качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Знай свою статистику

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 21 декабря 2006 г.

«Социальная статистика вообще, экономическая статистика в частности сделала громадные успехи».

В.И. Ленин

 

Известный консерватор и империалист Бенджамин Дизраэли любил повторять: «Есть ложь, гнусная ложь и статистика». А все потому, что названный лорд руководил правительством королевы Виктории аж в середине позапрошлого века и не смог увидеть современную статистику, опирающуюся на чудеса постиндустриальных технологий.

И здесь нелишне напомнить, что согласно статье 10 Закона от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике» (далее в зависимости от контекста – «Закон» или «новый Закон») органы государственной статистики «обязаны осуществлять обработку первичных статистических данных с использованием современных информационных технологий».

Если бы ранее упомянутый сэр Бенджамин попал в наше время, он бы, непременно, сказал, что есть факты, проверенные факты, твердо установленные факты, … и так далее вплоть до абсолютно точной статистики наших дней.

Современная статистика знает все! И не только потому, что ей на помощь пришли компьютерные системы, но и потому, что появились подходящие, грамотно составленные законы.

Разумеется, статистика существовала и тогда, когда никаких посвященных лично ей законов не было и в помине. Но, согласитесь, без правового оформления даже статистике чего-то не хватает. Теперь законы не только есть, но и достаточно часто обновляются, становясь более емкими и соответствующими международным стандартам, как и сама статистика.

Наглядное подтверждение наших слов –  Закон, вступивший в силу 24 декабря 2004 года. До этого действовал Закон «О государственной статистике» от 17 февраля 1997 г. № 18-З (далее в зависимости от контекста – «прежний Закон» или «старый Закон»).

Сравнение текстов этих законов показывает, что в наше бурное время ни статистика, ни законодательство не могут стоять на месте и уклонятся от неизбежных пополнений.

И вот – только чистого текста в Законе стало в 2 раза (!) больше.

Прежде части Закона велеречиво именовались разделами, но содержали меньше, чем простая статья. А теперь за более скромным названием «Глава» скрывается гораздо больше содержания и смысла.

Судите сами.

Где искать определения распространенных понятий?

Где бы Вы раньше искали определения важнейших статистических терминов? Где угодно, но только не на пяти страничках прежнего Закона. А теперь, пожалуйста: вместо декларативной преамбулы из двух куцых абзацев – целых две страницы весьма полезных определений.

К сожалению, вместе с преамбулой Закона исчезла и такая благородная цель государственной статистики, как обеспечение статистической информацией средств массовой информации, научно-исследовательских организаций и населения. Видимо, статическая информация перестала входить в гарантированный государством минимум, или ее заменили там чем-нибудь более востребованным.

И вообще, в новом Законе поток статистической информации отведен в сторону от широкого круга пользователей и втиснут в узкое русло эксклюзивного распространения сводных показателей. Проще говоря, информирование общественности в области статистики должно возвратиться к обобщенной форме, более привычной для всех, воспитанных на добротных советских образцах, где количественные показатели формулировались как качественные, оценочные. Что касается более конкретных сведений, то они теперь конфиденциальны, и их надлежит использовать только «в целях выполнения задач государственной статистики».

А теперь приведем важнейшие определения понятий, содержащиеся в Законе:

1) Государственная статистика – это система, включающая, как минимум, сбор, накопление, обработку, защиту и распространение статистических данных (информации) об экономике, демографии, социальном положении и экологии.

Особое внимание следует обратить на слово «защита». В прежнем законе мы такого слова не нашли. Теперь им пестрят многие статьи Закона. Думается, что это не случайно. Недостаточная защищенность статистической информации (раньше охранялась только государственная и коммерческая тайна) породила негативные последствия как для государства в целом, так и для отдельных лиц. Именно поэтому в новом Законе защите статистической информации посвящено столько норм. Кроме того, в законе широко используется утонченное понятие «конфиденциальность».

Приведенное определение само по себе не такое тривиальное, как могло бы показаться невнимательному читателю. Ведь здесь заложены очень жесткие тематические пределы для получения сведений под видом статистики. Все, что не подпадает под определение статистической тематики, можно статистикам и не сообщать. – Ведь такое сообщение незаконно!

2) Нецентрализованные статистические наблюдения подразумевают работу государственных организаций, не являющихся госорганами. Поскольку госорганы занимаются исключительно (по определению) централизованными наблюдениями.

3) Первичный статистический учет – регистрация объектов, фактов, событий, процессов в первичном учетном документе (источнике сведений для бухгалтерского учета).

4) В госстатистике появилось свое, особенное определение широко распространенного понятия «пользователь». Здесь к пользователям отнесены все госорганы, юридические и физические лица (наши и иностранные), которые используют статистические данные.

5) Респондент – это естественно источник первичной информации, так сказать ее «производитель и поставщик».

6) Статистическая методология охватывает все приемы, правила и методы, используемые для организации и ведения государственной статистики.

7) Статистические показатели определяются не только непосредственным наблюдением (что вижу, то и записываю), но и путем всевозможных расчетов на основе соответствующих методик.

Вероятно, поэтому непосвященным иногда кажется, что их наблюдения расходятся с официальной статистикой. Для таких повторяем: статистический показатель не всегда то, что плавает на поверхности. Гораздо чаще истина скрывается в глуби явления и обнаруживается посредством анализа и синтеза.

Помимо выше перечисленных понятий в Законе можно почерпнуть узаконенные определения таких терминов, как «государственная статистическая деятельность», «государственные статистические наблюдения» (кстати, название обманчиво – здесь скрываются сбор и обработка информации), «органы государственной статистики», «первичные статистические данные», «план выпуска сводной статистической информации», «план статистических работ», «сводные статистические данные (информация)», «статистический регистр», «уполномоченные государственные организации».

Кстати, профессорско-преподавательскому составу и студентам следовало бы не ограничиваться данным популярным пересказом нового Закона, а скорректировать свои, заимствованные из научной литературы знания по тексту данного нормативного акта. Ибо закон одинаково суров для всех, и наука здесь не исключение, это во-первых. А во-вторых, в Законе определения хорошие (длинные и подробные) – как раз то, что требуется для серьезного отношения к образовательному процессу.

Сфера применения

Прежний Закон включал в сферу своего применения не всех и не всегда. Например физические лица, попадали под действие закона только в случаях, установленных законодательством.

Новый Закон шире, он не делает подобных, огульных исключений и ставит всех физических лиц под постоянное «спецнаблюдение», проводимое в форме единовременного учета, переписей, обследований.

Следовательно, изучать и знать Закон должны абсолютно все граждане и соблюдать, разумеется, тоже.

Зато в традициях законов новейшего времени предусмотрено, что международные договоры имеют безусловный приоритет перед новым Законом. Это ценная новелла. Причем такая широкая, что в пору позавидовать многим другим отраслям права.

Поэтому мы не удивились, когда обнаружили в новом (небольшом) Законе целую статью 6 про международное сотрудничество в области госстатистики. Статья, честно говоря, рамочная и малосодержательная, но провести деловые саммиты с зарубежными делегациями позволяет.

Разумеется, без низкопоклонства перед иностранцами. Особенно с учетом того, что с монополией международных стандартов, имевшей место в прежнем Законе, покончено. Теперь импортные статистические стандарты уравняли в правах со стандартами национальными. Это, конечно, вызывает некоторое вопросы по поводу того, как будут следовать отечественным стандартам те, кто сам же их и придумывает. Зато открыта широкая дорога для национального самоопределения.

Показательная игра слов

Раньше основными принципами статистики назывались «объективность и достоверность», теперь – «научная обоснованность и объективность». Может быть, поэтому статья 5 нового Закона потребовала сугубого профессионализма от всех причастных к государственной статистике. Кстати, новые формулировки задач и принципов не отменили проверку достоверности информации, предоставляемой респондентами.

«Разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование» поставлены на первое место среди задач государственной статистики. В прежнем Законе такой задачей указывался сбор информации. Как говорится, почувствуйте разницу!

Лично нам вспоминаются древние философы, которые первыми доказали, что видимость обманчива, а истина постигается только умозрительно. Возможно, Вам при чтении нового Закона вспоминается то же самое.

Но с другой стороны, непонятно, почему из принципов госстатистики исключен принцип «стабильности данных». Начитавшись древних, мы полагали, что истина неизменна. Но, видимо, авторы Закона решили придать статистике большую гибкость – динамизм, как принято говорить.

Госорганы

В целях сокращения госаппарата в Законе модифицирована структура органов государственной статистики: к территориальным органам отнесены только областные и Минское городское управления статистики. А отделы статистики в районах и городах (районах города Минска) узаконены в качестве структурных подразделений названных управлений. Иными словами, низовые статистики немного потеряли в плане самостоятельности и кое-что обрели в статусе (вышли на областной уровень).

Кроме того, Министерство статистики и анализа (далее – Минстат) получило законное право создавать свои подсобные организации для нецентрализованных наблюдений.

Права и обязанности органов государственной статистики в целом остались прежними: организовывать и проводить наблюдения, получать, хранить, распространять и использовать данные, попутно проверяя их, давать руководящие указания, разъяснять непонятное, осуществлять контроль и сотрудничать с иноземными (международными) статистическими службами.

Но в правовом статусе госорганов появились и существенные дополнения в духе современных веяний. Обратим внимание на следующие дополнительные права:

- привлекать всех нас к проведению статистических наблюдений. Правда, при этом нам обязаны безвозмездно выдать все необходимые бланки и указания по их заполнению. Кстати, прежний Закон таких привлеченных лиц наделял статусом должностных лиц госорганов. Теперь с подобной практикой покончено;

- посещать производственные, служебные и иные здания (помещения);

- получать необходимую информацию от всех государственных организаций, в том числе сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных государственных регистров (реестров).

Формирование и ведение статистических реестров (регистров) из разряда обязанностей перешло в разряд прав. Ибо соответствующая обязанность отошла к органам юстиции. Это облегчило ношу статистиков, но вряд ли облегчило нашу с вами участь.

Сжалась, как шагреневая кожа, обязанность снабжать информацией государственные органы и обеспечивать доступность сводных данных для широкого круга пользователей, в том числе через средства массовой информации. Теперь достаточно предоставить обобщенные данные в рамках законодательства. Удовлетворять запросы юридических и физических лиц о предоставлении статистической информации, а также давать необходимую информацию и пояснения в средствах массовой информации государственные органы уже не обязаны.

Но есть и новые ограничения властных полномочий. Так вместо права привлекать к ответственности, осталось только право составлять протоколы о нарушении административного законодательства. Это результат реформы Кодекса об административных правонарушениях, сократившей число карательных органов.

Ну, и в порядке развития рыночных отношений – право органов статистики на отдельную оплату:

- распространения сводных статистических данных (информации);

- внеплановых статистических наблюдений;

- оказания других информационных услуг.

Поскольку, как сказано выше, для нецентрализованных наблюдений созданы уполномоченные государственные организации, то в Законе появились права и обязанности таких организаций. По сути они частично дублируют государственные органы.

Так, указанные организации вправе привлекать посторонних к проведению статистических наблюдений, получать первичные статистические данные и проверять их достоверность (правда, только методом сопоставления, без права посещения помещений).

Обязанностей у них тоже поменьше, чем у госорганов: разработка и выполнение нецентрализованных наблюдений, накопление, хранение, защита и передача полученных результатов госорганам, а также контроль и обеспечение конфиденциальности.

Кроме того, следует иметь в виду, что предусмотренный в Законе перечень прав и обязанностей госорганов и организаций больше не является исчерпывающим. Его можно дополнить любым актом законодательства.

Респонденты

Отдав должное административным методам новый Закон, не упустил их виду и либеральную составляющую в развитии нашего законодательства. Вместо двух статей о правах и обязанностях госорганов, ведущих статистику, появилась крупная статья 12, отражающая правовой статус любых респондентов, то есть и наш с Вами.

Согласно этой статье респондент вправе получать и использовать:

- статистические бланки и указания по их заполнению (безвозмездно);

- накопленные первичные данные о самом себе;

- сводные данные в рамках допустимого согласно законодательству.

Респондент обязан:

- представлять данные о себе (безвозмездно);

- выполнять решения компетентных органов и организаций.

Закон допускает иные права и обязанности респондентов, предусмотренные законодательством.

Не густо, конечно, но начало положено. Возможно, следующая редакция Закона сделает наш статус еще либеральнее.

О правильном ведении государственной статистики

Статистика сложна и объемна не только своей бесконечной цифирью, но обилием всевозможных правил ее ведения.

В качестве памятки приводим только нормативные документы, на которые ссылается Закон. Это:

- формы централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений с указаниями по их заполнению;

- методики (инструкции) по формированию и расчету статистических показателей;

- инструкции по организации и проведению статистических наблюдений.

- планы статистических работ;

- планы выпуска сводной статистической информации.

Статистические наблюдения в зависимости от порядка сбора и обработки первичных статистических данных могут быть сплошными и несплошными (выборочными), систематическими (проводимыми на регулярной основе) и специальными.

Формы наблюдений:

1) государственная статистическая отчетность;

2) анкета;

3) вопросник;

4) переписной лист;

5) иные формы, установленные Минстатом.

Усвоение и исполнение нормативных актов о статистике, а также заполнение всех установленных форм упрощает лишь то, что в этой сфере царит практически полная нормотворческая монополия Минстата. Вот только порядок планирования утверждается Правительством.

Согласно прежнему Закону статистическому правотворчеству в банковской сфере способствовал Нацбанк – теперь такое содействие законом не предусмотрено.

Конкретика, обезличенная и нейтральная

Особый интерес представляет статья 18 Закона. Эта новелла разрешает помимо сводных данных распространять:

- первичные статистические данные без идентификации респондента либо с письменного согласия самого респондета;

- сведения о наименовании, месте нахождения, номерах телефонов, видах деятельности, формах собственности юридических лиц, их обособленных подразделений.

Данная норма, на наш взгляд, существенно упростит подготовку нравоучительных статей с конкретными, жизненными примерами, адресных книг и телефонных справочников. Что, конечно же, укрепит материальную базу отечественных статистических заведений и всех, кто с ними связан. А заодно и мы пополним багаж наших знаний.

Дозволенное и наказуемое

Информация в наше время может не только приносить огромную пользу, но и причинять существенный вред, поэтому в Законе четко определено для чего может использоваться статистическая информация. Законных видов использования только три:

1) государственное управление;

2) научные исследования;

3) информирование пользователей.

Но при этом нельзя разглашать ни важных тайн, ни личных секретов.

В Законе целых 2 статьи об ответственности за:

- нарушение порядка представления и искажение статистической отчетности;

- неправильную статистическую деятельность.

Правда, это нормы отсылочные, поскольку конкретное наказание следует искать в соответствующих кодексах и иных актах законодательства.

Общие выводы для всех и каждого

1. От выполнения Закона зависит объективность нашей статистики, а от ее объективности зависит то, как хорошо мы все сможем ориентироваться в пространстве белорусского рынка. Поэтому помимо Уголовного кодекса, не мешало бы чтить и законодательство о статистике.

2. Новый Закон нацеливает нас не на рабскую покорность иллюзорным ощущениям, а на научное, методичное выявление истинного положения вещей. Надеемся, что наша статья помогла вам выяснить эту простую, незамутненную сущность обновленного статистического законодательства.

3. Статистика постепенно уходит от дешевой «популярщины (попсы)» и возвращается в более привычный для нас жанр «кино не для всех».

 

Приложение

Ранний вариант той же статьи (законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 13 марта 2005 г.)

 

 

Знай свою статистику

журнальная версия публиковалась под псевдонимом Елена Кудрявцева
в журнале «Налоговый вестник» № 12 2005 года

«Социальная статистика вообще, экономическая статистика в частности, сделала громадные успехи в течение двух-трех последних десятилетий».

В.И. Ленин ПСС, т. 19, С. 323

 

Известный консерватор и империалист Бенджамин Дизраэли любил повторять: «Есть ложь, гнусная ложь и статистика». А все потому, что названный лорд руководил правительством королевы Виктории аж в середине позапрошлого века и не смог увидеть современную статистику, опирающуюся на чудеса постиндустриальных технологий.

Интересно знать, что согласно статье 10 Закона от 28 ноября 2004 г. № 345-З «О государственной статистике» (далее в зависимости от контекста – «Закон» или «новый Закон») органы государственной статистики «обязаны осуществлять обработку первичных статистических данных с использованием современных информационных технологий».

Если бы сэр Бенджамин попал в наше время, он бы, непременно, сказал, что есть факты, проверенные факты, твердо установленные факты, … и так далее вплоть до абсолютно точной статистики наших дней.

Современная статистика знает все! И не только потому, что ей на помощь пришли компьютерные системы, но и потому, что появились подходящие, грамотно составленные законы.

Разумеется, статистика существовала и тогда, когда никаких посвященных лично ей законов не было и в помине. Но, согласитесь, без правового оформления даже статистике чего-то не хватает. Теперь законы не только есть, но и достаточно часто обновляются, становясь более емкими и соответствующими международным стандартам, как и сама статистика.

Наглядное подтверждение наших слов – новый Закон, который вступил в силу 24 декабря прошлого года. До этого действовал Закон «О государственной статистике» от 17 февраля 1997 г. № 18-З (далее в зависимости от контекста – «прежний Закон» или «старый Закон»).

Сравнение текстов этих законов показывает, что в наше бурное время ни статистика, ни законодательство не могут стоять на месте и уклонятся от неизбежных пополнений.

И вот – только чистого текста в Законе стало в 2 раза (!) больше.

Прежде части Закона велеречиво именовались разделами, но содержали меньше, чем простая статья. А теперь за более скромным названием «Глава» скрывается гораздо больше содержания и смысла.

Судите сами.

Где искать определения распространенных понятий?

Где бы Вы раньше искали определения важнейших статистических терминов? Где угодно, но только не на пяти страничках прежнего Закона. А теперь, пожалуйста: вместо декларативной преамбулы из двух куцых абзацев – целых две страницы весьма полезных определений.

Примечание: К сожалению, вместе с преамбулой Закона исчезла и такая благородная цель государственной статистики, как обеспечение статистической информацией средств массовой информации (включая наш с Вами журнал), научно-исследовательских организаций и населения.

Видимо, статическая информация перестала входить в гарантированный государством минимум, или ее заменили там чем-нибудь более питательным и востребованным.

И вообще, в новом Законе поток статистической информации отведен в сторону от широкого круга пользователей и втиснут в узкое русло эксклюзивного распространения сводных показателей. Проще говоря, информирование общественности в области статистики должно возвратиться к обобщенной форме, более привычной для всех, воспитанных на добротных советских образцах, где количественные показатели формулировались как качественные, оценочные.

Что касается более конкретных сведений, то они теперь конфиденциальны, и их надлежит использовать только «в целях выполнения задач государственной статистики».

Приведем важнейшие определения понятий, содержащиеся в Законе:

1) Государственная статистика – это система, включающая, как минимум, сбор, накопление, обработку, защиту и распространение статистических данных (информации) об экономике, демографии, социальном положении и экологии.

Примечание: Особое внимание следует обратить на слово «защита». В прежнем законе мы такого слова не нашли. Теперь им пестрят многие статьи Закона.

Думается, что это не случайно. Недостаточная защищенность статистической информации (раньше охранялась только государственная и коммерческая тайна) породила негативные последствия как для государства в целом, так и для отдельных лиц. Именно поэтому в новом Законе защите статистической информации посвящено столько норм.

Кроме того, в законе широко используется утонченное понятие «конфиденциальность».

Приведенное определение само по себе не такое тривиальное, как могло бы показаться невнимательному читателю. Ведь здесь заложены очень жесткие тематические пределы для получения сведений под видом статистики. Все, что не подпадает под определение статистической тематики, можно не сообщать статистикам. – А незаконно!

2) Нецентрализованные статистические наблюдения подразумевают работу государственных организаций, не являющихся госорганами. Поскольку госорганы занимаются исключительно (по определению) централизованными наблюдениями.

3) Первичный статистический учет – регистрация объектов, фактов, событий, процессов в первичном учетном документе (источнике сведений для бухгалтерского учета).

4) В госстатистике появилось свое, особенное определение широко распространенного понятия «пользователь». Здесь к пользователям отнесены все госорганы, юридические и физические лица (наши и иностранные), которые используют статистические данные.

5) Респондент – это естественно источник первичной информации, так сказать ее «производитель и поставщик».

6) Статистическая методология охватывает все приемы, правила и методы, используемые для организации и ведения государственной статистики.

7) Статистические показатели определяются не только непосредственным наблюдением (что вижу, то и записываю), но и путем всевозможных расчетов на основе соответствующих методик.

Вероятно, поэтому непосвященным иногда кажется, что их наблюдения расходятся с официальной статистикой. Для таких повторяем: статистический показатель не всегда то, что плавает на поверхности. Гораздо чаще истина скрывается в глуби явления и обнаруживается посредством анализа и синтеза.

Помимо выше перечисленных понятий в Законе можно почерпнуть узаконенные определения таких терминов, как «государственная статистическая деятельность», «государственные статистические наблюдения» (кстати, название обманчиво – здесь скрываются сбор и обработка информации), «органы государственной статистики», «первичные статистические данные», «план выпуска сводной статистической информации», «план статистических работ», «сводные статистические данные (информация)», «статистический регистр», «уполномоченные государственные организации».

Кстати, профессорско-преподавательскому составу и студентам следовало бы не ограничиваться нашим популярным пересказом, а скорректировать свои, заимствованные из научной литературы знания по тексту нового Закона. Ибо закон одинаково суров для всех, и наука здесь не исключение, это во-первых. А во-вторых, в Законе определения хорошие (длинные и подробные) – как раз то, что требуется для серьезного отношения к образовательному процессу.

Сфера применения

Прежний Закон включал в сферу своего применения не всех и не всегда. Например физические лица, попадали под действие закона только в случаях, установленных законодательством.

Новый Закон шире, он не делает подобных, огульных исключений и ставит всех физических лиц под постоянное «спецнаблюдение», проводимое в форме единовременного учета, переписей, обследований.

Следовательно, изучать и знать Закон должны абсолютно все граждане и соблюдать, разумеется, тоже.

Зато в традициях законов новейшего времени предусмотрено, что международные договоры имеют безусловный приоритет перед новым Законом. Это ценная новелла. Причем такая широкая, что в пору позавидовать многим другим отраслям права.

Поэтому мы не удивились, когда обнаружили в новом (небольшом) Законе целую статью 6 про международное сотрудничество в области госстатистики. Статья, честно говоря, рамочная и малосодержательная, но попить чай-кофе с зарубежными делегациями позволяет.

Разумеется, без низкопоклонства перед иностранцами. Особенно с учетом того, что с монополией международных стандартов, имевшей место в прежнем Законе, покончено. Теперь импортные статистические стандарты уравняли в правах со стандартами национальными. Это, конечно, вызывает некоторое вопросы по поводу того, как будут следовать отечественным стандартам те, кто сам же их и придумывает. Зато открыта широкая дорога для национального самоопределения.

Показательная игра слов

Раньше основными принципами статистики назывались «объективность и достоверность», теперь – «научная обоснованность и объективность». Может быть поэтому статья 5 нового Закона потребовала сугубого профессионализма от всех причастных к государственной статистике.

Примечание: Новые формулировки задач и принципов не отменили проверку достоверности информации, предоставляемой респондентами.

«Разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование» поставлены на первое место среди задач государственной статистики. В прежнем Законе такой задачей указывался сбор информации. Как говорится, почувствуйте разницу!

Лично нам вспоминаются древние философы, которые первыми доказали, что видимость обманчива, а истина постигается только умозрительно. Возможно, Вам при чтении нового Закона вспоминается то же самое.

Но с другой стороны, непонятно, почему из принципов госстатистики исключен принцип «стабильности данных». Начитавшись древних, мы полагали, что истина неизменна. Но, видимо, авторы Закона решили придать статистике большую гибкость – динамизм, так сказать.

Госорганы

В целях сокращения госаппарата в Законе модифицирована структура органов государственной статистики: к территориальным органам отнесены только областные и Минское городское управления статистики. А отделы статистики в районах и городах (районах города Минска) узаконены в качестве структурных подразделений названных управлений. Иными словами, низовые статистики немного потеряли в плане самостоятельности и кое-что обрели в статусе (вышли на областной уровень).

Кроме того, Министерство статистики и анализа (далее – Минстат) получило законное право создавать свои подсобные организации для нецентрализованных наблюдений.

Примечание: Мы не исключаем, что Минстат могут в ближайшее переподчинить, поскольку в новом Законе не стало нормы, о том, что это министерство подчиняется Правительству.

Права и обязанности органов государственной статистики в целом остались прежними: организовывать и проводить наблюдения, получать, хранить, распространять и использовать данные, попутно проверяя их, давать руководящие указания, разъяснять непонятное, осуществлять контроль и сотрудничать с иноземными (международными) статистическими службами.

Но в правовом статусе госорганов появились и существенные дополнения в духе современных веяний. Обратим внимание на следующие дополнительные права:

- привлекать всех нас к проведению статистических наблюдений. Правда, при этом нам обязаны безвозмездно выдать все необходимые бланки и указания по их заполнению;

Примечание: Прежний Закон таких привлеченных лиц наделял статусом должностных лиц госорганов. Теперь с подобной уравниловки нет.

- посещать производственные, служебные и иные здания (помещения);

- получать необходимую информацию от всех государственных организаций, в том числе сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иных государственных регистров (реестров).

Формирование и ведение статистических реестров (регистров) из разряда обязанностей перешло в разряд прав. Ибо соответствующая обязанность отошла к органам юстиции. Это облегчило ношу статистиков, но вряд ли облегчило нашу с вами участь.

Сжалась, как шагреневая кожа, обязанность снабжать информацией государственные органы и обеспечивать доступность сводных данных для широкого круга пользователей, в том числе через средства массовой информации. Теперь достаточно предоставить обобщенные данные в рамках законодательства. Удовлетворять запросы юридических и физических лиц о предоставлении статистической информации, а также давать необходимую информацию и пояснения в средствах массовой информации государственные органы уже не обязаны.

Но есть и новые ограничения властных полномочий. Так вместо права привлекать к ответственности, осталось только право составлять протоколы о нарушении административного законодательства. Это результат реформы Кодекса об административных правонарушениях, сократившей число карательных органов.

Ну, и в порядке развития рыночных отношений – право органов статистики на отдельную оплату:

- распространения сводных статистических данных (информации);

- внеплановых статистических наблюдений;

- оказания других информационных услуг.

Поскольку, как Вы уже знаете, для нецентрализованных наблюдений созданы уполномоченные государственные организации, то в Законе появились права и обязанности таких организаций. По сути они частично дублируют государственные органы.

Так, указанные организации вправе привлекать посторонних к проведению статистических наблюдений, получать первичные статистические данные и проверять их достоверность (правда, только методом сопоставления, без права посещения помещений).

Обязанностей у них тоже поменьше, чем у госорганов: разработка и выполнение нецентрализованных наблюдений, накопление, хранение, защита и передача полученных результатов госорганам, а также контроль и обеспечение конфиденциальности.

Кроме того, следует иметь в виду, что предусмотренный в Законе перечень прав и обязанностей госорганов и организаций больше не является исчерпывающим. Его можно дополнить любым актом законодательства.

Респонденты

Отдав должное административным методам новый Закон, не упустил их виду и либеральную составляющую в развитии нашего законодательства. Вместо двух статей о правах и обязанностях госорганов, ведущих статистику, появилась крупная статья 12, отражающая правовой статус любых респондентов, то есть и наш с Вами.

Согласно этой статье респондент вправе получать и использовать:

- статистические бланки и указания по их заполнению (безвозмездно);

- накопленные первичные данные о самом себе;

- сводные данные в рамках допустимого согласно законодательству.

Респондент обязан:

- представлять данные о себе (безвозмездно);

- выполнять решения компетентных органов и организаций.

Закон допускает иные права и обязанности респондентов, предусмотренные законодательством.

Не густо, конечно, но начало положено. Возможно, следующая редакция Закона сделает наш статус еще либеральнее.

О правильном ведении государственной статистики

Статистика сложна и объемна не только своей бесконечной цифирью, но обилием всевозможных правил ее ведения.

В качестве памятки приводим только нормативные документы, на которые ссылается Закон. Это:

- формы централизованных и нецентрализованных государственных статистических наблюдений с указаниями по их заполнению;

- методики (инструкции) по формированию и расчету статистических показателей;

- инструкции по организации и проведению статистических наблюдений.

- планы статистических работ;

- планы выпуска сводной статистической информации.

Примечание для любознательных: Статистические наблюдения в зависимости от порядка сбора и обработки первичных статистических данных могут быть сплошными и несплошными (выборочными), систематическими (проводимыми на регулярной основе) и специальными.

Формы наблюдений:

1) государственная статистическая отчетность;

2) анкета;

3) вопросник;

4) переписной лист;

5) иные формы, установленные Минстатом.

Усвоение и исполнение нормативных актов о статистике, а также заполнение всех установленных форм упрощает лишь то, что в этой сфере царит практически полная нормотворческая монополия Минстата. Вот только порядок планирования утверждается Правительством.

Согласно прежнему Закону статистическому правотворчеству в банковской сфере способствовал Нацбанк – теперь такое содействие законом не предусмотрено.

Конкретика, обезличенная и нейтральная

Особый интерес представляет статья 18 Закона. Эта новелла разрешает помимо сводных данных распространять:

- первичные статистические данные без идентификации респондента либо с письменного согласия самого респондета;

сведения о наименовании, месте нахождения, номерах телефонов, видах деятельности, формах собственности юридических лиц, их обособленных подразделений.

Данная норма, на наш взгляд, существенно упростит подготовку нравоучительных статей с конкретными, жизненными примерами, адресных книг и телефонных справочников. Что, конечно же, укрепит материальную базу отечественных статистических заведений и всех, кто с ними связан. А заодно и мы пополним багаж наших знаний.

Дозволенное и наказуемое

Информация в наше время может не только приносить огромную пользу, но и причинять существенный вред, поэтому в Законе четко определено для чего может использоваться статистическая информация. Законных видов использования только три:

1) государственное управление;

2) научные исследования;

3) информирование пользователей.

Но при этом нельзя разглашать ни важных тайн, ни личных секретов.

В Законе целых 2 статьи об ответственности за:

- нарушение порядка представления и искажение статистической отчетности;

- неправильную статистическую деятельность.

Правда, это нормы отсылочные, поскольку конкретное наказание следует искать в соответствующих кодексах и иных актах законодательства.

Общие выводы для всех и каждого

1. От выполнения Закона зависит объективность нашей статистики, а от ее объективности зависит то, как хорошо мы все сможем ориентироваться в пространстве белорусского рынка. Поэтому помимо Уголовного кодекса, не мешало бы чтить и законодательство о статистике.

2. Новый Закон нацеливает нас не на рабскую покорность иллюзорным ощущениям, а на научное, методичное выявление истинного положения вещей. Надеемся, что наша статья помогла вам выяснить эту простую, незамутненную сущность обновленного статистического законодательства.

3. Статистика постепенно уходит от дешевой «популярщины (попсы)» и возвращается в более привычный для нас жанр «кино не для всех».