качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Средства против демпинга
и прочей заморской заразы

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 21 декабря 2006 г.

В разгар «дикого капитализма» очень известный юрист Отто Эдуард Леопольд Бисмарк фон Шенгаузен (в просторечии «канцлер Бисмарк») придумал изощренную систему протекционизма. Очень ему хотелось защитить от превратностей мирового рынка и дешевых британских товаров юную Германию, слепленную накануне собственными руками. И защищал он ее так яростно, что дискредитировал и свою систему экономического регулирования, и само слово «протекционизм».

Сегодня во всех языках «протекционизм» – синоним «коррупции». Однако необходимость защищаться от иноземного экономического вторжения не стала менее актуальной даже для таких монстров мировой экономики, как США и ЕС. Пока одни защищают производство «Боингов», другие проталкивают «Аэробусы» – и наоборот. На таком бойком рынке небольшой европейской стране по имени Республика Беларусь нужны свои правовые бастионы, за которыми можно укрыться в случаях крайней необходимости и необходимой обороны.

И такие бастионы у республики есть. Причем их ремонтируют и укрепляют с завидным постоянством. Вот и новая версия Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» (далее – Закон) вступила в законную силу 15 июня 2005 года. До этого действовал Закон с тем же названием от 2 декабря 1999 г. № 332-З.

Одновременно с Законом включилось в работу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 612 «Об утверждении Положения о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер и признании утратившими силу Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 800 и от 26 июня 2002 г. № 859» (упомянутое здесь Положение далее – Положение»).

Для тех, кто собирается посмотреть слово «Демпинг» в словаре, поясняем: Демпинг – это продажа товаров на внешнем рынке по заниженной цене (обычно в сравнении с внутренней ценой, а при отсутствии таковой – в сравнении с ценами в других странах или суммарными издержками). Цель такой «разорительной» торговли – победа в конкурентной борьбе, завоевание чужого рынка.

Казалось бы, это вопросы большой экономической политики, в которую нам с Вами, уважаемый читатель, «путь заказан». Хочется думать, что и без нас есть, кому постоять за Отечество. Ан, нет – каждому, даже самому маленькому бойцу отведено место в окопах «глобальных маркетинговых войн», как назвали этот мегарыночный процесс гениальные изобретатели стратегии позиционирования Эл Райс и Джек Траут.

Поэтому каждый должен готовиться к тому, что в любой момент «маркетинговый враг» прорвется именно там, где сидим мы со своими слабенькими компьютерами и калькуляторами, подсчитывая небольшие личные доходы. Вот на этот случай мы и расскажем Вам о том, как защищаться от такого врага в рамках отечественного законодательства. Точнее о том, как позвать на помощь родное государство, и чем оно может помочь в борьбе с экономическим глобализмом.

Это принесет двойную пользу. Во-первых, зная защитные процедуры ими можно пользоваться в родной стране для самообороны без оружия. А во-вторых, такие процедуры похожи во всех государствах, так что, овладевая национальным законодательством, Вы получаете еще и путеводитель по зарубежным системам защиты экономических интересов.

Кому и от чего можно защищаться

Закон обещает защиту от неблагоприятного воздействия импорта (возросшего, демпингового и субсидируемого) и распространяется только на отношения, возникающие при осуществлении внешней торговли товарами. Услуги и объекты интеллектуальной собственности вынесены за рамки этого правового акта и своего закона по-прежнему не имеют.

Зато под защиту Закона поставлены не только самые общие – общегосударственные и отраслевые интересы, но и более частные, присущие отдельным субъектам хозяйственной деятельности. Правда, к сожалению, только в том случае, если эти субъекты владеют хотя бы четвертью (а еще лучше половиной!) производства своей отрасли – на меньшее наше государство размениваться не станет.

Ущерб, от которого защищает Закон, – это сокращение объема производства (реализации) белорусских товаров, снижение рентабельности и ликвидности производства, уровня занятости, заработной платы, уменьшение инвестиций, а также иные экономически неблагоприятные последствия подавляющего нас импорта.

Несколько странным кажется только то, что, национальное законодательство не получило приоритета при защите от внешнего вмешательства. Поскольку согласно статье 2 Закона нормы международных договоров имеют большую силу, чем нормы самого Закона. Впрочем, это делает честь родному государству как бойцу, соблюдающему общепринятые правила экономических поединков, несмотря ни на что.

Применение спецмер

Основные правила применения специальных мер таковы:

1. Решение о введении, применении, пересмотре, отмене и неприменении мер по защите экономических интересов Беларусь, в том числе временных, принимаются Президентом по представлению Совета Министров. Эту функцию Глава государства вправе делегировать самому Правительству и другим госорганам.

Указанное правительственное представление (в виде проекта соответствующего правового акта) вносится Президенту в течение 30 дней после получения отчета МИДа. Если же оснований для принятия специальных мер нет, то вместо проекта Президент в трехдневный срок получит от своего исполнительного органа соответствующее уведомление.

Закон не чужд внешнеэкономического пиара, поэтому содержит нормы о том, когда не применяются спецмеры, и даже ограничивает эти меры предельными размерами. Но, на наш взгляд, это не дело Закона, поскольку Президент вправе издавать нормативные акты, имеющие большую юридическую силу, чем данный Закон, пытающийся сделать вид, что будто бы поставлены пределы полномочиям Главы государства.

2. Могут применяться следующие меры:

а) Защитные:

- специальная импортная квота (предельный годовой объем по количеству или стоимости), которая, как правило, распределяется между иностранными государствами (объединениями иностранных государств), заинтересованными в белорусском рынке, в пропорции (количественной или стоимостной), сложившейся за предшествующие 3 года;

- специальная пошлина, взимаемая сверх таможенной пошлины. Причем временно (до 200 дней) подобную пошлину могут ввести еще в ходе расследования.

Такую временную специальную пошлину, как и все ниже перечисленные временные пошлины, таможенники не перечислят в доход бюджета, пока не будет принято президентское решение о соответствующей пошлине или других специальных мерах. Это сделано для того, чтобы потом легче было возвращать излишне или преждевременно взысканные деньги. Срок действия такой временной пошлины засчитывается в срок действия пошлины, введенной Главой государства.

Срок применения защитных мер – не более 4 лет со дня введения или последнего пересмотра. Но их можно продлить до 8 лет в результате повторного расследования. Правда, при этом Закон не допускает ужесточения мер.

Меры со сроком применения до 180 дней могут вводится повторно по истечение года, но не более двух раз в течение 5 лет. Более продолжительные меры могут повторяться только с перерывом, равным сроку применения, но не меньшим 2 лет.

б) АНТИДЕМПИНГОВЫЕ:

- антидемпинговая пошлина, взимаемая сверх таможенной пошлины в пределах демпинговой маржи сроком до 5 лет (с неограниченной возможностью продления);

- временная антидемпинговая пошлина, которая вводится не ранее чем через 60 дней после начала расследования сроком до 6 месяцев (9 месяцев – при наличии просьбы 80% обложенных пошлиной поставщиков). Ставка пошлины – в пределах демпинговой маржи;

- добровольное письменное обязательство о пересмотре (повышении) цен или прекращении поставок по ценам ниже нормальных. Такое повышение цен может равняться демпинговой марже или быть меньше ее, если меньшего размера достаточно для устранения причиняемого материального ущерба экономике. Данному обязательству должно предшествовать предварительное заключение следователей о наличии демпинга. МИД вправе предложить, но не вправе навязать принятие этого обязательства, зато потом может и не принять никаких обязательств, если сочтет их неисполнимыми. Обязательства утрачивают силу после того, как расследование покажет, что экономически опасного демпинга не было. Нарушение добровольных обязательств, естественно, влечет применение мер принудительных. Добровольное обязательство в день своего одобрения МИДом прекращает взимание антидемпинговых пошлин.

в) КОМПЕНСАЦИОННЫЕ (затрудняющие бизнес тем, кому помогает родное государство):

- компенсационная пошлина, взимаемая сверх таможенной пошлины по ставке в пределах иностранной субсидии на каждую единицу импортного товара. Введению данной пошлины предшествуют межгосударственные консультации, и она является последствием безрезультатных консультаций. Формально срок действия такой пошлины – 5 лет с неограниченным правом продления. Но реально она появляется и существует только при «жизни» вредоносной для нас иностранной субсидии. Отмена субсидии означает отмену пошлины, но только после того, как исчезнут неблагоприятные последствия субсидирования;

- временная компенсационная пошлина сроком до 4 месяцев – аналогичная временной антидемпинговой;

- добровольное письменное обязательство иностранного государства (объединения иностранных государств) об отмене (сокращении) субсидий либо устранения последствий субсидирования;

- добровольное и согласованное с собственными госорганами письменное обязательство поставщика о пересмотре (повышении) цен, устраняющем вредные последствия субсидируемого импорта. Правовой режим указанных здесь обязательств совпадет с режимом антидемпинговых обязательств.

3. Хотя основные меры и вводятся Президентом, Закон не исключает, что их можно оспорить в суде, а также обсудить по дипломатическим каналам и иными средствами мирного урегулирования международных споров.

4. Все специальные меры предполагают какой-то четко оговоренный срок действия. Но Закон предполагает продление этого срока и ежегодный анализ эффективности применяемых мер.

К чести для себя наше законодательство нацеливает правоприменительные органы на смягчение принятых мер, а также дает право буквально каждому заинтересованному инициировать пересмотр этих мер. Если МИД поддержит такую инициативу – будет проведено повторное расследование, о котором сказано выше.

Места не столь удаленные

Как видите, в местах защиты государственных интересов может оказаться каждый из нас. Иногда из любопытства или активной жизненной позиции записавшись в число участников расследования. А порой и на законных основаниях, когда мы выступаем на Родине в качестве импортеров иностранного товара, оказавшегося вредоносным импортом, или когда на чужой территории выступаем экспортерами собственной продукции, которую иностранные следователи сочли столь же вредной для собственной экономики. В первом случае мы окажемся перед лицом собственного государства, борющегося с нежелательным импортом, во втором – перед лицом иностранных органов, сопротивляющихся белорусскому экспорту.

И каждый раз главным бойцом, застрельщиком в таких баталиях окажется бухгалтерия, поскольку именно она с расчетами в руках призвана доказать, что цены нормальные, конкуренция в дозволенных рамках и принятие специальных мер неуместно.

Что ж, пожелаем успеха тем, кто способен устоять перед лицом таких крупных и серьезных судей.

 

Приложение

Ранний вариант той же статьи (законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 15 октября 2005 г.)

Средства против демпинга
и прочей заморской заразы

 

журнальная версия публиковалась под псевдонимом Елена Кудрявцева
в журналах «Юридический мир» № 21 2005 года
и «Валютное регулирование и ВЭД» № 11 2005 года

«Ну что, Сапрыкин, есть у нас на тебя методы?!»

Глеб Жеглов к/ф «Место встречи изменить нельзя»

 

В разгар «дикого капитализма» очень известный юрист Отто Эдуард Леопольд Бисмарк фон Шенгаузен (в просторечии «канцлер Бисмарк») придумал изощренную систему протекционизма. Очень ему хотелось защитить от превратностей мирового рынка и дешевых британских товаров юную Германию, слепленную накануне собственными руками. И защищал он ее так яростно, что дискредитировал и свою систему экономического регулирования, и само слово «протекционизм».

Сегодня во всех языках «протекционизм» – синоним «коррупции». Однако необходимость защищаться от иноземного экономического вторжения не стала менее актуальной даже для таких монстров мировой экономики, как США и ЕС. Пока одни защищают производство «Боингов», другие проталкивают «Аэробусы» – и наоборот. На таком бойком рынке небольшой европейской стране по имени Республика Беларусь нужны свои правовые бастионы, за которыми можно укрыться в случаях крайней необходимости и необходимой обороны.

И такие бастионы у республики есть. Причем их ремонтируют и укрепляют с завидным постоянством. Вот и новая версия Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» (далее – Закон) вступила в законную силу 15 июня нынешнего года.

Примечание: До этого действовал Закон с тем же названием от 2 декабря 1999 г. № 332-З.

Одновременно с Законом включилось в работу Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 612 «Об утверждении Положения о порядке проведения расследования в целях применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер и признании утратившими силу Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 800 и от 26 июня 2002 г. № 859» (упомянутое здесь Положение далее – Положение»).

Примечание: Для тех, кто собирается посмотреть слово «Демпинг» в словаре, поясняем: Демпинг – это продажа товаров на внешнем рынке по заниженной цене (обычно в сравнении с внутренней ценой, а при отсутствии таковой – в сравнении с ценами в других странах или суммарными издержками). Цель такой «разорительной» торговли – победа в конкурентной борьбе, завоевание чужого рынка.

Казалось бы, это вопросы большой экономической политики, в которую нам с Вами, уважаемый читатель, «путь заказан». Хочется думать, что и без нас есть, кому постоять за Отечество. Ан, нет – каждому, даже самому маленькому бойцу отведено место в окопах «глобальных маркетинговых войн», как назвали этот мегарыночный процесс гениальные изобретатели стратегии позиционирования Эл Райс и Джек Траут.

Поэтому каждый должен готовиться к тому, что в любой момент «маркетинговый враг» прорвется именно там, где сидим мы со своими слабенькими компьютерами и калькуляторами, подсчитывая небольшие личные доходы. Вот на этот случай мы и расскажем Вам о том, как защищаться от такого врага в рамках отечественного законодательства. Точнее о том, как позвать на помощь родное государство, и чем оно может помочь в борьбе с экономическим глобализмом.

Это принесет двойную пользу. Во-первых, зная защитные процедуры ими можно пользоваться в родной стране для самообороны без оружия. А во-вторых, такие процедуры похожи во всех государствах, так что, овладевая национальным законодательством, Вы получаете еще и путеводитель по зарубежным системам защиты экономических интересов.

Кому и от чего можно защищаться

Закон обещает защиту от неблагоприятного воздействия импорта (возросшего, демпингового и субсидируемого) и распространяется только на отношения, возникающие при осуществлении внешней торговли товарами. Услуги и объекты интеллектуальной собственности вынесены за рамки этого правового акта и своего закона по-прежнему не имеют.

Зато под защиту Закона поставлены не только самые общие – общегосударственные и отраслевые интересы, но и более частные, присущие отдельным субъектам хозяйственной деятельности. Правда, к сожалению, только в том случае, если эти субъекты владеют хотя бы четвертью (а еще лучше половиной!) производства своей отрасли – на меньшее наше государство размениваться не станет.

Ущерб, от которого защищает Закон, – это сокращение объема производства (реализации) белорусских товаров, снижение рентабельности и ликвидности производства, уровня занятости, заработной платы, уменьшение инвестиций, а также иные экономически неблагоприятные последствия подавляющего импорта.

Несколько странным кажется только то, что, национальное законодательство не получило приоритета при защите от внешнего вмешательства. Поскольку согласно статье 2 Закона нормы международных договоров имеют большую силу, чем нормы самого Закона. Впрочем, это делает честь родному государству как бойцу, соблюдающему общепринятые правила экономических поединков, несмотря ни на что.

Примечание: Закон предназначен для внешнеэкономического пиара, поэтому содержит нормы о том, когда не применяются спецмеры, и даже ограничивает эти меры предельными размерами. Но, на наш взгляд, это не дело Закона, поскольку Президент вправе издавать нормативные акты, имеющие большую юридическую силу, чем данный Закон, пытающийся сделать вид, что он будто бы ставит пределы полномочиям Главы государства.

2. Могут применяться следующие меры:

а) Защитные:

- специальная импортная квота (предельный годовой объем по количеству или стоимости), которая, как правило, распределяется между иностранными государствами (объединениями иностранных государств), заинтересованными в белорусском рынке, в пропорции (количественной или стоимостной), сложившейся за предшествующие 3 года;

- специальная пошлина, взимаемая сверх таможенной пошлины. Причем временно (до 200 дней) подобную пошлину могут ввести еще в ходе расследования.

Примечание: Такую временную специальную пошлину, как и все ниже перечисленные временные пошлины, таможенники не перечислят в доход бюджета, пока не будет принято президентское решение о соответствующей пошлине или других специальных мерах. Это сделано для того, чтобы потом легче было возвращать излишне или преждевременно взысканные деньги. Срок действия такой временной пошлины засчитывается в срок действия пошлины, введенной Главой государства.

Срок применения защитных мер – не более 4 лет со дня введения или последнего пересмотра. Но их можно продлить до 8 лет в результате повторного расследования. Правда, при этом Закон не допускает ужесточения мер.

Меры со сроком применения до 180 дней могут вводится повторно по истечение года, но не более двух раз в течение 5 лет. Более продолжительные меры могут повторяться только с перерывом, равным сроку применения, но не меньшим 2 лет.

б) АНТИДЕМПИНГОВЫЕ:

- антидемпинговая пошлина, взимаемая сверх таможенной пошлины в пределах демпинговой маржи сроком до 5 лет (с неограниченной возможностью продления);

- временная антидемпинговая пошлина, которая вводится не ранее чем через 60 дней после начала расследования сроком до 6 месяцев (9 месяцев – при наличии просьбы 80% обложенных пошлиной поставщиков). Ставка пошлины – в пределах демпинговой маржи;

- добровольное письменное обязательство о пересмотре (повышении) цен или прекращении поставок по ценам ниже нормальных. Такое повышение цен может равняться демпинговой марже или быть меньше ее, если меньшего размера достаточно для устранения причиняемого материального ущерба экономике. Данному обязательству должно предшествовать предварительное заключение следователей о наличии демпинга. МИД вправе предложить, но не вправе навязать принятие этого обязательства, зато потом может и не принять никаких обязательств, если сочтет их неисполнимыми. Обязательства утрачивают силу после того, как расследование покажет, что экономически опасного демпинга не было. Нарушение добровольных обязательств, естественно, влечет применение мер принудительных. Добровольное обязательство в день своего одобрения МИДом прекращает взимание антидемпинговых пошлин.

в) КОМПЕНСАЦИОННЫЕ (затрудняющие бизнес тем, кому помогает родное государство):

- компенсационная пошлина, взимаемая сверх таможенной пошлины по ставке в пределах иностранной субсидии на каждую единицу импортного товара. Введению данной пошлины предшествуют межгосударственные консультации, и она является последствием безрезультатных консультаций. Формально срок действия такой пошлины – 5 лет с неограниченным правом продления. Но реально она появляется и существует только при «жизни» вредоносной для нас иностранной субсидии. Отмена субсидии означает отмену пошлины, но только после того, как исчезнут неблагоприятные последствия субсидирования;

- временная компенсационная пошлина сроком до 4 месяцев – аналогичная временной антидемпинговой;

- добровольное письменное обязательство иностранного государства (объединения иностранных государств) об отмене (сокращении) субсидий либо устранения последствий субсидирования;

- добровольное и согласованное с собственными госорганами письменное обязательство поставщика о пересмотре (повышении) цен, устраняющем вредные последствия субсидируемого импорта;

Примечание: правовой режим указанных здесь обязательств совпадет с режимом антидемпинговых обязательств.

3. Хотя основные меры и вводятся Президентом, Закон не исключает, что их можно оспорить в суде, а также обсудить по дипломатическим каналам и иными средствами мирного урегулирования международных споров.

4. Все специальные меры предполагают какой-то четко оговоренный срок действия. Но Закон предполагает продление этого срока и ежегодный анализ эффективности применяемых мер.

К чести для себя наше законодательство нацеливает правоприменительные органы на смягчение принятых мер, а также дает право буквально каждому заинтересованному инициировать пересмотр этих мер. Если МИД поддержит такую инициативу – будет проведено повторное расследование, о котором сказано выше.

Места не столь удаленные

Как видите, в местах защиты государственных интересов может оказаться каждый из нас. Иногда из любопытства или активной жизненной позиции записавшись в число участников расследования. А порой и на законных основаниях, когда мы выступаем на Родине в качестве импортеров иностранного товара, оказавшегося вредоносным импортом, или когда на чужой территории выступаем экспортерами собственной продукции, которую иностранные следователи сочли столь же вредной для собственной экономики. В первом случае мы окажемся перед лицом собственного государства, борющегося с нежелательным импортом, во втором – перед лицом иностранных органов, сопротивляющихся белорусскому экспорту.

И каждый раз главным бойцом, застрельщиком в таких баталиях окажется бухгалтерия, поскольку именно она с расчетами в руках призвана доказать, что цены нормальные, конкуренция в дозволенных рамках и принятие специальных мер неуместно.

Что ж, пожелаем успеха тем, кто способен устоять перед лицом таких крупных и серьезных судей.