качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Систематизированная автогражданка

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 24 сентября 2006 г.
журнальная версия публиковалась под псевдонимом Елена Кудрявцева в журнале «Налоговый вестник» № 20 и «Юридический мир» № 11 2006 года

«Любишь кататься – люби и катайся!»

Николай Фоменко

 

25 августа 2006 года, безусловно, войдет во все справочники и учебники, посвященные страхованию, как дата знаменательная. Потому что в этот день Глава нашего государства издал целый комплекс указов, систематизировавших страховую деятельность. Среди них в качестве базового выделяется Указ № 530 «О страховой деятельности» (далее – Указ № 530).

Пунктом 4 данного Указа утверждено «Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение). Внушительному объему этого нормативного акта могли бы позавидовать многие кодексы. Пересказать в одной маленькой публикации и, тем более, проанализировать столь глобальное упорядочение государственного регулирования не реально. Поэтому мы выбрали самую популярную тему – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – автогражданка) и сосредоточили на нем свое и Ваше внимание. Надеемся, такой подход поможет Вам не только уловить суть всех новаций, но и освежить в памяти множество норм, актуальных для всякого, предпочитающего автомобиль в качестве средства передвижения.

При этом следует иметь в виду, что договоры автогражданки, заключенные до вступления в силу Указа № 530 продолжают действовать до окончания их срока и не подлежат приведению в соответствие с новейшими правовыми формами. Кроме того, Указ № 530 закрепил приоритет международных договоров перед собственными положениями.

Впрочем, все это нисколечко не помешало началу еще одной перерегистрации, поскольку страховые организации, брокеры и объединения страховщиков обязаны (под страхом ликвидации) до 2 августа 2007 г. привести свои учредительные документы в соответствие с Указом № 530. А до перерегистрации указанные документы применяются лишь в части, не противоречащей решению Президента. Правда, новые (укрупненные) уставные фонды можно будет формировать до 1 мая 2011 г. (до 1 мая 2008 г. в половинном размере).

 

Правовое поле, его офсайды и пенальти

 

У страховой деятельности в нашей стране широкие горизонты, но узкие, жестко очерченные дороги к этим горизонтам и строго регламентированный перечень лоцманов-проводников. По крайней мере, для обращения по нужному адресу, каждый страхующийся должен знать, что:

а) Резиденты (юрлица Беларуси, иностранные организации, осуществляющие деятельность на нашей территории, граждане республики и постоянно проживающие у нас лиц без гражданства) обязаны страховаться только у белорусских «коммерческих организаций, созданных для осуществления страховой деятельности и имеющих соответствующие специальные разрешения (лицензии)». Иным лицам без гражданства и иностранцам тоже разрешено пользоваться услугами белорусских страховщиков, если, конечно, такие услуги не вменяются в обязанность всем поголовно согласно конкретным нормам Указа № 530.

б) Страховой бизнес не терпит совмещений, поэтому страховщиком может выступать лишь тот, чей уставный предмет деятельности – страховая деятельность и инвестиции в нее, оценка страхового риска и размера ущерба, осмотр-оценка имущества в связи со страхованием и выдача соответствующих заключений, услуги технического, медицинского и финансового характера страховщикам, страхователям, застрахованным, потерпевшим и претендентам на страховые выплаты, а также услуги страховым организациям в установлении причин и характера ущерба.

в) Среди конституционно равных страховых организаций по-настоящему полноправны исключительно государственные. Ведь только имея более 50% госакций в уставном фонде, можно рассчитывать на осуществление обязательного страхования (включая автогражданку) и безвозмездное информационное обеспечение со стороны государственных организаций, адвокатов, нотариусов и индивидуальных предпринимателей.

г) Прежде, чем заключать договор, рекомендуется поинтересоваться уставным фондом страховщика. Поскольку минимальный размер такого фонда стал еще выше: 5 миллионов евро — для перестраховочной деятельности, 2 — для страхования жизни и 1– в иных случаях. Причем указанный минимум должен быть внесен и постоянно поддерживаться в денежной форме, а иностранцы вправе инвестировать в страхование только деньги. Кроме того, никто из инвесторов не вправе иметь долю более 35%.

д) Иностранные страховщики могут завести в Беларуси дочерние (зависимые) компании только после 10 лет страховой деятельности в собственном государстве. К тому же наше Правительство устанавливает для иностранцев предельные квоты участия в белорусском страховом бизнесе.

Что же касается автогражданки, то она в качестве обязательного вида страхования подпадает под более жесткое правило, установленное Президентом: уполномоченные на это дело страховщики не должны иметь более 49% иностранных вкладов, а дочерние и зависимые по отношению к иностранцам компании к автогражданке не допускаются.

е) Немаловажен и персональный состав администрации страховщика. Руководителями (замами) и главными бухгалтерами здесь могут быть только белорусские резиденты с подтвержденной Минфином профпригодностью, работающие по трудовому договору. Причем им запрещено штатное совместительство (кроме творческой деятельности и медицинской практики).

Страхование у любых других организаций незаконно. Образно говоря, «далягляды і краявіды» правового поля белорусского страхования просматриваются только через узкие амбразуры – «окна приема» особо проверенных организаций. А дабы никакой новоявленный «Александр Матросов» не совался, куда не следует, Указ № 530 освежил систему штрафов, действующую до вступления в силу новых кодексов об административных правонарушениях. Краткое изложение интересующих нас наказаний приведено в следующей таблице.

Нарушения

Наказания (штрафы) для

организаций

должностных или физических лиц

Несоблюдение порядка формирования, инвестирования, размещения и использования страховых резервов, гарантийных фондов, фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, а равно несоздание таких резервов и фондов

300−500 базовых величин (далее – БВ)

10−20 БВ

Страховая деятельность за переделами указанного в уставе предмета либо без соответствующей лицензии, а равно деятельность иностранных страховых организации без регистрации (лицензии) или посредническая деятельность от имени указанных организаций

двукратный размер полученного дохода

 

Создание обособленного подразделения или участие в создании страховой организации за границей без разрешения Минфина

300−500 БВ

 

Превышение норматива расходов на ведение страхового дела

размер превышения

 

Отсутствие у страховой организации на счетах в белорусских банках суммы равной минимальному размеру уставного фонда

200−500 БВ

 

Незаконный отказ страховщика от заключения договора обязательного страхования

100−300 БВ

10−20 БВ

Нарушение порядка учета, хранения, заполнения, использования и выписки страховых полисов (свидетельств, сертификатов) либо квитанций

100−200 БВ

10−20 БВ (в том числе для страховых агентов)

Просрочка представления (непредставление) в Минфин бухгалтерской и статистической отчетности, а равно ее недостоверная публикация

100−200 БВ

 

Неисполнение предписаний Минфина об устранении установленных нарушений

300−500 БВ

10−20 БВ

Несоблюдение страховыми агентами, страховыми брокерами порядка осуществления посреднической деятельности

200−500 БВ

10−20 БВ (в том числе для страховых агентов)

Заключение трудовых договоров с руководителем, его замом и главным бухгалтером страховой организации, страхового брокера, руководителями обособленных подразделений без подтверждения профпригодности

 

10−20 БВ

Нарушение порядка или условий страхования, осуществления страховых выплат, определения страховых взносов

200−500 БВ

 

Иные нарушения законодательства или правил страхования страховой организацией

200−500 БВ

 

Езда на автомобиле без автогражданки

15 БВ (в том числе для индивидуальных предпринимателей)

5 БВ

Совершение ДТП без автогражданки

25 БВ (в том числе для индивидуальных предпринимателей)

10 БВ

Использование в Беларуси авто, зарегистрированного за ее пределами, без белорусской автогражданки

 

200 долларов США в эквиваленте (для водителя) плюс отказ в заключении договора

Выше описанные общие правила игры на страховом поле в полной мере применимы и к автогражданке. Между тем у нее есть свои особенности, удостоенные в Положении специальной главы 11. Что ж, проанализируем и особенности…

 

Причастные и причащенные

 

При автогражданке страхователем выступает автовладелец, каковым может быть признано любое из ниже перечисленных юридических и физических лиц:

— собственник;

— обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления;

— арендатор;

— уполномоченный по доверенности;

— иные законные владельцы согласно законодательству или договору.

Водитель, не признанный владельцем, заключать договоры внутреннего страхования не обязан. Зато он обязан осуществлять пограничное страхование при отсутствии владельца, а, используя автомобиль, иметь страховое свидетельство (полис, сертификат) и предъявлять его по требованию гаишника.

Впрочем, договор автогражданки распространяется на всех имеющих право управления соответствующим авто. То есть любой, севший за руль с ведома застраховавшегося владельца, автоматически считается застраховавшим свою ответственность перед потенциальными жертвами своего некачественного вождения.

Общие нормы гражданского права и Положения допускают заключение договоров страхования в интересах иных лиц (выгодоприобретателей). Применение таких норм позволило бы автовладельцам посылать вместо себя менее занятых родственников, а пенсионерам принесло бы полулегальные доходы за счет соседей на крутых тачках. Но, увы, на наш взгляд, логика автогражданки диктует личное участие гражданина-владельца, указанного в техпаспорте.

Страховщиками могут выступать только государственные страховые организации, являющиеся членами Белорусского бюро по транспортному страхованию (далее — Бюро). Кого из этих членов выбрать страхователь решает сам – выбранный не вправе отказаться.

Однако не исключены традиционные формы посредничества в лице страховых агентов и брокеров. Самим страховым организациям посредническая деятельность запрещена. Кроме того, в Положении содержится целый ряд ограничений, касающихся квалификации и форм найма посредников. В том числе такие:

— страховое посредничество несовместимо с другими видами деятельности;

— посредником при автогражданке может быть только государственные организации (те, у которых госдоля более 50%), банки, уполномоченные обслуживать государственные программы и республиканские государственно-общественные объединения;

— страховые агенты заключают договоры автогражданки с юридическими лицами на безвозмездной основе;

— страховые брокеры к автогражданке не допускаются.

И, завершая перечень действующих лиц, следует упомянуть контролеров, каковыми в данной сфере выступают не столько постоянно причастные к страхованию работники Минфина, сколько сотрудники МВД, Минтранса и Госкомитета погранвойск. «Причастнее» всех, естественно, ГАИ МВД, проверяющая наличие автогражданки и производящая регистрацию (перерегистрацию) и техосмотр транспорта только при наличии страховки.

По традиции от субъектов перейдем к объектам. Положение перечисляет все виды страхуемого автотранспорта. Это:

— легковые автомобили;

— мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски;

— автобусы, троллейбусы, трамваи и грузопассажирские автомобили;

— автомобили специального назначения (санитарные, пожарные и другие);

— грузовые автомашины, тягачи и тракторы;

— средства, созданные на базе перечисленных;

— колесные самоходные одноковшовые погрузчики, автогрейдеры, самоходные машины для содержания и ремонта дорог (за исключением землеройных машин);

— прицепы и полуприцепы к указанному транспорту.

Там же названы наиболее характерные виды транспорта, неподлежащего страхованию. В частности автомобили, не участвующие в дорожном движении, железнодорожный и гужевой транспорт, велосипеды, мопеды, мотоблоки, сельскохозяйственные, мелиоративные и строительные машины, а также военный транспорт, не используемый для хоздеятельности.

 

Договоры, их виды, сроки и порядок действия

 

Положение перечисляет три вида договоров автогражданки: внутренние, пограничные (при въезде в Беларусь) и «Зеленая карта» (при выезде из страны). Для последней сделано редкое в наших широтах исключение – признаются договоры автогражданки из государств — членов системы «Зеленая карта», связанных соответствующими соглашениями с Бюро. Впрочем, и пограничное страхование не требуется при наличии подобной автогражданки. Зато при самовольном отказе от договора пограничного страхования автомобиль на белорусскую территорию не допускается.

Договор должен быть письменным. Внутреннее страхование удостоверяется «страховым свидетельством», пограничное – «страховым полисом», «Зеленая карта – «страховым сертификатом».

Срок внутреннего страхования, как правило, 1 год, при сезонном использовании автомобиля – 1−12 месяцев, а до регистрации приобретенного (полученного) авто – 15 дней. Срок пограничного страхования и «Зеленой карты» – весь период въезда-выезда автомобиля, но не менее 15 суток (360 часов).

Базовый принцип прост: не больше одного договора (каждого вида) в одну машину. Все повторные (дублирующие) договоры недействительны.

Алгоритм договорного процесса при внутреннем страховании таков: страхователь подает заявление по форме, установленной Бюро, предъявляя техпаспорт либо иной документ, подтверждающий право на владение автомобилем, а при необходимости дополнительно информирует страховщика обо всем, имеющем существенное значение для оценки страхового риска. Граждане, кроме того, показывают паспорт (заменяющее его удостоверение личности). При пограничном страховании и «Зеленой карте» заявление не требуется, достаточно техпаспорта.

При заключении договора страховщик обязан ознакомить страхователя с условиями автогражданки, может произвести осмотр страхуемого транспорта, а в последующем проверять сообщенную информацию (без права разглашения) и контролировать соблюдение заключенного договора. Страховщик, принявший на себя обязательства, превышающие его платежеспособность, обязан заключить договор о перестраховании части страхового риска, принятого им на себя по договору страхования.

Новый договор внутреннего страхования разрешается заключать не ранее, чем за месяц до истечения действия предыдущего.

Договор вступает в силу после уплаты страхового взноса (его первой части) наличными, а при безналичных расчетах – после выдачи страхового свидетельства (полиса, сертификата). Кстати, указанные документы выдаются одновременно с наличным платежом или после поступления денег на счет страховщика. По желанию страхователя начало действия договора можно перенести на любой день в течение месяца, а досрочно заключенный новый договор вступает в силу по истечению срока предыдущего.

Утраченные страховые свидетельства (полисы, сертификаты) по заявлению страхователя заменяются дубликатами. После чего подлинники недействительны.

Договор прекращается по истечению срока или досрочно в связи с:

— неуплатой второй части взноса;

— отчуждением (списанием с баланса) автомобиля или невозможности его использования по обстоятельствам, не зависящим от воли страхователя и не являющимся страховыми случаями (например, при уничтожении и хищении машины посторонними);

— ликвидацией страхователя — юрлица или смертью гражданина;

— досрочном прекращении договора об использовании автомобиля (аренды, лизинга, безвозмездного пользовании и т. п.).

Досрочное прекращение осуществляется по письменному заявлению страхователя (его правопреемников) с приложением страхового свидетельства (полиса, сертификата) и копии документа, подтверждающего возможность прекращения.

Договор может быть переоформлен на нового владельца (при реорганизации юрлица или отчуждении авто) либо на новый автомобиль взамен отчужденного.

Конкретизацию, отраженных в Положении процедур, а также образцы соответствующих документов следует искать в «Инструкции о порядке проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденной Приказом Бюро от 12 октября 2000 г. № 27-од (в редакции приказов от 2 мая 2002 г. № 10-од, 11 августа 2004 г. № 29-од и от 29 сентября 2004 г. № 33-од).

 

Взносы

 

Страховые взносы – главная обязанность страхователя и основной источник финансирования автогражданки. Дабы размеры этих взносов соответствовали потенциальной вредоносности их дифференцируют (корректируются) по:

— типам и техническим характеристикам автомобилей;

— срокам страхования и страховым рискам;

— местонахождению (местожительству), возрасту и стажу вождения владельца, а также аварийности предыдущего вождения.

Кроме того, размеры взносов по «Зеленой карте» зависят от страны выезда. А льготники, получившие свой автомобиль бесплатно (дешево) и пользующиеся им, платят только 50%.

В сумме все скидки не могут превышать 50% (70% для льготников). Причем скидка по аварийности применяется только к годичным договорам.

Страховые взносы уплачиваются полностью при заключении договора, и только при годовом внутреннем страховании допускается уплата в два приема — половина при заключении, а остаток в течение последующего полугодия. Резиденты платят в белорусских рублях (наличными или по безналичному расчету). Нерезиденты – в СКВ или российских рублях (по «Зеленой карте» – исключительно в СКВ).

При внутреннем страховании действует своеобразная система доплат-возвратов. Так страхователь, который в период действия договора стал использовать свой транспорт в качестве такси или на экспрессных регулярных маршрутах либо иным способом увеличил страховой риск, обязан доплатить. А при уменьшении страхового риска и отсутствии страхового случая страхователь получает право на частичный возврат взносов. Естественно, доплатить придется за все время увеличенного риска, а возврат причитается только за полные месяцы со дня подачи соответствующего заявления. Доплачивается страховка и при ДТП, совершенном между заключением и вступлением в силу нового досрочного договора, а также при переоформлении договора на новый более опасный (дорогой) автомобиль. При досрочном же прекращении договора (кроме договоров, по которым производилось страховое возмещение) взносы возвращаются за неистекшие полные месяцы (весь срок при расторжении договора, не вступившего в силу).

Конкретные размеры взносов, корректирующие коэффициенты к ним и Правила применения системы скидок и надбавок (систему бонус — малус) следует искать в приложениях к Указу Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования» (далее Указ № 531), заменивших (фактически продублировавших) акты Совмина.

 

Что возмещается, а что нет

 

Автогражданка призвана обеспечивать возмещение вреда, причиненного чужому имуществу, а также жизни-здоровью граждан при ДТП на территории Беларуси и выезде в страны — члены системы «Зеленая карта». Моральный же вред, упущенная выгода и утрата товарной стоимости транспорта за счет автогражданки не компенсируются. Зато по соглашению со страховщиком или по решению суда покрываются затраты лиц, предоставивших транспорт для доставки потерпевших в медпункты, оказавших медпомощь, поучаствовавших в ликвидации последствий ДТП или оказавших иное содействие в снижении вреда.

Возмещаются только последствия ДТП, совершенного в момент действия договора автогражданки и зарегистрированного в ГАИ. Причем потерпевший должен сохранять поврежденное имущество в послеаварийном состоянии до осмотра его специалистом оценщика или страховщика. Иначе могут отказать в возмещении, сославшись на невозможность установления наличия или размера вреда. Необходимо еще и наличие причинной связи между движением (размещением) автомобиля и причиненным вредом. Но не имеет значения, был ли неосторожен сам потерпевший и виновен ли вредитель. Помимо этого не возмещается вред, причиненный:

— вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, падения груза, выброса из-под колес или функционирования смонтированного на транспорте механизма (например, подъемного крана или разбрасывателя песка);

— во время спортивных соревнований (гонок) и тренировок, военных действий (мероприятий), гражданских войн, народных волнений и забастовок;

— в результате ДТП с участием нескольких авто одного владельца либо сцепленных (присоединенных) автомобилей;

— непосредственно вредителю (владельцу или водителю авто) либо его имуществу;

— деньгам, драгоценностям, ценным бумагам, документам и коллекциям, а также окружающей среде (ее объектам).

Ущерб жизни и здоровью возмещается независимо от выплат по социальному и иному страхованию. А смерть (инвалидность), последовавшая в течение года после ДТП, влечет доплата страхового возмещения. Исчисление денежного эквивалента жизни и здоровья осуществляется в соответствии с Правилами, утверждаемыми Бюро по согласованию с Минздравом и Минтрудом (в данный момент действует Приказ Бюро от 11 августа 2004 г. № 29-од). В них вполне стандартные нормативы и правила.

Транспорт считается уничтоженным, если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен (с учетом НДС, но без учета обновления дороже 80% стоимости авто). Размер вреда при уничтожении автомобиля равен действительной стоимостью этого авто в день ДТП плюс расходы по эвакуации с места ДТП к месту постоянного хранения (до белорусской границы для нерезидентов), утилизацию остатков, оформление необходимых документов и исчислению размера вреда. Кстати, страховщик, возместивший стоимость уничтоженного автомобиля может взять себе его остатки, а в случае отказа потерпевшего – уменьшить страховое возмещения на стоимость этих остатков.

Повреждение автомобиля возмещается в размере восстановительного ремонта (с учетом износа и без учета НДС) на день ДТП, плюс (аналогично уничтожению) эвакуация, оформление и исчисление. НДС за ремонт возмещается только после предоставления потерпевшим документов, подтверждающих факт ремонта у организаций (предпринимателей), имеющих соответствующее разрешение.

Правила исчисления вреда транспорту утверждаются Бюро по согласованию с Минтрансом (в данный момент действует Приказ Бюро от 14 сентября 2004 г. N 30-од).

Гибель домашних животных возмещается по их действительной стоимости. Если же пострадавшую живность отправили на убой, то компенсация уменьшается на стоимость останков, пригодных к использованию.

Уничтожение иного имущества потерпевшего компенсируется в размере действительной стоимостью в день ДТП, а повреждение равноценно разнице между стоимостями до и после происшествия. Кроме того, покрываются расходы на оформление документов и исчислению размера вреда. А вот повреждения дорог, дорожных сооружений, средств регулирования дорожного движения и иных объектов (предметов) могут оцениваться еще и в размере стоимости восстановительного ремонта.

Вред, причиненный несколькими страхователями, возмещается соответствующими страховщиками в пропорциях, установленных гаишниками и оценщиками. Причем потерпевший может взыскать все с любого страховщика, а потом пусть разбираются (делятся) между собой.

Если страховщик в течение 2 месяцев с момента ДТП (после заявления потерпевшего поданного с опозданием) не оформил документы по страховому возмещению, размер вреда подлежит пересчету пропорционально увеличению установленного Нацбанком курса евро (при уменьшении этого курса перерасчет не производится).

И, наконец, у страхового возмещения есть максимально возможные пределы. Раньше соответствующие лимиты, устанавливало Правительство, теперь это делает сам Президент. Согласно Указу № 531 только по 10 000 евро может быть выплачено за жизнь-здоровье и имущество. Эту величину нельзя превышать при любом количестве ДТП в течение срока действия договора автогражданки. И только в случае причинения вреда нескольким лицам общий лимит увеличивает в три раза (при сохранении однократного лимита для каждого из потерпевших в отдельности). Превышение трехкратного лимита влечет пропорциональное уменьшение страхового возмещения каждому потерпевшему.

Алгоритм, обеспечивающий возмещение вреда, таков:

1) Участники ДТП обязаны сообщить друг другу и потерпевшим свое имя, фамилию, адрес, наименование страховщика и предъявить страховое свидетельство (полис, сертификат), а также принять меры по снижению тяжести последствий, вызвать гаишников и соблюдать Правила дорожного движения.

2) В течение 5 рабочих дней после ДТП его участники должны подать заявления страховщику виновника происшествия. Заявление примут и позже, если потерпевший докажет, что имел уважительные причины для просрочки.

В тот же срок претендент на страховое возмещение обязан представить страховщику письменное объяснение обстоятельств ДТП. Страховщик может потребовать такие же объяснения и от других участников ДТП.

3) Страховщик не позднее 5 рабочих дней после получения заявления о ДТП обязан направить  запрос в ГАИ и специалиста оценщика или своего специалиста для осмотра поврежденного имущества. Если такой специалист не прибудет вовремя, потерпевший вправе выбрать оценщика самостоятельно из числа прошедших аттестацию в Бюро;

3+) В порядке исключения страховщик может потребовать от всех участников ДТП в течение 5 рабочих дней предъявить для осмотра свои авто (по месту их нахождения).

4) ГАИ в течение 20 рабочих дней направляет страховщику запрошенные документы.

5) Страховщик вправе проверить действительность замены потерпевшим поврежденных узлов и деталей.

6) Страховщик в течение 5 рабочих дней со дня получения необходимых документов составляет акт о страховом случае.

7) Страховщик выплачивается страховое возмещение потерпевшим (их наследникам) либо по их поручению лицам, ремонтировавшим автомобиль.

Срок выплаты – 10 рабочих дней со дня составления акта о страховом случае и 50 рабочих дней после получения заявления о ДТП. Причем допустима любая просрочка, если ее причина – отсутствие (не по вине страховщика) необходимых документов или судебное разбирательство.

Методы выплаты – перечисление во вклад (на текущий (расчетный) счет юрлица), а также выдача банковского чека на имя получателя, перевод по почте или выдача наличных из кассы гражданам. С резидентами рассчитываются белорусскими рублям, с нерезидентами — СКВ или российскими рублями.

В пункте 39 Устава Бюро, утвержденного Указом Президента от 1 декабря 1999 г. № 701 (в редакции указов от 26 июля 2004 г. № 355 и от 25 августа 2006 г. № 530) предусмотрены случаи, когда возмещения платятся самим Бюро. Это компенсация вреда, причиненного транспортом без автогражданки (при наличии ее у потерпевшего) или находящимся в угоне, а также повреждение жизни-здоровья неизвестным авто. Бюро также рассчитывается за неплатежеспособных (на основании заключения Минфина) страховщиков и по обязательствам, вытекающим из признанных у нас иностранных договоров. Но, если потом выяснится, что платить должен был сам страховщик, Бюро получит право на возврат в порядке регресса.

За каждый день просрочки страховой выплаты виновный страховщик (Бюро) уплачивает пеню 0,1% просроченной суммы потерпевшему юрлицу или 0,5%  - гражданину (раньше определение размера этой пени Президент доверял Минфину, теперь установил сам).

8) Страховщик в порядке регресса может потребовать возмещения выплаченных сумм от непосредственных причинителей вреда в случаях:

— умышленного вредительства (кроме действий в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны), совершения вредителем преступления с использование транспорта или невыполнения Правил дорожного движения;

— управления автомобилем в состоянии, вызванном употреблением опьяняющих, наркотических, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачи управления лицу в таком состоянии, а равно отказа от медосвидетельствования после ДТП;

— отсутствия у вредителя прав на управления транспортом или вредительство на угнанном автомобиле;

— отсутствия автогражданки, а равно несообщения страхователем страховщику сведений об увеличении страхового риска или указание в заявлении о страховании заведомо ложные сведения, повлекшие недоплату страхового взноса;

— установленной судом вины организации, отвечающей за содержание (эксплуатацию) дороги.

Вот только нерезиденты с иностранным сертификатом не отвечают за вред, причиненный в результате нарушения наших Правил дорожного движения и совершение преступных действий с использованием автомобиля.

Сверх того, страховщик вправе истребовать назад необоснованно выплаченные страховые возмещения.

9) Все страховые споры решаются через суд. Именно для этого Указ № 530 освободил от госпошлины:

— исковые заявления, заявления и все жалобы в суды, а также копии документов, выдаваемые судами;

— надзорные жалобы на судебные постановления, подаваемые в прокуратуру, а также выданные прокуратурой копии документов.

Отсутствие оснований для страхового возмещения не препятствует подаче исков о возмещении вреда на общих основаниях. Такие иски уместны, к примеру, для компенсации морального вреда, упущенной выгоды и ущерба сверх установленных лимитов.

Существенное уточнение: Возмещение по «Зеленой карте» осуществляется, как правило, согласно праву той страны, где произошло ДТП.

 

Сравнение в пользу системы

 

Каждый заинтересованный читатель знает, что до Указа № 530 действовали Декрет Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. № 8 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции декретов от 30 августа 2002 г. № 22 и от 16 февраля 2004 г. № 1), Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. № 100 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции указов от 1 декабря 1999 г. № 701, от 12 июня 2000 г. № 339, от 25 апреля 2001 г. № 216, от 26 марта 2002 г. № 159 и от 9 июля 2004 г. № 320), а также соответствующие законы и подзаконные акты.

Именно такой читатель, осилив нашу растянувшуюся статью, спросит: «Что же изменилось?»

Отвечаем – содержательно ничего, даже штрафы по автогражданке выражаются той же цифирью. Вот только выпало из законодательства об автогражданке одно приятное положение — «страховой взнос включается страхователем в затраты на производство продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении».

Зато многие нормы из второстепенной категории законов и правительственных постановлений возведены в ранг решений Главы государства и объединены в единое целое с другими решениями того же Лица. Одним словом произошла гармонизация законодательства – впечатляющее соитие стабильности с системностью.