фургоны, контейнеры, цистерны и т. п.). В последующем осуществляется перевозка под пломбой.

Шаг № 7. Перевозка, относительно которой в Законе нет пространных регламентов. Видимо, достаточно общих правил дорожного движения.

Маршрут перевозки определяется договором, а условия изменения маршрута – соглашением сторон.

Срок доставки груза также вопрос соглашения сторон. А при отсутствии согласованного срока – продолжительность перевозки не должна превышать разумного срока с учетом конкретных обстоятельств.

Шаг № 7-бис. Соглашением сторон можно предусмотреть право заказчика переадресовывать груз с возмещением расходов перевозчику.

Шаг № 8. Выдача-приемка по массе и (или) числу грузовых мест доставленного грузополучателю груза. Производится грузополучателем (если не договорились иначе) в пункте назначения в порядке, аналогичном шагу № 5.

Груз товарного характера, перевозимый навалом, насыпью или наливом и прибывший без признаков недостачи, выдается грузополучателю, не имеющему подходящих весов, без проверки массы.

Получение груза удостоверяется отметкой грузополучателя в транспортных документах.

Грузополучатель может отказаться от получения груза только при невозможности его полного или частичного использования по прямому назначению вследствие порчи или повреждения. Об отказе делается отметка в транспортном документе, а перевозчик должен получить письменные указания заказчика относительно этого груза (если иное не установлено соглашением сторон).

В связи с чем совершенно непонятно, почему Закон обязывает заказчика оплатить перевозчику дополнительные расходы по реализации или утилизации возвращенного груза, который столь испорчен. Ведь убытки все равно взыскиваются с вредителя.

Возможная альтернатива: При перевозке нетоварного груза заказчик может поручить перевозчику выгрузку в определенном месте без передачи грузополучателю.

Шаг № 9. До предъявления иска к перевозчику обязательно предъявление претензии в порядке и сроки, предусмотренные Правилами.

Шаг № 10. Судебный иск к перевозчику подается в случаях:

— его отказа (полного или частичного) удовлетворить претензию;

— неполучения истцом ответа на претензию в 30-дневный срок.

Срок исковой давности при грузоперевозках – год.

Заявленные в иске требования удостоверяются записями в транспортном документе, а при возникновении разногласий между сторонами — актами, установленными Правилами.

Дополнительно об ответственности и безответственности

Кроме норм об ответственности, упомянутых выше, хотелось бы отметить следующее:

1) Помимо ответственности, установленной законодательством, наступает ответственность по соглашению сторон.

2) Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) транспорта вследствие непреодолимой силы или других непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, прекращения или ограничения перевозок в соответствии законодательством.

Фактически по тем же основаниям заказчик освобождается от возмещения убытков перевозчику, причиненных неиспользованием (несвоевременным использованием) поданного транспорта. А без таких форс-мажоров заказчику придется и покрыть убытки, и уплатить неустойку, предусмотренную Правилами.

3) Заказчик обязан возместить ущерб, причиненный по его вине имуществу перевозчика или третьих лиц, перед которыми ответственен перевозчик.

4) Заказчик отвечает перед перевозчиком и третьими лицами за убытки, связанные с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в грузосопроводительных документах, или отсутствием необходимых грузосопроводительных документов.

5) Автомобильный перевозчик несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение, порчу) груза после принятия к перевозке и до выдачи перевезенного, если не докажет, что несохранность стала следствием обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить.

При этом перевозчик не отвечает за уменьшение массы груза в пределах норм естественной убыли или погрешности взвешивания.

Ущерб грузу возмещается перевозчиком:

— при утрате и недостаче — в размере объявленной ценности, а без таковой в размере стоимости утраченного, недостающего или поврежденного;

— при повреждении (порче) — в размере снижения стоимости (полной стоимости при невозможности восстановления).

Причем стоимость груза определяется исходя из их цены, указанной в счете продавца (договоре), а при отсутствии такого указания – исходя из цены на аналогичные товары при сравнимых обстоятельствах.

Кроме ущерба, вызванного несохранностью груза, грузоотправителю (грузополучателю) возмещается соответствующая провозная плата, не входящая в стоимость груза.

Надлежащее оформление документов

Нужно ли говорить о значимости правильного оформления документов? – Этот вопрос риторический, поэтому лучше ответим на другой: «Каковы требования Закона к такому оформлению?» Тем более что новый Закон сделал оформительские процедуры гораздо разнообразнее, что можно толковать как расширение диапазона выбора участников автоперевозок.

Транспортными документами при перевозках грузов признаются:

— путевой лист, которым перевозчик оформляет использование транспорта. Кроме того, в путевом листе (ином аналогичном документе) делаются записи о перевозке груза нетоварного характера;

— товарно-транспортная накладная, составляемая грузоотправителем для перевозки груза товарного характера, в том числе международная товарно-транспортная накладная "CMR" согласно «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов», принятой в Женеве 19 мая 1956 года;

— заказ-поручение и другие документы, предусмотренные законодательством для перевозок товарного характера в случаях, предусмотренных Правилами, и оформляемые автоперевозчиком;

— иные документы, предусмотренные конкретными актами законодательства.

Оформление перечисленных документов регламентируется Минфином по согласованию с Минтрансом (только при оформлении CMR-накладной согласовывающий и утверждающий органы меняются местами). Однако в законодательных актах или соглашении сторон разрешается определить иначе, чем в Законе, кто из участников автоперевозки и какие документы оформляет (составляет).

Грузосопроводительные документы (то есть сертификаты соответствия или происхождения товаров, ветеринарный и фитосанитарный сертификаты и т. п.) должны оформляться, если они необходимы в соответствии с законодательством. Причем заказчик обязан предоставить эту документацию перевозчику вместе с транспортным документом. А тот в свою очередь не должен проверять правильность оформления. Зато при утере грузосопроводительной документации перевозчик обязан возмещать убытки, понесенные заказчиком.

Изменяя Гражданский кодекс

Статья 59 нового Закона, вступающая в силу досрочно (с 1 января 2008 года) подкорректировала Гражданский кодекс так, чтобы он не затруднял применение подзаконных актов по автоперевозкам. В результате правила соответствующей (тематической) главы Кодекса будут применяться к грузовым перевозкам только тогда, когда иное не предусмотрено в других законодательных актах.

Что ж, нужные всем гражданам грузоперевозки, действительно, весомее какой-то там кодификации, востребованной одними правоведами.