качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Новости экспедирования

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 23 января 2007 г.

Экспедиция – слово, овеянное романтикой путешествий и географических открытий. Хотя изначально термином «expedition» античные латиняне обозначали то, что нынче по-русски принято называть «упорядочением». Однако достаточно вспомнить, кто в Древнем Риме наводил порядок, чтобы понять, какое именно представление об «экспедициях» оставили после себя походные колоны римских легионов. И по прошествии веков «экспедитор» («упорядочиватель») превратился в скромного «сопроводителя транспортируемых грузов». А упорядочением занялись правотворческие органы.

В прошедшем году пристального внимания последних удостоилась и транспортно-экспедиционная деятельность (далее – ТЭД). Сначала появился Закон Республики Беларусь от 13 июня 2006 года «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – «Закон»). А потом Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 1766 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее в зависимости от контекста – «Правила» или «новые Правила»).

Данные Правила вступили в силу со дня официального опубликования, то есть с 11 января 2007 г. (момента их появления в № 6 «Национального реестра правовых актов Республики Беларусь»). И это был отнюдь не первый случай регулирования ТЭД актами законодательства. По крайней мере:

а) Новым правилам предшествовали аналогичные и весьма лаконичные «Правила транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь», утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 1996 г. № 86 и отредактированные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. № 263 (далее – «прежние Правила»).

Примечание: Прежние Правила приравнивали к внутриреспубликанским перевозки в пределах СНГ. Теперь такого нет.

б) Электронные базы содержат более четырехсот нормативных актов, затрагивающих ТЭД, в том числе Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг» (в редакции Указа от 5 ноября 2002 г. № 556, возлагающий экспедирование экспорта исключительно на белорусских резидентов).

А потому обратим внимание только на те положения Правил, которые кажутся нам достаточно новыми и актуальными. Но сначала несколько определений понятий, которые ранее содержались в прежних Правилах, а теперь обрели статус норм Закона:

«ТЭД – вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг (далее – ТЭУ)»;

«ТЭУ – услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта». К разновидностям таких услуг статья 8 Закона относит: подготовку к перевозке (взвешивание, упаковку, затаривание, маркировку, пакетирование, сортировку), погрузку (закрепление, укрытие, увязку) – перевалку – выгрузку (прием), саму перевозку, оформление перевозочной документации, сопровождение и обеспечение сохранности (хранения) груза, заключение вспомогательных договоров (например, страхования) и выполнение сопутствующих процедур (например, расчетов с контрагентами, уплаты пошлин, сборов и других платежей или таможенного оформления), решение и согласование иных вопросов, консультирование и оказание информационных услуг, связанных с перевозкой.

Детализированный алгоритм ТЭД

Шаг № 1. ТЭД лицензируется. Отсюда вывод: хотите ею заниматься – получайте лицензию. Желаете пользоваться чужими услугами – проверьте наличие «специального разрешения» у потенциального экспедитора.

Шаг № 2. ТЭУ выполняются на основании договора транспортной экспедиции (далее – ТЭ). Данный договор (в том числе в рамках долгосрочного договора ТЭ) согласно Правилам оформляется так: клиент (еще полгода назад его называли «заказчиком») заполняет «Поручение экспедитору» (бланк установленной формы), а в ответ получает «подтверждение экспедитора о согласии на принятие такого поручения к исполнению». Правда, по Закону наличие долгосрочного договора избавляет от подтверждения – полученное поручение исполняется немедленно, если нет иных договоренностей. И поручение, и подтверждение должны передавать таким образом, чтобы потом можно было установить достоверность соответствующего документа и факт его получения. Для чего Правила рекомендуют пользоваться почтой или телеграфом.

Кстати, прежние Правила допускали передачу срочных поручений устно или по телефону (с письменным подтверждением в 10-дневный срок).

Замена экспедитора: Для делегирования своих полномочий экспедитор должен (уже в качестве клиента) заключить еще один договор ТЭ с новым экспедитором.

Шаг № 2+. При экспедировании опасных, скоропортящихся и иных грузов, требующих специальных условий перевозки, клиент предоставляет экспедитору письменную информацию об этих условиях.

Шаг № 3. Экспедитор принимает груз, подтверждая это отметкой в товарно-транспортной накладной или выдачей расписки установленной формы (при международных перевозках дополнительно разрешается использовать экспедиторскую накладную (коносамент) и иные документы, рекомендованные международными организациями).

Шаг № 4. Непосредственное экспедирование, включающее:

— организацию перевозки (выбор типа и количества транспортных средств, маршрута и последовательности перевозки);

— своевременную подачу транспорта;

— хранение груза на складах с документальным (товарно-транспортным) фиксированием (оформлением).

Шаг № 4+. Страхование, таможенное оформление, налоговые платежи, прочие расчеты и иные действия, связанные с ТЭ осуществляются клиентом либо экспедитором в зависимости от распределения обязанностей между ними согласно договору.

Шаг № 5. Груз выдается по месту назначения с получением взамен документов (пометок в документах), доказывающих выполнение обязательств по ТЭ. При международных перевозках груз выдается только после таможенного оформления, кроме случаев, указанных в законодательстве и международных договорах.

Возможный шаг № 6. Если иное не предусмотрено договором, то иску в суд должна предшествовать претензия к экспедитору, содержащая:

— суть предъявляемого требования;

— сумму причиненного ущерба;

— почтовый адрес и банковские реквизиты заявителя;

— дату составления претензии;

— подпись заявителем;

— документы, подтверждающие обоснованность претензии (без них она возвращаются заявителю в течение 15 дней).

Сроки предъявления претензии к экспедитору равны аналогичным срокам для перевозчиков. При этом руководствуются правилами (транспортными уставами и кодексами), установленными для того вида транспорта, где возникли обстоятельства, породившие претензию. А если таковой неизвестен – для транспорта, доставившего груз в пункт назначения.

Днем предъявления претензии считается день передачи ее экспедитору (под расписку) или на почту. В течение 30 дней после этого экспедитор обязан письменно сообщить клиенту о результатах рассмотрения претензии (причинах ее отклонения).

Возможный шаг № 7. Суд, где срок исковой давности касательно ТЭД – 10 месяцев.

Специфические полномочия сторон

Согласно определению, приведенному в статье 16 Закона, «экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение ТЭУ, определенных договором».

Естественно, отношения между клиентом и экспедитором этим не ограничиваются. Поэтому прежние Правила состояли фактически из сплошного перечисления прав и обязанностей сторон. Закон и новые Правила следуют тем же путем. Среди перечисленных там полномочий много таких, которые присущи любым договорным отношениям (например, возмещение вреда, страхование и право на обращение в суд). Поэтому мы перечислим только специфические полномочия.

Клиент вправе:

— выбирать вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки, если не договорено иное;

— объявлять ценность груза;

— распоряжаться грузом или передавать право распоряжения другим лицам, а также давать иные указания экспедитору согласно договору;

— приостанавливать перевозку или изменять пункт доставки;

— частично отказаться от исполнения договора, уведомив экспедитора, возместив ему расходы и выплатив вознаграждение, соразмерное выполненным работам;

— получать информацию о перевозке;

— не принимать груз, утративший (полностью или частично) возможность использования по прямому назначению.

Клиент обязан:

— возместить расходы и оплатить вознаграждение экспедитору. Причем сроки и условия оплаты ТЭУ должны указываться в договоре;

— представлять экспедитору документацию и информацию, необходимые для надлежащего исполнения договора, в том числе указывать особые свойства груза, способные причинить вред или привести к быстрой порче груза;

— оформлять сопроводительные документы на груз и отвечать за их полноту, достоверность и достаточность, а также за соответствие груза сопроводительным документам;

— предъявлять грузы в таре, соответствующей нормативным требованиям;

— в случаях, предусмотренных договором, осуществлять погрузку, безопасное размещение и крепление груза, очистку и санобработку грузовых помещений;

— своевременно и письменно уведомлять экспедитора о необходимости изменений условий перевозки.

Экспедитор вправе:

— заключать договоры в целях обеспечения ТЭУ и интересов клиента, в том числе выступать в качестве грузоотправителя или грузополучателя. Экспедитор может действовать от имени клиента и в других случаях, имея при себе доверенность и передавая доверителю оригиналы заключенных договоров;

— отступать от указаний клиента в его же интересах (с предварительного согласия или с последующим уведомлением);

— запрашивать у клиента необходимую информацию (это право в Законе названо обязанностью для пущей полноты документооборота);

—  определять типы и количество транспортных средств, необходимых для перевозки, в том числе привлекать собственный транспорт (для чего требуется еще один договор – «перевозки груза» и лицензия на то же дело);

— использовать консолидацию (объединение) отправок грузов путем накопления на складах или составления сборных маршрутов;

— размещать совместно грузы с разными пунктами назначения и проводить их последующую деконсолидацию (сортировку и разделение) там, где есть условия для погрузочно-разгрузочных работ и (или) хранения;

— проверять правильность погрузки (размещения) груза и требовать устранения выявленных недостатков;

— вносить в товарно-транспортную документацию сведения, касающиеся внешнего состояния груза, упаковки или тары;

— отказаться от исполнения договора ТЭ, когда: а) груз, тара или их перевозка не соответствуют законодательству, нормативам или договору; б) доставка груза невозможна вследствие форс-мажора; в) клиент не передал необходимые документы;

— удерживать груз у себя или передать его на ответственное хранение, если клиент уклоняется от возмещения расходов и уплаты вознаграждения. При этом экспедитор обязан немедленно проинформировать клиента, а тот – возместить расходы по удержанию (хранению) груза. Закон предусматривает удовлетворение требований экспедитора «из стоимости удержанного груза».

Экспедитор обязан:

— предъявлять клиенту и проверяющим лицензию, перечень оказываемых ТЭУ с указанием их стоимости, форм и порядка оплаты;

— соблюдать правила перевозок грузов на соответствующем транспорте;

— незамедлительно уведомлять клиента о сорвавшемся исполнении вследствие форс-мажора, а также о снижении качества перевозимого груза;

Примечание: В договоре ТЭ можно предусмотреть, что экспедитор не отвечает за внутреннее содержание груза. В таких случаях груз принимается и выдается по внешним признакам (количество мест, вид и состояние упаковки) и сопроводительным документам.

Если в договоре сделать соответствующую запись, экспедитор будет обязан:

— давать консультации по условиям перевозки и оформления грузов;

— информировать клиента о ходе экспедирования;

— предоставлять иные услуги, связанные с перевозкой груза;

— осуществлять (полностью либо частично) страхование и таможенное оформление груза, расчеты в связи с ТЭ (в том числе платежи в госбюджет). Разумеется, все за счет клиента, он же обязан заблаговременно предоставить соответствующие документы.

А вот соглашения сторон об ограничении или неприменении установленной законодательством ответственности недействительны, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Если же экспедитор докажет, что он нарушил из-за перевозчика, то и сам будет нести ответственность перед клиентом по нормам, установленным для перевозчиков.

В личных целях

На особом положении ТЭУ, оказываемые гражданам при перевозках внутри страны грузов личного, семейного, домашнего и иного непредпринимательского назначения. В частности:

1) Договор составляется в форме стандартного «Заказа-поручения» (как правило, в 3 экземплярах) и заверяется подписью, штампом или печатью экспедитора.

Примечание: Первый экземпляр заказа-поручения является сопроводительным документом перевозчика, а с подписью о получении – подтверждением выполнения ТЭ. Второй выдается клиенту после оплаты. Третий с пометками перевозчика о приеме к исполнению остается у экспедитора.

Заказы-поручения принимаются предварительно или в день выполнения с обязательным учетом в «Книге регистрации заказов». Оформлению заказа предшествуют расчет стоимости и согласование с клиентом срока выполнения.

2) Клиент дополнительно вправе:

— объявляя ценность груза, составить опись, проверяемую экспедитором и прилагаемую к каждому экземпляру заказа-поручения.

— изменить условия заказа-поручения или отказаться от него (частично либо полностью), письменно предупредив экспедитора до начала выполнения. Впрочем, для окончательного аннулирования заказа-поручения требуется соглашение сторон;

— при аннулировании исполняемого заказа-поручения получить обратно уплаченную сумму за вычетом расходов, понесенных экспедитором;

— оставлять на первом экземпляре заказа-поручения отзыв (замечание) о выполненной работе.

3) Подготовленные к перевозке грузы (за исключением товаров непосредственно из торговой сети) должны иметь упаковку, предохраняющую утрату, порчу и повреждение.

4) Выполнение заказа-поручения осуществляется с участием или без участия клиента.

5) Выдача доставленных грузов производится под расписку в первом экземпляре заказа-поручения с указанием даты и времени выполнения заказа.

6) Предъявление претензий экспедиторам не обязательно.

Внимание: полезные приложения!

В новых Правилах можно найти не только соответствующие правовые нормы, но и образцы важнейших документов: «Поручение экспедитору», «Расписка экспедитора о принятии груза в свое ведение», «Заказ-поручение». До введения Закона аналогичные «Примерные формы» утверждались Минтрансом.