качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Должник под защитой государства

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 16 февраля 2007 г.

Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (в редакции Указа от 27.08.2004 № 411) (далее – Указ № 508) положил начало третьей версии белорусского законодательства о банкротстве.

Первой, практически нерабочей версией был Закон от 30 мая 1991 г. «Об экономической несостоятельности и банкротстве» (в редакции законов от 17.06.1993. № 2427-XII, от 18.01.1994. № 2711-XII), который применялся так редко, что факты его применения остались неизвестными юридической общественности.

Через девять лет — появилась новая, развернутая версия – Закон от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (сегодня действует в редакции законов от 04.01.2003 № 183-З, от 29.06.2006 № 137-З, в целом учитывающей нормы Указа № 508) (далее – Закон), внесенный и принятый под эгидой Президента и учитывающий особенности его экономической политики в самом начале нынешнего тысячелетия.

Поскольку третья версия (в виде Указа № 508) вышла уже через 3 года после второй, а уточняющий ее Закон появился еще через 3 года (в конце июня 2006 г.), то можно сказать, что темп реформирования в этой сфере увеличился ровно в три раза (сократившись с девяти до трех лет).

В стране, где должников значительно больше, чем кредиторов, любая избираемая власть должна искать сочувствия такого большинства. А в Беларуси на момент издания Указа № 508 кредиторская задолженность превышала дебиторскую в полтора раза. Причем внешняя кредиторская задолженность была больше внешней дебиторской уже в 2 раза. А это более полмиллиарда долларов в сумме.

Если бы в этих условиях допустили либеральное законодательство о банкротстве, то уже сегодня контроль над нашей экономикой сосредоточился бы в руках немногих магнатов, причем магнатов иностранных. Следовательно, выбор белорусских властей был единственно правильным – защитить отечественных должников перед лицом иностранных кредиторов и сохранить белорусскую экономику в собственных руках.

В результате, как показало дальнейшее развитие событий, Указ № 508 существенно улучшил ситуацию с долгами, хотя к полному ее исправлению пока что не привел.

Конечно, нельзя отрицать опасность того, что Указ № 508 законсервирует «статус кво» и сделает нынешние долги хроническими. Об этом напоминают все те, кто прямо или косвенно заинтересован в более либеральной модели банкротства. Но все-таки в большинстве случаев наши менеджеры и экономисты борются не за то, чтобы получить долги, а за то, чтобы выстоять под натиском кредиторов. В этом смысле анализируемое решение Главы государства может и должно стать настольной книгой деловых людей Беларуси.

Данный Указ, готовился в недрах Высшего хозяйственного суда, поэтому сохранил ведущую роль хозяйственных судов и правила, установленные Хозяйственным процессуальным кодексом от 15 декабря 1998 г. № 219-З (действующему теперь в редакции законов от 06.08.2004. № 314-З, от 22.12.2005. № 76-З, от 29.06.2006. № 137-З и Указа № 508) (далее – ХПК) и прежним Законом, который изначально явился любимым детищем хозяйственного судопроизводства. Сам Указ № 508 предусматривает особенности, точнее дополнительные меры защиты должников.

Вот краткий перечень спасительных мер:

1) ряд предприятий (в основном государственных) поставлен вне законодательства о банкротстве;

2) расширен круг ответственных за предотвращение банкротства;

3) предусмотрена практически неисчерпаемая стадия досудебного оздоровления;

4) предоставлены налоговые и иные финансовые льготы;

5) усложнена процедура санации и банкротства;

6) предусмотрены новые виды ответственности, делающую процедуру банкротства небезопасной для всех участников;

7) повышены требования к временному (антикризисному) управляющему;

8) усилен государственный контроль;

9) свободное выражение мнений и состязательность сторон заменяются нормативным регулированием.

Все эти меры в той или иной степени относятся к мерам административного регулирования, то есть это весьма характерные и обычные для нашей страны методы решения экономических проблем. Эффективность таких методов можно оспаривать, но то, что в краткосрочной перспективе они приносят положительные результаты – совершенно бесспорно. Поэтому можно с абсолютной уверенностью утверждать, что многие должники выживают только благодаря Указу № 508.

Хотя, конечно, все меры, предусмотренные Указом № 508, в той или иной степени влекут дополнительные государственные расходы. Ведь не случайно Совету Министров, облисполкомам и Минскому горисполкому в самом Указе № 508 дается поручение ежегодно предусматривать в бюджетах и выделять средства для финансирования мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), проведения процедур банкротства, оказания финансовой помощи в целях предупреждения экономической несостоятельности (банкротства), а также для иных мер, установленных Указом № 508. Кроме того, Национальному банку пришлось разработать и утвердить порядок предоставления кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебной санации в защитном периоде и планов санации.

Однако государство было готово к подобным расходам и сознательно пошло на них. Поскольку положение вещей, существовавшее до Указа № 508, угрожало убытками, которые значительнее расходов, предусмотренных этим Указом. Хотя, может быть, спасая должников, государство спасает еще и политическую стабильность, что придает Указу № 508 еще большее значение.

Остановимся несколько подробнее на каждой из предложенных мер спасения должников. В том числе с точки зрения их практической реализации.

1. Указ № 508 выводит из-под действия законодательства о банкротстве:

— естественные монополии;

— режимные и особо режимные объекты;

— объекты, находящиеся в собственности государства и обеспечивающие нашу обороноспособность или иные важные государственные потребности;

— юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих для государственных нужд и (или) получивших по своим сделкам гарантии государственным имуществом, а также выполняющих иностранные военные заказы и другие международные обязательства государства.

К этим спасенным применяются только нормы, направленные на предотвращение банкротства и последующее оздоровление.

Само собой, каждый должник желал бы оказаться среди таких привилегированных субъектов хозяйствования. Тем более что у многих есть основания считать какие-то потребности важными для государства. Но заранее понятно, что особая защита для особых организаций по особому списку и у простых смертных (не включенным в соответствующий перечень) нет никаких шансов числить себя вне закона о банкротстве.

2. Досудебное оздоровление определено в Указе № 508 как набор мер по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, а также по восстановлению платежеспособности. И принимать такие меры должны не только все причастные к созданию потенциального банкрота (руководители, собственники, учредители (участники)), но и все государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы. Так частное дело становится делом общенародным. Что еще раз доказывает общегосударственный характер той опасности, которую таит в себе состояние большинства белорусских предприятий.

Но подобный подход законодательства в принципе открывает широкий простор для обращений всех и каждого во все государственные органы за помощью в случае грозящего банкротства. Ведь Указ № 508 не считает, что утопающие должны спасаться сами. Теперь все государственные органы добровольно принудительно зачислены в некий ОСВОД, обязанный бросаться на спасение всякого, кто оказался за буйками хозяйственной самоокупаемости. Самое время наряду с роликами о том, как бить окна и кричать пожар в случае с ограблением, выпускать ролики о том, как звать на помощь государственные органы в случае банкротства.

Более того, адвокатам больше не нужно доказывать, что в банкротстве виноват не только их клиент, а в первую очередь широкая общественность. Указ № 508 и без того делает ответственным за предотвращение банкротства весь государственный аппарат.

Но зато и контролирующие органы определены достаточно широко. Кроме уполномоченных осуществлять проверки (ревизии), к контролирующим приближение банкротства в Указе № 508 отнесены орган государственного управления по делам о банкротстве, местные исполнительные и распорядительные органы.

И, как бы в порядке компенсации за подаренную государством помощь, Указ № 508 определяет государственную организацию как юридическое лицо, решения которого может определять государство не противоречащим законодательству способом. Таким образом, Указ № 508 (в его буквальном прочтении) делает все организации государственными. Ибо по нашему законодательству нет ни одной организации, решения которой не могло бы определять государство. Президент и раньше высказывался нечто похожее. В Указе № 508 лишь была закреплена соответствующая сентенция в виде строгой правовой нормы, хотя и оформленной несколько громоздко и даже, возможно, вопреки желанию ее авторов.

3. В досудебное оздоровление лица Указом № 508 включены меры по:

— улучшению финансового состояния;

— созданию условий для стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности;

— изменению структуры и состава органов управления;

— взысканию дебиторской задолженности;

— выделению бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

— привлечению инвестиций, в том числе иностранных;

— реструктуризации кредиторской задолженности;

— погашению задолженности по государственному заказу;

— реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также иной кредиторской задолженности;

— изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей;

— предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи;

— реорганизации юридических лиц;

— отсрочке исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторию), которую (который) вправе установить Правительство Беларуси.

Дополнительным основанием для подачи заявления о досудебном оздоровлении, а также для возбуждения конкурсного производства в Указе № 508 объявлено наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85.

При этом Указ № 508 не ограничивает перечень и говорит о применении иных мер. Естественно, что до принятия всех этих (по сути, неисчерпаемых) мер говорить о банкротстве преждевременно.

Среди лиц, причастных к досудебному оздоровлению числится даже сам хозяйственный суд, который в случаях взыскания непосильных долгов обязан выносить и доводить до сведения заинтересованных частные определения, обязывающие принимать меры по проведению досудебного оздоровления.

На время принятия мер по досудебному оздоровлению должники освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления о своем банкротстве.

Заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов, градообразующих, государственных и имеющих государственные и международные заказы, подается только в случае принятия решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.

Таким образом, есть все основания полагать, что процесс банкротства можно сделать бесконечным еще на стадии досудебного оздоровления. А это само по себе является безотказным спасительным средством для самого безнадежного должника.

Чтобы спастись от разорения достаточно быть законопослушным субъектом правоотношений и буквально исполнять все предписания Указа № 508. Тогда банкротство может оказаться абсолютно нереальной угрозой. А это жизненно важно для убыточных и потенциально убыточных предприятий (а их в нашей стране все еще слишком много).

4. Согласно Указу № 508, размер штрафа (пени), налагаемого (взыскиваемой) за неуплату, несвоевременную уплату налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, обязательных страховых взносов и других платежей в Фонд социальной защиты населения, а также иных платежей в государственные внебюджетные фонды государственными организациями, организациями, имеющими долю государственной собственности в уставном фонде, градообразующими или приравненными к ним организациями в период принятия мер по предупреждению банкротства, не может превышать суммы задолженности по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам.

Это широко открывает двери в мир налоговых и финансовых льгот. И довольно странно, что до сих пор не появился целый бизнес, при котором субъекты хозяйствования записываются в потенциальные банкроты, чтобы избежать слишком больших санкций за неуплату налогов и других обязательных платежей.

Причем дверь эта открывается легко и без лишнего шума, поскольку требуется всего-навсего представление местными исполнительными и распорядительными органами (республиканскими органами государственного управления) документов, подтверждающих принятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при республиканских и местных государственных органах создаются из числа людей, имеющих высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование. Бюрократии из-за таких комиссий, конечно же, стало значительно больше, зато банкротств – значительно меньше.

Кроме того, в период конкурсного производства допускается предоставление государственной поддержки должникам, в том числе нормативное распределение выручки.

К числу финансовых льгот следует отнести и обязанность банков и небанковские кредитно-финансовые организации предоставлять кредиты для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации в порядке, предусмотренном законодательством.

5. Присмотримся внимательнее к средствам, затрудняющим и замедляющим процедуру банкротства.

Основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) согласно Указу № 508 являются в совокупности:

— наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

— применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 3 месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

— наличие задолженности перед подавшим заявление кредитором не менее 100 базовых величин (2500 – для субъектов, градообразующих, государственных и имеющих государственные и международные заказы).

Отсутствие одного из Указанных оснований влечет возвращение заявления кредитору.

Указ № 508 увеличил и перечень документов прилагаемых к заявлению кредитора, дополнив его:

— документом, подтверждающим направление должнику копии заявления кредитора;

— документами, свидетельствующими о принятии мер по исполнению в принудительном порядке денежных обязательств и обязательных платежей.

Точно также перечень документов, прилагаемых к заявлению должника, пополнился:

— документами, свидетельствующие о том, что его руководители и государственные органы разработали меры по досудебному оздоровлению, а он осуществил эти меры;

— учредительными документами должника (их копиями);

— расчетами коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на основе данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, заверенных в установленном порядке.

При этом заявление должника — государственной организации подается только с согласия государственного органа, выступающего от имени собственника. Нелишне вспомнить, что таковым по Конституции является Президент, а по малым суммам – уполномоченные им органы.

Кроме перечня документов расширен перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, Указом № 508 в него включены:

— собственник имущества должника, его представители;

— учредители (участники) должника, их представители;

— представитель (представители) работников должника;

— прокурор;

— государственные органы и организации, в ведении или подчинении которых находится должник, в отношении которого подано заявление об экономической несостоятельности (банкротстве);

— другие заинтересованные государственные органы и организации;

— государственные органы иностранных государств, международных организаций (их полномочные представители) по делу о банкротстве лиц, имеющих государственные и международные заказы;

— иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

И все эти и ранее допущенные к суду лица вправе обжаловать решения собрания (комитета) кредиторов, принятые по фактам действий (бездействий) временных (антикризисных) управляющих, в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Трудно даже вообразить, какое количество жалоб обрушивается на суд при раскладе сил в пользу должника. Редкий кредитор выдерживает до середины процесса.

Более того, хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления. При этом незавершенные мероприятия досудебного оздоровления включаются в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом.

И еще, временный (антикризисный) управляющий должен согласовывать план санации лица, имеющего государственный и международный заказы, с государственным органом, государственной и (или) международной организацией, разместившей такие заказы.

Подспудно и совершенно неожиданно в план санации Указом № 508 предписано включать предварительный выкуп государством акций (долей, вкладов, паев) участников. Таким образом, государство совмещает приобретение нужных Беларуси предприятий с неизбежной процедурой банкротства. И надо сказать, что данная мера пользуется сегодня очень большой популярностью.

А при санации лиц, имеющих государственные и международные заказы, запрещается:

— переход права собственности на предприятие или его значимую часть, принадлежащие должнику, за исключением перехода их в государственную собственность;

— перепрофилирование или закрытие производства, связанного с выполнением соответствующего заказа.

6. Чтобы банкротство не оставалось безнаказанным для тех, кто к нему причастен, в Указе № 508 предусмотрен целый набор мер ответственности и других негативных последствий.

В первую очередь это административные штрафы, налагаемые хозяйственными судами и Комитетом государственного контроля за:

— непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (от 10 до 500 базовых величин);

— плохую работу временного (антикризисного) управляющего (от 10 до 500 базовых величин);

— подачу кредитором необоснованного заявления (50 или 500);

— выдвижение плохих кандидатур управляющих (от 10 до 500 базовых величин).

Все эти меры практически в неизменном виде попали в новые кодексы об административных правонарушениях, вступающих в силу с 1 марта 2007 года.

Нельзя не отметить и то, что кредитор при таком административном законодательстве рискует больше всех, подавая заявление против должника.

Кроме того, в Указе № 508 появилось множество других неблагоприятных последствий инициирования банкротства. А именно:

— персональная (дисциплинарная, материальная) ответственность руководителей организаций, собственника имущества унитарного предприятия за непринятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— увольнение прежнего руководителя в случае утверждения хозяйственным судом плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде;

— сообщение в органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие органы о недобросовестности, злоупотреблениях руководителя (руководителей) должника;

— освобождение временного (антикризисного) управляющего от выполнения обязанностей по основному месту работы (службы) на период исполнения обязанностей временного (антикризисного) управляющего. При этом управляющему гарантирована только прежняя средняя зарплата за счет должника. Даже маленькая премия (до 100 базовых величин) за успешное оздоровление по Указу № 508 не является обязательной;

— дополнительные основания отстранения временного управляющего (при совершении правонарушения в связи с исполнением функций временного (антикризисного) управляющего, вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении лица, выполняющего функции временного (антикризисного) управляющего, по инициативе органа (организации), предложившего его кандидатуру

— запрет отчуждения имущества должника лицам, в отношении которых судом вынесено решение о привлечении к субсидиарной ответственности, либо признанным приговором суда виновными в ложном банкротстве, сокрытии банкротства, в преднамеренном банкротстве, срыве возмещения убытков кредиторам, а также их близким родственникам;

— субсидиарная ответственность по обязательствам должника лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия. Причем кредитор (кредиторы) или его правопреемники, прокурор, государственные органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение десяти лет с момента возбуждения дела о банкротстве;

— обязанность государственных органов принимать меры по созданию новых рабочих мест в связи с банкротством, а также по трудоустройству работников банкрота;

— напоминание о необходимости принимать усиленные меры по охране государственных секретов (вплоть до закрытых судебных заседаний) при рассмотрении вопросов о применении мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и осуществлению процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

При таком количестве неприятных моментов и ограничений стало гораздо труднее решиться на процедуру банкротства, особенно кредитору. Думается, что это сделано вполне сознательно, чтобы создать непреодолимые психологические препятствия на пути всех, жаждущих разделить имущество должника.

7. Кандидатура временного (антикризисного) управляющего в отношении градообразующих, государственных и имеющих государственные и международные заказы представляется только государственными органами, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. Те же госорганы могут настоять на своих кандидатурах и в других случаях.

А если кандидатур несколько, то выбор делает исключительно Правительство или уполномоченный им орган (организация). Такая простая процедура способна заменить все остальные нормы и гарантии при назначении управляющего. Правительство во всех случаях имеет реальную возможность назначить своего человека. Естественно, что все должники, которых Правительство захочет спасти, Правительство будет спасать обязательно, ибо ничто не мешает появиться правительственному агенту на должности временного управляющего.

Аккредитация временных (антикризисных) управляющих осуществляется государственными органами и организациями, представляющими кандидатуры этих управляющих. Но решение о представлении кандидатуры временного (антикризисного) управляющего принимается после получения заключений о ней органа государственного управления по делам о банкротстве и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством.

Преимущество при аккредитации имеют государственные служащие (в том числе бывшие и будущие, включенные в соответствующий реестр).

Лицо, назначенное временным (антикризисным) управляющим, не вправе заниматься иными видами деятельности, кроме преподавательской и научной деятельности. Одно и то же лицо не может действовать более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делам о банкротстве ликвидируемых должников и отсутствующих должников.

При мало-мальски последовательной реализации этих норм временный (антикризисный) управляющий становится настоящим государственным служащим, хотя пока без соответствующих статусу льгот и гарантий. И разве могло быть по-другому, когда государство взяло под свою защиту неисправимых должников.

Поэтому думается, что в борьбе за свои права временным (антикризисным) управляющим нужно ратовать не за возвращение утраченной свободы действий, а за полноценный статус государственных служащих. Такая перемена сделает их цели логичными и достижимыми.

8. Контроль за процедурой банкротства стал гораздо объемнее и всестороннее. Теперь он вменен в обязанность практически всем государственным органам. Более того, проверка деятельности временного (антикризисного) управляющего должна проводиться не менее одного раза по каждому делу об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов, градообразующих, государственных и имеющих государственные и международные заказы. И даже суд наделен вполне административным полномочием – инициировать проверки.

Помимо отчетности, представляемой в соответствии с законодательством, временный (антикризисный) управляющий не реже одного раза в месяц должен представлять в хозяйственный суд, орган государственного управления по делам о банкротстве, орган (организацию), представивший его кандидатуру, отчеты о своей деятельности и о хозяйственной (экономической) деятельности должника.

Причем лица, которым предоставляются отчеты, могут сократить предусмотренные Указом № 508 сроки предоставления отчетов.

9. Все нормы Указа № 508 предписывают участникам процедуры банкротства действия, которые прежде были бы результатом их собственного свободного выбора.

Кроме того, предусмотрено, что дополнительные нормативы заменяют свободный выбор и в других случаях. Так Совет Министров по согласованию с Комитетом государственного контроля и Высшим Хозяйственным Судом обязан определить критерии неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер.

Итак, все выше изложенное ярко свидетельствует о том, что после Указа № 508 в сфере банкротства отечественное правовое поле утратило некоторую часть общественных отношений, которые можно было отнести к числу либеральных, допускающих неограниченную свободу действия участников. Эту часть заменили элементы нормативные (общеобязательные).

Но у нас либеральные элементы и без того не доминировали. Поэтому третья версия белорусского законодательства о банкротстве не изменила характера нашего законодательства, а только усилила его характерные черты.

Наше законодательство о банкротстве в еще большей степени стало законодательством, защищающим должника от рыночных неприятностей. А доступная нам свобода приобрела еще больше сходства с осознанной необходимостью.

 

Приложение

Ранний вариант той же статьи (законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 22 декабря 2003 г.)

Должник под защитой государства

журнальная версия публиковалась под псевдонимом Елена Кудрявцева в журнале «Налоговый вестник» № 1 2004 года

 

Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» – это третья версия белорусского законодательства о банкротстве.

Первой, практически нерабочей версией был Закон от 30 мая 1991 г. «Об экономической несостоятельности и банкротстве».

Через десять лет — 18 июля 2000 года появилась новая, развернутая версия – Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», внесенный и принятый под эгидой Президента Лукашенко и учитывающий особенности его экономической политики.

Поскольку третья версия (в виде указа) вышла уже через 3 года после второй, то можно сказать, что темп реформирования в этой сфере нарастает.

В стране, где должников значительно больше, чем кредиторов, любая избираемая власть должна искать сочувствия такого большинства.

В Беларуси в настоящий момент кредиторская задолженность превысила дебиторскую в полтора раза. Причем внешняя кредиторская задолженность превысила внешнюю дебиторскую в 2 раза. А это более полмиллиарда долларов. Если в этих условиях допустить либеральное законодательство о банкротстве, то уже через несколько лет контроль над нашей экономикой сосредоточится в руках немногих магнатов, причем магнатов иностранных.

Ситуация очевидная. Выбор белорусских властей тоже очевиден – защитить отечественных должников перед лицом иностранных кредиторов и сохранить белорусскую экономику в собственных руках.

Указ № 508 нужен как раз для этого.

Конечно, нельзя отрицать опасность того, что Указ законсервирует ситуацию и сделает нынешние долги хроническими. Об этом напоминают все те, кто прямо или косвенно заинтересован в более либеральной модели банкротства.

Но все-таки в большинстве случаев наши менеджеры и экономисты борются не за то, чтобы получить долги, а за то, чтобы выстоять под натиском кредиторов. В этом смысле новый указ может и должен стать настольной книгой деловых людей Беларуси.

 

Указ, готовился в недрах Высшего хозяйственного суда, поэтому сохраняет и ведущую роль хозяйственных судов и правила, установленные Хозяйственным процессуальным кодексом и прежним Законом 2000 года, который изначально явился любимым детищем руководителей хозяйственного судопроизводства.

Указ об особенностях. Точнее о дополнительных мерах защиты должников.

Вот краткий перечень спасительных мер:

1) ряд предприятий (в основном государственных) поставлен вне законодательства о банкротстве;

2) расширен круг ответственных за предотвращение банкротства;

3) предусмотрена практически неисчерпаемая стадия досудебного оздоровления;

4) предоставлены налоговые и иные финансовые льготы;

5) усложнена процедура санации банкротства;

6) предусмотрены новые виды ответственности, делающую процедуру банкротства небезопасной для всех участников;

7) повышены требования к временному (антикризисному) управляющему;

8) усилен государственный контроль;

9) свободное выражение мнений и состязательность сторон заменяется нормативным регулированием.

Все эти меры в той или иной степени относятся к мерам административного регулирования, то есть это весьма характерные и обычные для нашей страны методы решения экономических проблем. Эффективность таких методов можно оспаривать, но то, что в краткосрочной перспективе они приносят какие-то плоды – бесспорно. Поэтому можно предложить, что многие должники, безусловно, продлят свое существование благодаря президентскому указу.

Более того, все меры, предусмотренные указом, в той или иной степени влекут дополнительные государственные расходы. Ведь не случайно Совету Министров, облисполкомам и Минскому горисполкому дается поручение ежегодно предусматривать в бюджетах и выделять средства для финансирования мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), проведения процедур банкротства, оказания финансовой помощи в целях предупреждения экономической несостоятельности (банкротства), а также для иных мер, установленных президентским Указом. Кроме того, Национальному банку предписано разработать и утвердить порядок предоставления кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебной санации в защитном периоде и планов санации.

То есть предстоят серьезные дополнительные расходы. Но государство, видимо, готово к таким расходам и сознательно идет на них. Вероятно, положение вещей, существовавшее до указа, угрожало убытками, которые значительнее расходов, предусмотренных указом. Хотя, может быть, спасая должников, государство спасает само себя, тогда подсчет убытков вообще выглядит кощунственно.

 

Остановимся несколько подробнее на каждой из предложенных мер спасения должников. В том числе с точки зрения их практической реализации.

1. Указ выводит из-под действия законодательства о банкротстве:

естественные монополии;

режимные и особо режимные объекты;

объекты, находящиеся в собственности государства и обеспечивающие нашу обороноспособность или иные важные государственные потребности;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих для государственных нужд и (или) получивших по своим сделкам гарантии государственным имуществом, а также выполняющих иностранные военные заказы и другие международные обязательства государства.

К этим спасенным применяются только нормы, направленные на предотвращение банкротства и последующее оздоровление.

Само собой, каждый должник желал бы оказаться среди таких привилегированных субъектов хозяйствования. Тем более что у многих есть основания считать какие-то потребности важными для государства. Но заранее понятно, что особая защита для особых организаций по особому списку и у простых смертных нет никаких шансов числить себя вне закона о банкротстве.

 

2. Досудебное оздоровление определено в Указе как набор мер по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, а также по восстановлению платежеспособности. И принимать такие меры должны не только все причастные к созданию потенциального банкрота (руководители, собственники, учредители (участники), но и все государственные органы и организации, местные исполнительные и распорядительные органы. Так частное дело становится делом общенародным. Что еще раз доказывает общегосударственный характер той опасности, которую таит в себе состояние большинства белорусских предприятий.

Но подобный подход законодательства в принципе открывает широкий простор для обращений всех и каждого во все государственные органы за помощью в случае грозящего банкротства. Законодательство больше не считает, что утопающие должны спасаться сами. Теперь все государственные органы добровольно принудительно зачислены в некий ОСВОД, обязанный бросаться на спасение всякого, кто оказался за буйками хозяйственной самоокупаемости.

Самое время наряду с роликами о том, как бить окна и кричать пожар в случае с ограблением, выпускать ролики о том, как звать на помощь государственные органы в случае банкротства.

Более того, адвокатам больше не придется доказывать, что в банкротстве виноват не только их клиент, а в первую очередь широкая общественность. Указ Президента и без того делает ответственным за предотвращение банкротства весь государственный аппарат.

Но зато и контролирующие органы определены достаточно широко. Кроме уполномоченных осуществлять проверки (ревизии), к контролерам отнесены орган государственного управления по делам о банкротстве, местные исполнительные и распорядительные органы.

И, как бы в порядке компенсации за подаренную государством помощь, указ определяет государственную организацию как юридическое лицо, решения которого может определять государство не противоречащим законодательству способом. Таким образом, Указ (в его буквальном прочтении) делает все организации государственными. Ибо по нашему законодательству нет ни одной организации, решения которой не могло бы определять государство. Президент и раньше высказывался нечто похожее. И вот появилась соответствующая норма, хотя и оформленная несколько громоздко и даже возможно вопреки желанию ее авторов.

 

3. В досудебное оздоровление лица включены меры по:

улучшению финансового состояния;

созданию условий для стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности;

изменению структуры и состава органов управления;

взысканию дебиторской задолженности;

выделению бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников;

привлечению инвестиций, в том числе иностранных;

реструктуризации кредиторской задолженности;

погашению задолженности по государственному заказу;

реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также иной кредиторской задолженности;

изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей;

предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи;

реорганизации юридических лиц;

отсрочке исполнения гражданско-правовых обязательств (мораторию), которую (который) вправе установить Правительство Беларуси.

Дополнительным основанием для досудебного оздоровления, а также для возбуждения конкурсного производства объявлено наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85.

При этом указ не ограничивает перечень и говорит о применении иных мер. Естественно, что до принятия всех этих неисчерпаемых мер говорить о банкротстве преждевременно.

Среди лиц, причастных к досудебному оздоровлению числиться даже сам хозяйственный суд, который в случаях взыскания непосильных долгов обязан выносить и распространять частные определения, обязывающие принимать меры по проведению досудебного оздоровления.

На время принятия мер по досудебному оздоровлению должники освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления о своем банкротстве.

Заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов, градообразующих, государственных и имеющих государственные и международные заказы, подается только в случае принятия решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления.

Таким образом, есть все основания полагать, что процесс банкротства можно сделать бесконечным еще на стадии досудебного оздоровления. А это само по себе является безотказным спасительным средством для самого безнадежного должника.

Чтобы спастись от разорения достаточно быть законопослушным гражданином и буквально исполнять все предписания президентского указа. Тогда банкротство может оказаться абсолютно нереальной угрозой. А это жизненно важно для убыточных и потенциально убыточных предприятий (а их в нашей стране соответственно 1/3 и 4/5).

 

4. Согласно указу, размер штрафа (пени), налагаемого (взыскиваемой) за неуплату, несвоевременную уплату налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, обязательных страховых взносов и других платежей в Фонд социальной защиты населения, а также иных платежей в государственные внебюджетные фонды государственными организациями, организациями, имеющими долю государственной собственности в уставном фонде, градообразующими или приравненными к ним организациями в период принятия мер по предупреждению банкротства, не может превышать суммы задолженности по налогам, сборам, пошлинам и иным платежам.

Это широко открывает двери в мир налоговых и финансовых льгот. И будет странно, если в ближайшее время не появится целый бизнес, при котором субъекты хозяйствования станут записываться в потенциальные банкроты, чтобы избежать санкций за неуплату налогов и других обязательных платежей.

Причем дверь эта открывается легко и без лишнего шума, поскольку требуется всего-навсего представление местными исполнительными и распорядительными органами (республиканскими органами государственного управления) документов, подтверждающих принятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Можно вообразить, какие радостные предчувствия обуревают всех нечистоплотных чиновников, придумывающих цену справки «о принятии мер по предупреждению банкротства».

Именно для таких людей, их родственников и знакомых, имеющих высшее юридическое и (или) экономическое образование, создаются комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) при республиканских и местных государственных органах.

Бюрократии, конечно же, станет значительно больше, зато банкротств значительно меньше.

 

Кроме того, в период конкурсного производства допускается предоставление государственной поддержки должникам, в том числе нормативное распределение выручки.

К числу финансовых льгот следует отнести и обязанность банков и небанковские кредитно-финансовые организации предоставлять кредиты для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации в порядке, предусмотренном законодательством.

 

5. Присмотримся внимательнее к средствам, затрудняющим и замедляющим процедуру банкротства.

Основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) являются в совокупности:

наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

наличие задолженности перед подавшим заявление кредитором не менее 100 базовых величин (2500 – для субъектов, градообразующих, государственных и имеющих государственные и международные заказы).

Отсутствие одного из указанных оснований влечет возвращение заявления кредитору.

Указ увеличил и перечень документов прилагаемых к заявлению кредитора, дополнив его:

документом, подтверждающим направление должнику копии заявления кредитора;

документами, свидетельствующими о принятии мер по исполнению в принудительном порядке денежных обязательств и обязательных платежей.

Точно также перечень документов, прилагаемых к заявлению должника, пополнился:

документами, свидетельствующие о том, что его руководители и государственные органы разработали меры по досудебному оздоровлению, а он осуществил эти меры;

учредительными документами должника (их копиями);

расчетами коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на основе данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, заверенных в установленном порядке.

При этом заявление должника — государственной организации подается только с согласия государственного органа, выступающего от имени собственника. Нелишне вспомнить, что таковым по Конституции является Президент, а по малым суммам – уполномоченные им органы.

Кроме перечня документов расширен перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, в него включены:

собственник имущества должника, его представители;

учредители (участники) должника, их представители;

представитель (представители) работников должника;

прокурор;

государственные органы и организации, в ведении или подчинении которых находится должник, в отношении которого подано заявление об экономической несостоятельности (банкротстве);

другие заинтересованные государственные органы и организации;

государственные органы иностранных государств, международных организаций (их полномочные представители) по делу о банкротстве лиц, имеющих государственные и международные заказы;

иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

И все эти и ранее допущенные к суду лица вправе обжаловать решения собрания (комитета) кредиторов, принятые по фактам действий (бездействий) временных (антикризисных) управляющих, в хозяйственный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Трудно даже вообразить, какое количество жалоб может обрушиться на суд при раскладе сил в пользу должника. Редкий кредитор доживет до середины процесса.

Более того, хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления. При этом незавершенные мероприятия досудебного оздоровления включаются в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом.

И еще, временный (антикризисный) управляющий должен согласовывать план санации лица, имеющего государственный и международный заказы, с государственным органом, государственной и (или) международной организацией, разместившей такие заказы.

 

Подспудно и совершенно неожиданно в план санации предложено включать предварительный выкуп государством акций (долей, вкладов, паев) участников. Таким образом, государство пытается, походя, совместить приятное с полезным, а именно приобретение приятных для него предприятий с полезной процедурой банкротства.

А при санации лиц, имеющих государственные и международные заказы, запрещается:

переход права собственности на предприятие или его значимую часть, принадлежащие должнику, за исключением перехода их в государственную собственность;

перепрофилирование или закрытие производства, связанного с выполнением соответствующего заказа.

 

6. Чтобы банкротство не казалось медом для тех, кто к нему причастен, в указе предусмотрен целый набор мер ответственности и прочих неприятностей.

Это новые административные штрафы, налагаемые хозяйственными судами и Комитетом государственного контроля:

за непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) (от 10 до 500 базовых величин);

за плохую работу временного (антикризисного) управляющего (от 10 до 500 базовых величин);

за подачу кредитором необоснованного заявления (50 или 500);

за выдвижение плохих кандидатур управляющих (от 10 до 500 базовых величин).

Нельзя не отметить, что кредитор при таком законодательстве рискует больше всех, подавая заявление против должника.

Кроме того, в указе появилось множество других неблагоприятных последствий инициирования банкротства. А именно:

персональная (дисциплинарная, материальная) ответственность руководителей организаций, собственника имущества унитарного предприятия за непринятие мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

увольнение прежнего руководителя в случае утверждения хозяйственным судом плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде;

сообщение в органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие органы о недобросовестности, злоупотреблениях руководителя (руководителей) должника;

освобождение временного (антикризисного) управляющего от выполнения обязанностей по основному месту работы (службы) на период исполнения обязанностей временного (антикризисного) управляющего. При этом управляющему гарантирована только прежняя средняя зарплата за счет должника. Даже маленькая премия (до 100 базовых величин) за успешное оздоровление по указу не является обязательной.

дополнительные основания отстранения временного управляющего (при совершении правонарушения в связи с исполнением функций временного (антикризисного) управляющего, вступления в силу обвинительного приговора суда в отношении лица, выполняющего функции временного (антикризисного) управляющего, по инициативе органа (организации), предложившего его кандидатуру

запрет отчуждения имущества должника лицам, в отношении которых судом вынесено решение о привлечении к субсидиарной ответственности, либо признанным приговором суда виновными в ложном банкротстве, сокрытии банкротства, в преднамеренном банкротстве, срыве возмещения убытков кредиторам, а также их близким родственникам;

субсидиарная ответственность по обязательствам должника лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия. Причем кредитор (кредиторы) или его правопреемники, прокурор, государственные органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение десяти лет с момента возбуждения дела о банкротстве;

обязанность государственных органов принимать меры по созданию новых рабочих мест в связи с банкротством, а также по трудоустройству работников банкрота;

напоминание о необходимости принимать усиленные меры по охране государственных секретов (вплоть до закрытых судебных заседаний) при рассмотрении вопросов о применении мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и осуществлению процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

При таком количестве неприятных моментов и ограничений стало гораздо труднее решиться на процедуру банкротства, особенно кредитору. Думается, что это сделано вполне сознательно, чтобы создать непреодолимые психологические препятствия на пути всех, жаждущих разделить имущество должника.

 

7. Кандидатура временного (антикризисного) управляющего в отношении градообразующих, государственных и имеющих государственные и международные заказы представляется только государственными органами, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. Те же госорганы могут настоять на своих кандидатурах и в других случаях.

А если кандидатур несколько, то выбор делает исключительно Правительство или уполномоченный им орган (организация). Такая незатейливая процедура способна заменить все остальные нормы и гарантии при назначении управляющего. Правительство во всех случаях имеет реальную возможность назначить своего человека. Естественно, что все должники, которых Правительство захочет спасти, Правительство будет спасать обязательно, ибо ничто не мешает появиться правительственному агенту на должности временного управляющего.

Аккредитация временных (антикризисных) управляющих осуществляется государственными органами и организациями, представляющими кандидатуры этих управляющих. Но решение о представлении кандидатуры временного (антикризисного) управляющего принимается после получения заключений о ней органа государственного управления по делам о банкротстве и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством.

Преимущество при аккредитации имеют государственные служащие (в том числе бывшие и будущие).

Лицо, назначенное временным (антикризисным) управляющим, не вправе заниматься иными видами деятельности, кроме преподавательской и научной деятельности. Одно и то же лицо не может действовать более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делам о банкротстве ликвидируемых должников и отсутствующих должников.

При мало-мальски последовательной реализации этих норм временный (антикризисный) управляющий становится настоящим государственным служащим, хотя пока без соответствующих статусу льгот и гарантий. И разве могло быть по-другому, когда государство взяло под свою защиту неисправимых должников.

Поэтому думается, что в борьбе за свои права временным (антикризисным) управляющим нужно ратовать не за возвращение утраченной свободы действий, а за полноценный статус государственных служащих. Такая перемена сделает их цели логичными и достижимыми.

 

8. Контроль за процедурой банкротства стал гораздо объемнее и всестороннее.

Теперь он вменен в обязанность практически всем государственным органам.

Более того, проверка деятельности временного (антикризисного) управляющего должна проводиться не менее одного раза по каждому делу об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов, градообразующих, государственных и имеющих государственные и международные заказы.

И даже суд наделен вполне административным полномочием – инициировать проверки.

Помимо отчетности, представляемой в соответствии с законодательством, временный (антикризисный) управляющий не реже одного раза в месяц должен представлять в хозяйственный суд, орган государственного управления по делам о банкротстве, орган (организацию), представивший его кандидатуру, отчеты о своей деятельности и о хозяйственной (экономической) деятельности должника.

Причем лица, которым предоставляются отчеты, могут сократить сроки предоставления отчетов.

 

9. Все нормы Указа предписывают участникам процедуры банкротства действия, которые прежде были бы результатом их собственного свободного выбора.

Кроме того, предусмотрено, что дополнительные нормативы заменят свободный выбор и в других случаях. Так Совет Министров по согласованию с Комитетом государственного контроля и Высшим Хозяйственным Судом обязан определить критерии неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер.

 

Все это ярко свидетельствует о том, что в сфере банкротства отечественное правовое поле утратило некоторую часть общественных отношений, которые можно было отнести к числу либеральных (допускающих свободу действия участников). Эту часть заменили элементы нормативные (общеобязательные).

Но у нас либеральные элементы и без того не доминировали. Поэтому третья версия белорусского законодательства о банкротстве не изменила характера нашего законодательства, а только усилила его характерные черты.

Наше законодательство о банкротстве в еще большей степени стало законодательством, защищающим должника от рыночных неприятностей. А доступная нам свобода приобрела еще больше сходства с осознанной необходимостью.