качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Налоговые проверки
(путеводитель для проверяющих и проверяемых)

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 24 мая 2004 г.
журнальная версия публиковалась под псевдонимом Елена Кудрявцева в журнале «Налоговый вестник» №№ 11-12 2004 года

Стрессы подстерегают нас на каждом шагу. Но если Вам не знакома налоговая проверка – Вы «упустили» очень популярный и весьма неприятный стресс. Он поражает мощно и долговременно, причем не только проверяемых, но и проверяющих, которые «тоже люди» и тоже страдают от напряженной атмосферы.

Что изводит больше всего – так это всевозможные скрытые угрозы. Проверяемые никогда точно не знают, как поведут себя проверяющие, а проверяющие (при всем их опыте и специфической склонность заглядывать в чужие дела) обоснованно опасаются сюрпризов со стороны проверяемых.

Так было с незапамятных времен и так будет, пока какой-нибудь благодетель человечества не придумает безналогового способа существования. Но это вряд ли!.. Анархисты и коммунисты век за веком обещают отмирание государств, денег и налоговых проверок. И хоть бы хны… Всем бы так отмирать.

Вывод – спасения от налоговых проверок нет, и его изобретение не предвидится. Но, если этот стресс невозможно предотвратить, то его можно существенно ослабить. Достаточно, чтобы проверяющие и проверяемые придерживались каких-то общих правил. Это сделает проверки максимально предсказуемыми и не такими опасными для здоровья.

Естественно, хотелось бы порядка предельно стабильного и простого. Ведь перемены нервирует, как проверка средней интенсивности, а внушительный объем нормативного акта одним своим видом отпугивает, как строгий контролер. Исходя из этого, нетрудно понять чувства каждого из нас при виде очередного томика Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами (далее – Инструкция), выпущенного буквально вслед за предыдущим согласно Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124.

 

9 источников и 10 составных частей

Именно 9 нормативных актов большей юридической силы питают собой Инструкцию, состоящую из 10 разделов, 50 глав, 225 пунктов и 43 приложений. В этой паутине есть место каждому из нас. Но не торопитесь туда попасть. Для начала рекомендуем осмотреться. И пусть наша статья станет Вашим путеводителем.

Итак, источники Инструкции это Общая часть Налогового кодекса, Указ Президента о проверках (ревизиях) финансово-хозяйственной деятельности (от 15 ноября 1999 г. № 673), декрет Президента о госрегистрации и ликвидации (от 16 марта 1999 г. № 11), законы о декларировании, налогах и сборах, подоходном налоге, государственной налоговой инспекции, бухучете, а также Положение о Министерстве по налогам и сборам.

Инструкцию составляют 2 раздела общих положений, включая виды проверок, 2 раздела о проведении проверок, по разделу о спецслучаях, процессуальных действиях, расчетах налогов, актах (справках), итогах и обжаловании.

Примечание: Следует иметь в виду, что в Инструкции (а вслед за ней и в данной статье) под налогами понимаются налоги, сборы (пошлины).

Бросив взгляд «с высоты птичьего полета», перейдем (как и положено настоящему путеводителю) к «отдельным достопримечательностям».

 

О благородстве проверяющих и их правах

Среди задач стоящих перед проверяющими мы с восхищением обнаруживаем «выявление резервов повышения эффективности деятельности плательщика». Такую и подобные ей благородные задачи, естественно, должны решать люди весьма чистоплотные. Поэтому в Инструкции проверяющим предписано:

- немедленно сигнализировать руководству обо всем, что препятствует объективности проверки (например, о родстве с проверяемыми);

- принимать посетителей и давать консультации только на службе;

- всегда напоминать посетителям: «все свое уносите с собой»;

- ничего не принимать от посторонних для передачи другим проверяющим;

- не оставлять посторонних одних в служебных помещениях;

- разговаривать с проверяемыми только о проверке;

- вручать акт проверки и изымать компрометирующие документы в присутствии других проверяющих;

- немедленно сообщать руководству об угрозах, шантаже и попытках подкупа.

Не трудно заметить, здесь расставлены заграждения на дорожках протоптанных коррупционерами. Но чтобы это сработало, нужен, как минимум, тотальный контроль за каждым налоговиком. И тогда многочисленные запреты можно заменить единственной табличкой: «По взяткам не ходить». А без глобального контроля такие ограничители – просто удобные указатели для начинающих мздоимцев, которые, читая Инструкцию, осваивают опыт предшественников.

Хочется верить, что авторы Инструкции писали ее не для распространения негативного опыта и не для поощрения доносов. Но, увы, как сказал поэт Тютчев, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Поэтому мы боимся, что антикоррупционные пункты Инструкцию станут читать с карандашом и блокнотом не те, кому дорога честь, а только те, кто хочет обогатиться сам или сдать ближнего, как стеклотару.

Кроме того, Инструкция призывает развивать в себе законопослушность, вежливость, внимательность, корректность, умение хранить чужие секреты, запрещается унижать проверяемых и выходить за пределы компетенции.

Примечание: Пользуйтесь этим, уважаемые проверяемые! Только предварительно запаситесь надежными доказательствами того, что Вас именно унизили. Иначе Вас еще раз унизят своим недоверием.

На этом обеспечение благородства исчерпывается, и Инструкция переходит к перечислению прав проверяющих прийти, увидеть, наказать. А именно:

- проходить на территорию или в помещение проверяемого;

- требовать необходимую информацию;

- вызывать нужных людей;

- проверять документы, удостоверяющие личность и необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество;

- производить личный досмотр и досмотр личных вещей, документов, ценностей и транспортных средств.

- проводить контрольные закупки и заказы;

- изымать документы, в том числе электронные;

- создавать налоговые посты;

- назначать инвентаризацию имущества и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и имущества;

- ходатайствовать о лишении лицензий и признании деятельности незаконной, а сделок (договоров) недействительными;

- приостанавливать операции по счетам в банках;

- вносить предложения о приостановлении выезда за рубеж;

- налагать арест на имущество и изымать вещи;

- взыскивать налоги по аналогии с другими плательщиками.

Надо признать, что в этом перечне старались ничего не упустить и сделали многое для облегчения работы проверяющих, в том числе за счет проверяемых. Такой дисбаланс прав, к сожалению, стимулирует несдержанность контролеров.

 

Виды и подвиды проверок

Хороший классификатор – лучший друг работников канцелярий и архивов. Благодаря грамотной классификации каждая папочка (файлик) всегда под рукой. Но бывает и по-другому, когда классификаторы все усложняют и запутывают.

Инструкция избрала первый вариант, но невольно сбивается на второй, поскольку предложенная классификация проверок имеет учебно-методическое, а не прикладное значение. Впрочем, и это сгодиться любителям сортировки.

Проверки, проводимые налоговыми органами делятся на:

1) налоговые проверки;

2) проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности.

Мнемоническое правило: «Если связано с налогообложением – это первый вид, все остальное – второй». Этим остальным Инструкция считает:

обязательную продажу валюты;

осуществление лицензируемой деятельности;

предпринимательские расчеты;

ввоз бензина и дизтоплива в Беларусь;

предотвращение легализации незаконных доходов;

посредническую торговлю;

кассовые операции;

иностранную безвозмездную помощь;

другие виды деятельности, подконтрольные налоговикам.

Разобравшись с делением на виды, мы прочитали, что видовое различие вряд ли понадобится, поскольку для сокращения числа проверок следует совмещать оба вида в одной проверке. Такая совмещенная проверка является выездной.

Примечание: Что и говорить у посвященных свой язык, отличающийся от общераспространенного. Легко распознать профана, который думает, что слово «выездная» произошло от слова «выезд». Нет, дорогой ты наш, здесь настоящий шифр, в котором слово «выездная» часто заменяет слова «комплексная», «единая» и их синонимы.

Дальше больше, для налоговых проверок те же правила, что и для выездных. Увы и ах! - первый виток классификации никуда не привел.

Второй (двойной) виток это описание видов налоговых проверок.

Налоговые проверки делятся на:

1) плановые и внеплановые;

2) камеральные (исключительно по месту нахождения налогового органа) и выездные (как правило, с выездом на место нахождения проверяемого).

Примечание: Здесь слово «выездные» (как подвид налоговых, а не как совмещение налоговых с неналоговыми) имеет другой смысл, близкий к общераспространенному. Что заставляет думать, что первый смысл появился как результат неудачного формулирования норм Инструкции.

Следует иметь в виду, что различия весьма условны. Деление на «плановые и внеплановые» не исключает того, что абсолютно все проверки планируются и в то же время любая из них сваливаются, как снег на голову. А «выездные» проверки могут обходиться без выезда, как и камеральные.

Кроме выезда отличия камеральной проверки в том, что она проводится без выдачи предписания, не требует оформления акта при взыскании пени и справки при отсутствии нарушений законодательства (достаточно заполнить компьютерную базу, пометив на бумагах "Проверено").

И, наконец, третий виток классификации: выездные налоговые проверки могут быть:

1) комплексными;

2) рейдовыми;

3) тематическими;

4) встречными.

Чтобы разобраться в этом перечне нужно иметь в виду следующее. «Комплексные» имеют свою пару – «тематические»: первые касаются всех налогов, а вторые – нет. «Рейдовые» и «встречные» оставлены без пары. Отличать их от «комплексных и тематических» также неправильно, как неправильно отличать «длинное» и «красное» от «тяжелого и легкого». Но авторы Инструкции этого не бояться. В результате, четыре подвида выездных проверок накладываются друг на друга весьма причудливо и делают данную классификацию нечеткой.

Для придания комплексной проверке пущей масштабности в Инструкции указано, что она должна охватывать весь ранее не проверенный период. А чтобы ограничить тематические проверки, Инструкция ограничивает полномочия руководителей низовых инспекций на их назначение следующим перечнем:

возврат (зачет) сумм налога на добавленную стоимость;

переплата по иным видам налогов;

акцизы, налоги на доходы, лесной доход, государственная пошлина и, так называемых, «прочих доходов государственного бюджета»;

бланки строгой отчетности;

взимание и уплата физическими лицами подоходного и единого налогов, а также земельного налога и налога на недвижимость, местных налогов и сборов;

декларирование физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств;

задолженность по налогам и ее взыскание за счет имущества должника (оформляются актом (справкой) произвольной формы и не подпадают под действие общих норм о принятии решений);

причины снижения налогов;

исполнение банками платежных поручений по налогам;

перечисление средств от реализации обращенного в доход государства;

реструктуризация задолженности по обязательным платежам;

целевое использование товаров при льготном ввозе.

Этот перечень слишком обширен, чтобы считаться ограничением полномочий.

Встречная проверка придумана, чтобы перепроверить других проверяемых. А рейдовая – чтобы поймать с поличным подвернувшихся нарушителей. По сути, такие проверки преследуют ограниченные цели и требуют соответствующей умеренности. Но формулировки Инструкции настолько обобщены, что любая встречная или рейдовая проверка может оказаться круче комплексной.

Именно поэтому не стоит увлекаться толкованием названий разновидностей выездной проверки – они Вам скажут не больше, чем фамилии проверяющих.

Вчитавшись внимательно в текст Инструкции, мы обнаружили еще один гибридный вид проверки, который не афишируется умышленно. Тем не менее, бывают проверки по требованию правоохранительных и других контролирующих органов. Их особенности определяются по согласованию с указанными органами. Естественно, такой сговор контролеров выходит за рамки Инструкции и открывает необозримые горизонты.

Чтобы соотнести разные способы квалификации, Инструкция уточняет, что к плановым относятся только спланированные выездные комплексные налоговые проверки, а все остальные (камеральные, а также прочие выездные: неспланированные комплексные, встречные, рейдовые и тематические) – подвиды внеплановой проверки.

 

Как зарождается выездная проверка

В начале должен быть квартальный график плановых проверок или поручение о проведении проверки внеплановой.

Инструкция перечисляет основания для плановой проверки. Это:

- анализ имеющихся документов;

- полугодовой координационный план контрольной деятельности Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь;

- поручение контролирующих, правоохранительных, судебных органов, руководителей налоговых органов.

При желании проведение проверки можно оспорить, как лишенное оснований, установленных Инструкцией. Но как выяснить наличие отсутствия?

Гораздо больше оснований для признания проверки необоснованной дают нормы Инструкции о периодичности проверок. К сожалению, эти цифры оставляют желать лучшего: они указывают максимальные сроки, а реальные могут быть меньше. Единственный минимальный срок обставлен многочисленными исключениями. Судите сами: плановая проверка может назначаться не ранее 12 месяцев после вручения акта предыдущей, кроме случаев, предусмотренных законодательством (прекращение деятельности, банкротство и т.п.).

Впрочем, указание максимальных сроков нельзя назвать совершенно бесполезным. Ведь это своеобразный хит-парад приоритетов.

Не больше года без проверок получили те, кто:

- заплатил половину налогов в своем регионе (Кто еще хочет в лидеры?!);

- вновь зарегистрированные частники (Где ты конституционное равенство?).

Не больше двух лет – те, у кого значительно(?!) снизились налоги при прежней выручке.

Не больше пяти лет – самые добросовестные: те, кто не имеет задолженности по налогам и нарушений по результатам ведомственных и аудиторских проверок, а также некоммерческие организации, своевременно информирующие налоговиков.

Не больше трех – все остальные.

Графики выездных проверок доводятся до сведения проверяемых путем размещения на информационных стендах налоговых органов. Хочешь знать, когда тебя проверят – чаще посещай родную налоговую инспекцию. Зато органам КГК, Минфина, Нацбанка графики поступают «лично в руки» не позднее 5 дней после утверждения. Графики могут запросить иные правоохранители и контролеры. Проверяемого известят лично только, если к нему едет проверка из МНС или областной (Минской городской) инспекции. Начальству – больше чести.

Выездная проверка может быть перенесена по ходатайству проверяемого при наличии уважительных причин (болезнь, отпуск, командировка, аудиторская проверка и др.). Просите – Вам ответят. Сроки проверки могут изменить и по ходатайству проверяющих.

Для обеспечения стратегической внезапности внеплановые проверки проводятся без предупреждения. Инструкция как бы ограничивает круг инициаторов этих проверок. Но в этом кругу вся королевская рать: Президент, Правительство, КГК, Совет по координации контрольной деятельности, руководители налоговых органов, правоохранительные и судебные органы. Еще одно иллюзорное ограничение – список оснований внеплановых проверок по инициативе налоговиков. Это:

- наличие сведений (слухов, что ли?! – ЕК) и фактов о нарушениях;

- непредставление в срок налоговых документов;

- необходимость перепроверки;

- прекращение деятельности проверяемого;

- заявление проверяемого о зачете (возврате) уплаченных налогов;

- взыскание налогов за счет имущества;

- проверка жалобы проверяемого.

- процедура признания банкротом;

- изменение района (города) места жительства (нахождения) проверяемого;

- представление дополнительных документов после проверки.

А теперь придумайте ситуацию, в которой проверяемые смогут избежать внеплановой проверки? Как тут доказать, что внеплановая проверка безосновательна. Впрочем, проверки по поручению Президента, Правительства, КГК обжалованию не подлежит, они обоснованы априори.

Во время подготовки к проверке следует:

- поискать в документах диспропорции между налогами и хоздеятельностью (Инструкция требует использовать для этого компьютерную программу);

- проверить обоснованность льгот;

- поискать арифметические ошибки;

- проанализировать результаты прежних проверок, чтобы узнать о прежних нарушениях и убедиться в их устранении;

- изучить все акты (разъяснения), которые обязан соблюдать проверяемый;

-  изучить типичные ошибки налогоплательщиков;

- выявить все банковские счета, кассовые аппараты и иной учет выручки;

- сделать выборку сведений об экспортно-импортных операциях проверяемого;

- выяснить организации, принадлежащие проверяемому или его учредителям (собственникам) либо утвержденные ими;

- информировать проверяемого по телефону о плановой проверке и о том, что он имеет право представить уточненные расчеты до начала проверки.

Примечание: Иными словами Инструкция откровенно нацеливает на поиск нарушений всеми доступными средствами. Конечно, налоговое законодательство и в самом деле нарушается достаточно часто. Но, к сожалению, Инструкция уравнивает «во грехе» ошибку и преступление. Это существенно облегчает работу проверяющих, но за то делает правонарушителем всякого, кто ошибся или имел мнение, отличное от мнения контролеров. Мы думаем, что наше налоговое законодательство не такое простое, чтобы карать всех и каждого за всякую явную и мнимую ошибку. Нормальные налогоплательщики уважали бы свое государство гораздо сильнее, если бы оно уделяло им больше внимания, разбираясь, где вина, а где ошибка.

В ходе предварительной работы проверяющий составляет программу проверки, включая в нее вопросы, подлежащие обязательной проверке, календарный план, распределение обязанностей между проверяющими и пункты собственного изобретения. Без программы разрешается обойтись при проверках правильности удержания подоходного с зарплаты, встречных проверках, а также в иных случаях, где не нужна особая детализация.

В период подготовки оформляется предписание на проведение проверки. Проверяющие не проспите, проверяемые не проморгайте! Даты губят в судебных процессах не только таких, как барон Мюнхгаузен. А кроме дат у предписаний есть еще много бюрократических загогулин: от особой формы для каждого вида до регистрации в журнале учета. А проверяющий не из местной инспекции, должен иметь предписание (поручение), выданное вышестоящей инстанцией. Иначе, он не проверяющий, а случайный посетитель! Канцелярия – дело тонкое. Любая ошибка дает опытному буквоеду шанс завалить проверку.

 

Порядок проведения выездных проверок

Прелюдия: Как правило, выездную проверку проводят инспекции по месту налогового учета проверяемого, исключения сделаны для встречной проверки и проверки по назначению вышестоящих, правоохранительных и судебных органов.

Действия № 1. «Тук-тук, это мы – выездная проверка. Вот наше предписание и служебные удостоверения». Без этого ритуала вход закрыт.

Труднее пройти в жилое помещение – здесь право на неприкосновенность жилища придется соблюдать, хотя бы для проформы: то есть испрашивать разрешения на вход или искать в законе основание для принудительного взлома.

Действия № 2. Проверяющие:

- представляются начальству (индивидуальному предпринимателю) и главбуху (их представителям);

- информируют о начале выездной проверки;

- вручают предписание для ознакомления под подпись;

- согласовывают порядок, место и условия проведения проверки.

Действия № 3. Проверяемые делают свои отметки на предписании и даже могут его скопировать.

Действия № 4. Проверяющие делают запись в книгу учета проверок (ревизий) и при необходимости (это ж Вам не Америка, где зачитывают права без всякого разбора) разъясняют проверяемым их права и обязанности.

Действия № 5 (начальная стадия). «А это у Вас что?» - проверяющие проводят рекогносцировку на местности и уточняют программу проверки.

Действия № 6. Идет сбор информации и документов по запросам проверяющих. Срок – 3 рабочих дня после запроса. Документы представляются в виде заверенной копии или подлинника, а иностранные вместе с нотариально заверенным переводом. При отказе от выдачи производится изъятие.

Действия основные. Проверяющие:

- выявляют обособленные подразделения с целью их одновременной проверки;

- сличают учетную политику (методику ведения бухгалтерского учета) с законодательством и практикой применения;

- выясняют наличие средств на счетах в банках;

- сравнивают данные бухучета в разных документах;

- анализируют первичную бухгалтерию;

- ищут ошибки определения себестоимости, выручки и отражения операций;

- анализируют расчеты между проверяемым и его партнерами;

- особо тщательно изучают исчисление, удержание и перечисление налогов;

Действия сопутствующие (проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности). Проверяются:

- учредительные (регистрационные) документы, своевременность их изменения, соответствие им юридического адреса и фактической деятельности;

- формирование уставного фонда и соответствие ему чистых активов;

- законность лицензируемой деятельности;

- ведение кассовых операций и расчеты наличными;

- использование кассовых аппаратов и специальных компьютерных систем;

- документы, подтверждающие качество и иные сопроводительные к товарам;

- использования бланков строгой отчетности;

- соблюдение порядка валютного регулирования;

- формирование и использование инновационных фондов;

- финансовые операции, подлежащие особому контролю;

- получение и использование иностранной безвозмездной помощи;

- ввоз и использование в Беларуси муки, крупы, океанической рыбы, пива солодового, нефтепродуктов, товаров, происходящих и ввозимых из третьих стран и других подконтрольных товаров;

- внешнеторговые операции;

- производство и оборот алкогольных и табачных изделий;

- соблюдение законодательства, контроль за которым отнесен к компетенции налоговых органов.

Игнорируемое действие: Уточненные расчеты по налогам, сданные в ходе проверки, во внимание не принимаются.

Дублирующее действие, переходящее в обучающее: Компьютерный бухучет по требованию проверяющих дублируется на бумаге. Правда, вместо этого проверяющий может согласиться на обучение электронному учету за счет проверяемого. И заметьте, это никакая не коррупция – это норма Инструкции.

Действия итоговые: Отражение результатов в акте проверки.

Время действий: как правило, рабочее. Для рейдовой проверки – любое.

Срок – не более 30 рабочих дней (без учета подготовки и составления акта). Но он может приостанавливаться и продлеваться.

Место действий: помещения проверяемого. А если проверяющих не устраивает режим работы или помещения – помещения налогового органа. Но тогда документы на проверку надлежит сдавать систематизированными в папках и под номерами, прием-возврат оформляются актом.

Полнота действий: Подлежат тщательному выяснению все факты, существенные для принятия обоснованного решения.

 

Особенности встречных проверок

Для встречных проверок отдельное предписание не обязательно - годится выданное в отношении партнеров проверяемого. А результаты оформляются справкой произвольной формы с приложением копий соответствующих документов.

Для встречной проверки направляется запрос в инспекцию по месту учета. Но можно и без запроса, если все происходит в пределах одного населенного пункта или проверяется себестоимость до 250 базовых величин (далее - БВ) (500 БВ для нерезидентов). Запросы за рубеж направляет через МНС, оно же дает разрешения на выезд проверяющих за границу.

О выявленных нарушениях положено информировать инспекцию по месту учета в течение 5 дней после завершения встречной проверки.

Проверяющий обязан истребовать объяснения о причинах расхождений, выявленных при встречной проверке, и сообщить об этом «куда следует».

 

Особенности рейдовых проверок

По месту рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т.д.) проверяют всех и все подряд путем контрольных закупок, контрольных заказов и т.д. При этом особое внимание Инструкция уделяет проверке:

- соблюдения законодательства;

- кассовой дисциплины;

- порядка приема наличных и учета доходов;

- движения товаров (особо алкоголя и табака);

- уплаты единого и подоходного налогов;

- пунктов обмена валюты и игорных заведений;

- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без госрегистрации, постановки на учет и (или) лицензии.

В качестве применяемых методов в Инструкции оговорены установление личности, проверка документов, подсчет товаров и выручки, сверка ценников и накладных.

Рейду должны предшествовать инструктаж, определение состава группы, маршрута, объекта и времени проверки, обеспечение проверяющих необходимыми документами, автотранспортом и мобильной связью.

Рейд может охватить все торговые точки, производственные и складские помещения, принадлежащие одному проверяемому, или все объекты, расположенные на одной территории. Выбор объекта начинается со сбора и накопления информации.

В предписании о рейдовой проверке указывается:

место проведения либо проверяемое лицо;

время проверки;

ФИО и должности проверяющих.

Предписание выдается старшему группы. Инструкция допускает выдачу наиболее опытным работникам постоянных предписаний (сроком до года) на проведение рейдовых проверок в пределах района (области). А работникам МНС – по всей стране.

Рейд должен протекать так:

1. Наблюдают за объектом проверки.

2. Предъявляют служебные удостоверения и предписание.

3. Устанавливают личность проверяемого, в том числе через привод в милицию или налоговую при отсутствии у нарушителя нужных документов.

4. Доступное проверяется, недоступное – опечатывается для последующей проверки.

При необходимости назначается инвентаризация, изымаются документы и имущество. Бесхозяйное имущество оформляется актом, описывается и изымается (арестовывается) в присутствии свидетелей. Оно подлежит обращению в доход государства. Но таскать его с собой необязательно – можно передать на ответственное хранение.

5. В случае выявления нарушений составляется соответствующий акт (в 2 экземплярах для проверяющего и проверяемого), в остальных случаях – справка (сводная справка) проверки, а по фактам законного приобретения и перемещения товаров даже справка не нужна.

6. Выписка из сводной справки направляется в течение 5 дней по месту налогового учета проверенных.

 

Проверки в особых случаях

Сгруппировав все неординарные ситуации, Инструкция называет их «специальными случаями» и регулирует по-особому. Таких случаев, как и заповедей набралось ровно десять!

Первый специальный случай – реорганизация путем слияния и присоединения. Выделение и преобразование – случай обычный, разделение в Инструкции не упомянуто. Сливающихся и присоединяющихся проверяют по месту регистрации, чтобы причитающиеся с них налоги были доначислены до реорганизации и попали передаточный акт (разделительный баланс).

Случай второй – ликвидация или банкротство. Эта проверка приводится, чтобы своевременно предъявить кредиторское требование об уплате налогов к ликвидируемому (банкроту). Проверяют по месту налогового учета. Акт проверки и решение вручаются хозяевам ликвидируемого (банкрота) и ликвидаторам (управляющим). В сопроводительном письме заявляется требование об уплате налогов, в том числе доначисленных проверкой.

Случай третий - изменение места налогового учета, если после предыдущей комплексной проверки прошло более года. Проверка проводится по предыдущему месту учета в течение 30 рабочих дней после регистрации изменений места нахождения (жительства) проверяемого. Копии акта проверки и решения направляются по новому месту в течение 5 дней. Смысл этого случая в том, что никто (даже проверяющие) не любит работать за других.

Случай четвертый - филиал, наделенный правом уплаты налогов. Здесь Инструкция разделяет проверку юридического лица и его филиала. Филиал проверяется по месту собственного учета. Предписание выдается на проверку юридического лица в части деятельности филиала. Акты или справки составляется в 3 экземплярах (дополнительный для руководителя филиала). Кроме того, руководитель филиала вправе заявлять собственные возражения. Налоговому органу по месту учета юрлица посылается сообщение о проверке филиала с приложением копий акта (справки), решения и возражений.

Случай пятый – простое товарищество. Инструкция проясняет, что проверку исчисления и перечисления налогов по договорам простого товарищества осуществляют те, у кого состоит на учете участник, ведущий бухучета или получающий выручку.

Случай шестой - хозяйственная группа. Здесь проверяют по месту учета головной организации (центральной компании) либо участника, который ведет дела группы.

Случай седьмой – централизованный порядок уплаты налогов. Проверяют по месту учета плательщика, но в актах проверок следует выделять разделы для каждого лица и высылать в 5-дневный срок по месту его регистрации копию акта. Если инспекция плательщика просит проверить тех, за кого платят, – их обязаны проверять по месту регистрации в течение 30 дней.

Случай восьмой – иностранное юридическое лицо.

Как всегда, иностранцам особый режим. В начале изучаются регистрационные документы юрлица и его представительств у нас, проверяется их апостилизация или легализация, выявляются все счета в наших банках. И при наличии официально аккредитованного представительства, проверяются все его операции у нас и за рубежом.

Инструкция строго предписывает все первичные учетные документы представительства хранить в Беларуси. Но если их нет – сначала следует потребовать представления, указав срок. А не уложатся – считать налоги без документов. Вместо копий документов проверяющие вправе требовать подлинники, а иностранные тексты должны сопровождаться письменным переводом.

Затраты, понесенные за рубежом, которые следует подтверждать аудиторским заключением, засчитываются проверяющими, если наше законодательство признает их в качестве таковых. Если иностранцы делят затраты между подразделениями – следует запросить документы, которыми они при этом руководствуются.

Разъясняя, что иностранцам не обязательно аккредитовать свои представительства в МИДе, Инструкция тут же обязывает проверять как представительства всех, кто действует от имени иностранцев на основании договора комиссии (консигнации), поручения и т.п.

Если есть представительство, но нет предпринимательской деятельности – проверке подлежат только те налоги, которые у нас платятся и без предпринимательства.

Акты (справки) проверок иностранцев должны содержать раздел, описывающий их фактическую деятельность на территории Беларуси. Эдакая налоговая контрразведка!

Случай девятый – физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность. Это проверка уплаты налогов и достоверности деклараций. Ее проводят в помещениях налоговых органов на основании поступившей информации. Если все законно - составляется справка, нет – акт по одной из многочисленных форм. После этого принимается решение о направлении дела о взыскании в суд.

Случай десятый – организации, осуществляющие реализацию имущества обращенного в доход государства. Здесь особая бдительность и напряженность для обеспечения бюджетных доходов. Например, запрос о проверке подразделений реализующей организации (с приложением копии лицевого счета или выписки из него) должен выполняться в течение 15 дней. Кроме того, Инструкция дополнительно акцентируется внимание на тщательной подготовительной работе, на тех вопросах, которые следует выяснить в ходе проверки, а также суровой ответственности за любые нарушения. Главное – чтобы товары не пошли мимо прилавка, а деньги мимо кассы и бюджета.

 

Методы, приемы, способы проверок

Здесь мы снова сталкиваемся со специфической смесью высокой науки и обширной канцелярии. Инструкция признает два метода выездной проверки: документальной проверки и проверки фактической. Причем у каждого свой набор приемов. У метода документальной проверки (если обобщить без повторов и высокопарных слов) это:

- изучение системы документооборота;

- проверка и анализ документов;

- сопоставление данных в различных документах (их копиях).

Помимо приемов для проверки документов существуют еще два способа: сплошной (анализ всех операций и документов) и выборочный (не всех). Но чтобы проверяющие не использовали выборочный анализ, как средство уклонения от работы, Инструкция обременяет его массой дополнительных нагрузок: сравнительным экономическим анализом, перечислением в акте проверки, пометкой проверенного подписью или спецклише. И, конечно же, выявление нарушений ведет к сплошной проверке.

Помимо прочего Инструкция требует при анализе документов уяснять целесообразность операций, выявлять среди них необычные. Но пугаться не стоит. Нецелесообразные и необычные операции пока не наказуемы. Просто это такой способ сказать проверяющим: «Не спать!». Для того же обязанность перепроверять арифметические расчеты.

Приемы метода фактической проверки называются еще формами налогового контроля. Среди них:

- проведение встречных проверок, описанное в Инструкции как сличение документов проверяемого с документами других лиц;

- сличение копий платежных документов с их подлинниками в банке;

- осмотр территорий, помещений, объектов налогообложения;

- досмотр лиц и их вещей;

- контрольные обмер и взвешивание;

- инвентаризация;

- проверка производственных расходов («контрольный запуск в производство»), оприходования продукции и норм естественной убыли;

- создание налоговых постов;

- контрольные закупка и оформление заказов;

- мониторинг объектов налогообложения.

При этом надо иметь в виду, что:

- так называемый «контрольный запуск в производство» проводится только на основании требования налоговой инспекции, в котором указываются помимо даты проверки и проверяющих еще и привлекаемые эксперты. Без заключения эксперта это не делается;

- если не пустить проверяющих для осмотра территорий, помещений, объектов налогообложения, и в результате этого они не увидит нужных документов – будет использован расчетный метод определения налогов. Но для начала проверяющий должен выписать требование о содействии проверке. Если это не подействует – опечатать помещение и при наличии в нем ценностей обратиться в милицию за содействием в охране и обследовании помещения. Когда представители проверяемого отказываются присутствовать – помещения можно проверять и без них, привлекая представителей госорганов либо работников проверяемого;

- выявив неучитываемые работы и услуги проверяющий вправе опечатать соответствующее помещение, провести инвентаризацию либо изъять имущество;

- личный досмотр возможен в пределах, необходимых для обнаружения вещей, свидетельствующих о нарушении законодательства. Досмотру должно предшествовать предложение показать добровольно вещи и обеспечить доступ к транспорту. Личный досмотр производится в отдельном помещении без лиц противоположного пола. Досматривать следует бдительно, но бережно, аккуратно и без оскорбительных замечаний;

- до проверки наличия денег в кассе и ценностей соответствующее материально ответственное (подотчетное) лицо должно письменно подтвердить, что все делалось, как положено, пересчитать деньги и проверить другие ценности. При этом проверяющие будут игнорировать документы о заимствовании из кассы и заявления о чужих деньгах в кассе;

- инвентаризация и оформление выявленных расхождений – дело рук самих инвентаризируемых. Дело проверяющих – требовать проведения, получать уведомления о ходе и итогах. Инвентаризации подлежит не только имущество, но и финансовые обязательства. При этом устанавливается фактическое наличие имущества, выявляется неучтенное, определяется обоснованность сумм на счетах. Самым сложным будет оформить списание недостач (порчи сверх норм). Здесь Инструкция обязывает иметь документ об отсутствии виновных или отказе от взыскания ущерба, либо заключение ОТК или иных контролеров качества;

- контрольный анализ сырья, материалов, продукции проводится с привлечением экспертов, а контрольный обмер работ – специалистов.

- налоговый пост – это нахождение налоговика на территории или в помещении проверяемого;

Проверяющий согласно Инструкции свободен в выборе методов и приемов.

 

Процессуальные действия

Среди проверочных мероприятий для пущей полноты и солидности Инструкция выделяет некоторые, называя их процессуальными действиями. Это:

1. Вызов в налоговый орган. Интересно, что вызвать могут не только проверяемого и его партнеров, но и покупателей (клиентов), работников, вообще всех, кто может знать, что-нибудь нужное для проверки. Вызываемому под расписку вручается письменная повестка с указанием цели вызова, времени и адреса явки. При отказе (уклонении) – принудительный привод через органы финансовых расследований или милицию. Вызванный имеет право на адвоката (представителя) и магнитофонную запись разговора.

Инструкция дает пространный перечень тем для общения с вызванным, чтобы почерпнуть побольше сведений и документов. Акт опроса составляется в форме катехизиса: вопрос-ответ, каждая его страница подписывается авторами. Этот документ – эксклюзивное достояние проверяющих. Кроме того, у вызванного могут взять письменные объяснения, а он может изложить показания собственноручно.

2. Привлечение экспертов и специалистов. Инструкция допускает привлечение к проверке незаинтересованных экспертов (специалистов) в любом случае, хотя и приводит в качестве примера только несколько случаев: расхождение записей и фактов, нетипичные показатели, отсутствие норм расхода сырья и материалов, специфический бухучет, инвентаризация, технология производства, перевод на другой язык, расчет загрязняющих выбросов.

Допуская любые вопросы в пределах знаний эксперта (специалиста), рекомендуются такие:

- подлинность документов и причастные к ним лица;

- правдоподобность количественных и качественных показателей;

- обоснованность цен;

- соответствие госстандартам;

- анализ качества, обмер, взвешивание, запуск в производство.

Проверяемый может заявить отвод эксперту (специалисту) и попросить о назначении своего протеже. Но окончательное решение за проверяющими.

Экспертиза проводится на основании договора, предусматривающего вид и характер экспертизы, ее сроки, поставленные вопросы, оплата (возмещение расходов), ФИО эксперта (специалиста).

Внимание ловушка: если эксперт (специалист) выявит нарушения – его труд оплатит проверяемый. В противном случае – госбюджет. При таком мощном экономическом стимуле, проверяющие просто вынуждены давить на эксперта (специалиста), чтобы не причинять ущерба родному бюджету.

3. Опечатывание касс, помещений, мест хранения. Цель мероприятия – пресечь нарушения, предотвратить уничтожение или сокрытие доказательств, обеспечить проведение инвентаризации. Опечатывают в присутствии собственника (его представителя) с составлением акта по установленной или произвольной форме, содержащего должность, ФИО проверяющего и собственника (его представителя), основание и способ опечатывания, расписку собственника (его представителей) о принятии под охрану опечатанного и ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие. Не обошлось без описания используемых печатей (мастичных на белой бумаге и, если нет мороза, рельефных на пластилине).

Чтобы сломить сопротивление, привлекаются силовики из финансовых и милицейских органов. Милицию также используют для охраны опечатанного.

4. Изъятия документов. Документы изымаются, если недостаточно копий или грозит уничтожение, сокрытие, исправление, замена подлинников. Изъятие производится в присутствии хозяев или понятых. В целях борьбы со спамом Инструкция рекомендует изымать минимум документов, достаточный для доказательства правоты проверяющих.

В первую очередь изымаются документы, существующие в одном экземпляре, без которых не определить участников операции, восстановимые только через встречные проверки, опросы и т.п. Документы, легко восстанавливаемые на основании первичных, можно изымать только в исключительных случаях.

Изъятые документы должны описываться так, чтобы, как гласит Инструкция, «в дальнейшем точно идентифицировать»: мол, кем, когда и по каким основаниям, наименование, характеристика, дата, номер, объем и т.д.

Проверяемый в течение 5 дней вправе снять (получить) ксерокопию изъятых документов, а также получить копию акта изъятия.

5. Опечатывание и изъятие электронных носителей. Системный блок персоналки, дискеты, CD и другие носители электронной информации опечатываются либо изымаются и доставляется в налоговую, если в них есть сведения, отличающиеся от бумажных. Изъятие (опечатывание) проводится в присутствие проверяемых.

Инструкция не брезгует описанием того, как именно помешать:

- уничтожению электронных данных путем отключения электричества и доступа к сети, компьютеру и его периферии (следует бдить у рубильника и пульта);

- доступу к опечатанным носителям (предписано опечатать разъем питания и упаковать носители).

6. Приостановление операций по банковским счетам. Такое решение принимается руководителем налогового органа при неуплате налогов и пеней, непредставлении деклараций (расчетов) по налогам, документов бухучета, лицензий, иных документов (сведений) по запросу инспекции МНС. При этом уплата налогов и пеней не приостанавливается, а внеочередные и первоочередные платежи может разрешить тот же руководитель.

Если плательщик обжалует решение о приостановлении операций, этот руководитель может ввести «постоянный ежедневный остаток на счете проверяемого», достаточный для погашения налоговых долгов. Деньги сверх остатка используются беспрепятственно. Такая польза жалоб.

Не позднее одного рабочего дня после представления документов, подтверждающих устранение нарушений, вызвавших приостановление операций, выносится решение об отзыве (окончании) приостановления.

7. Изъятие (арест) объектов нарушения законодательства. Такое изъятие производится для пресечения нарушений или обеспечения конфискации на основании специального постановления в случаях:

отсутствия документов о приобретении (отпуске) ценностей по месту их хранения, транспортировки или продажи;

нарушения порядка приема наличных и валютно-обменных операций;

осуществления незаконной деятельности;

других нарушений законодательства.

Для этого изъятия Инструкция предписывает присутствие нарушителя и двух понятых. Но потом разрешает ограничиться уведомлением отсутствующего нарушителя. При изъятии составляется опись, в которой перечисляется и описывается изымаемое (наименование, количество, индивидуальные признаки, по возможности их стоимости). Ее подписывают проверяющий и проверяемый.

Постановление об изъятии отменяется изъявшим (его руководителем), если отпала необходимость или при рассмотрении жалобы выяснилась необоснованность изъятия. Жалоба опять полезна!

Инструкция упоминает декреты Президента, по которым можно арестовать не граждан, а их имущество, явившееся объектом нарушения. Чтобы разобраться, что делать с такими арестантами, Инструкция рекомендует после постановления об аресте тривиальное изъятие.

8. Изучение неофициального бухучета. После обнаружения неофициальных (отличающихся от официальных) учетных записей следует выяснить, кто их сделал, и что он имел в виду. Такие записи изымаются и используются для встречных проверок, а если за ними вскроется теневая бухгалтерия – направляются в соответствующие следственные органы.

9. Сбор контрольной информации о хозяйственных операциях. Здесь Инструкция имеет в виду операции, используемые для уклонения от налогов. Чтобы выявить такие случаи, проверяющие должны фиксировать расчеты деньгами и ценными бумагами, договоры мены и аренды складских помещений, зачеты взаимных требований, уступки требований и переводы долга на сумму свыше 100 БВ. Об этих сделках информируются инспекции по месту учета партнеров проверяемого.

 

Определение налогов без документов и в расчетном порядке

От того, кто не обеспечил сохранность или ведение налоговых документов (утратил, уничтожил, скрыл) могут письменно потребовать восстановления бухучета и дать на это до трех месяцев. А в качестве нагрузки приостановить операций по счетам.

Для восстановления бухучета надлежит получить заверенные копии первичных документов у партнеров и банков. На время восстановления течение срока проверки прерывается. А все уточнения налоговых деклараций (расчетов) по результатам восстановления проверяющими игнорируется. Если учет вовремя не восстановлен или документы не представлены проверяющие используют расчетный метод (порядок) налогообложения, при котором используются данные, имеющие у налоговиков или показатели, характерные для аналогичных видов деятельности. Инструкция различает два метода расчета: 1) косвенное определения доходности и 2) прямой обсчет.

При косвенном определении доходности выручка (товарооборот) определяется на основании сведений о деятельности проверяемого, в том числе о:

движении денежных средств по банковским счетам;

товарообменных операциях;

экспортных и импортных операциях, зафиксированных таможней;

перевозке грузов транспортно-экспедиторскими организациями;

стоимости реализации по данным покупателя (заказчика);

деятельности, описанной в показаниях проверяемого (его работников);

количестве израсходованного сырья (с учетом норм выхода продукции);

количестве использованной электроэнергии (с учетом времени работы и производительности оборудования);

скорости (объем/время) получения выручки по результатам внеплановой проверки или дежурства на протяжении нескольких дней работы и общей продолжительности работы (как нерабочие засчитываются только дни, подтвержденные документально);

количестве пустой тары, ее вместимости и цене реализации;

приеме наличных денежных средств, зафиксированном в кассовой книге, других документах и фискальной памяти кассового аппарата.

Но для налогообложения важно знать не только выручку (товарооборот), но и доходы. На этот случай в Инструкции предусмотрена норма доходности. Эта норма исчисляется в соответствующей местности (области, городе, районе) отдельно для каждого вида деятельности, как средний процент дохода (валового дохода) в выручке (товарообороте). Считается, что у лиц, не имеющих необходимых документов, процент доходов равен этой норме.

Граждане-укрыватели налогов! – такая норма, безусловно, стимулирует утрату документов теми, у кого доходность бизнеса выше средней.

Без документов доходы физического лица определяются по его банковским счетам, расходам (с учетом общераспространенных цен), длительности пребывания за границей, а также показаниям других лиц.

методом прямого обсчета выявляются:

1) фонд оплаты труда. При этом учитываются банковские данные о снятии средств на зарплату, сведения о наличных, не внесенных на текущий счет, переводы во вкладные счета граждан, показания работников, а также численность работающих и республиканские тарифы оплаты труда;

2) стоимость основных фондов. Учитываются банковские перечисления на приобретение фондов, показания физических лиц, сведения бюро регистрации и технической инвентаризации, информация ГАИ, результаты инвентаризации;

3) размер земельного участка (по документам исполкома);

4) загрязняющие выбросы (по банковским перечислениям на оплату автомобильного топлива);

5) объем добычи природных ресурсов (по контрольному обмеру места добычи и объемам выполненных работ).

Для периодов, за которые документы отсутствуют можно использовать данные за периоды, по которым документы есть.

Посчитав налоги без документов, проверяющие сравнивают результаты с суммами, указанными проверяемыми в налоговых декларациях (расчетах). Если декларации (расчеты) вообще не представлялось, все исчисленное считается сокрытым от налогообложения. Если у проверяющих получилось больше, разница будет выявленным занижением налогов. Если у проверяющих меньше – уплаченные налоги возврату не подлежат. Вот такая арифметика в пользу государства.

Правда, налоги, определенные расчетным методом можно пересмотреть, если в течение трех месяцев после вручения акта проверки проверяемый восстановит свой бухучет. Тогда и акт проверки придется уточнить.

 

Акт (справка) проверки

Инструкция содержит довольно подробное описание структуры акта (справки) проверки, а также дополнена их типовыми формами.

В трех частях и двух разделах следует отражать множество сведений о проверенном, проверявших, предыдущих проверках, основаниях, ходе и выводах данной проверки и, главное, все подробности о выявленных нарушениях (в том числе ненаказуемых), процессе их выявления и суровых последствиях для нарушителя. Короче: «Пишите все – не ошибетесь».

Остается только посочувствовать людям, которых Инструкция обязывает в течение 5 дней после завершения проверки составлять такие объемные и подробные бумаги «просто, понятно и логично». Кроме того, нести ответственность за достоверность данных, содержащихся в акте, соблюдение объективности, беспристрастности, ясности и точности, недопущение преувеличений, излишнего подчеркивания недостатков и предположений, не подтвержденных собранными доказательствами. А как поощрение за напряженный труд – руководящее полномочие – требовать устранения выявленных нарушений и контролировать исполнение.

Среди многочисленных деталей следует отметить, что:

пеня в акте определяется по день его составления;

неуплата в добровольном порядке влечет бесспорное взыскание;

доказательства, подтверждающий акт проверки могут быть физическими (акты осмотра, фотографии, рисунки, диаграммы, карты, натуральные образцы), документальными (документы, связанные с налогообложением), свидетельскими (показания, объяснения, анкеты физических лиц, служебные записки проверяющих о проведенном собеседовании) и аналитическими (расчеты, сравнения);

для обобщения нарушений составляются накопительные ведомости;

сопоставление выявленного проверкой с отчетностью проверяемого оформляется сравнительными таблицами.

чтобы пресечь сокрытие нарушения, срочно устранить нарушение или наказать виновных до завершения проверки составляется отдельный (промежуточный) акт по выявленным нарушениям;

если выявляют нарушения налоговики, а наказывать уполномочены другие госорганы, то нужен отдельный акт в 3 экземплярах, из которых один в течение 5 дней направляется карающему органу.

Прежде чем распечатывать акты (справки), нужно внимательно прочитать ту часть Инструкции, где говорится о полях, интервалах и четкости изображения.

Акты (справки) подписываются проверяющими и проверяемым в лице руководителя (иного уполномоченного) и исполняющего функции главбуха. При отказе от подписания об этом на последней странице акта делается запись, подписываемая проверяющими. Отказники вправе изложить мотивы отказа письменно – душу изольют, но ответственности не избегнут. При наличии возражений по акту его следует подписать со ссылкой на возражения, которые представляются в течение 5 рабочих дней.

Целую главу Инструкция посвящает вручению акта (справки) проверки, которое проводится не менее чем двумя должностными лицами. В случае неявки проверяемого для подписания акта следует принимать меры для вручения по месту нахождения (месту жительства). Если нет его в этом месте – по месту жительства руководителя организации или бухгалтера. Можно также отправить акт заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту постоянного (преимущественного) проживания, прописки (регистрации), иному месту, указанному в удостоверении личности.

Акты (справки) подлежат регистрации в журнале учета проведенных проверок в канцелярии (общем отделе) налогового органа. Крайний срок регистрации – рабочий день после подписания (вручения) либо возвращения проверяющего из командировки. Кроме регистрации актов ведется еще журнал учета с отражением всех решений и результатов работы. Акты рейдовых проверок регистрируют те, кто их проводил. А по месту учета жительства проверенного они направляют копию акта и сопутствующие документы в течение 5 рабочих дней.

После регистрации за акты (справки) берется начальник отдела, который и решает, что делать дальше. Этот же начальник или другое ответственное лицо накапливает и уничтожает испорченные бланки, и принимает неиспользованные бланки актов (справок), дабы они не ушли налево.

Все решения и вся переписка по акту (справке) хранятся в отдельном деле проверок в течение 10 лет. Такие дела могут выноситься за пределы налогового органа только по письменному запросу вышестоящего налогового органа либо с письменного разрешения руководителя налогового органа под расписку получившего. Тем, кто не работает в налоговых органах, эти дела выдаются по постановлению об изъятии (выемке). При этом изъятое заменяется копиями. Даже если вышестоящие налоговые органы проводили проверки или участвовали в них – в конце концов, все акты (справки) и приложения к ним поступают для хранения в инспекцию по месту регистрации. У вышестоящих остаются только необходимые им копии.

 

По результатам проверок

Возражения проверенного рассматриваются проверявшей инспекцией в течение 15 рабочих дней (30 дней при дополнительной проверке). Дополнительная проверка назначается для анализа доводов проверенного. Кроме того, у проверенных могут истребовать очередные объяснения. И здесь приходится усомниться в пользе споров. Спор между проверенным и проверившими могут передать для экспертного заключения юридической службе инспекции и другим налоговикам, не участвовавшим в проверке. По результатам рассмотрения возражений составляется заключение, с которым под подпись знакомят проверенных. Но если вдруг возражавший оказался прав, для внесения изменений в акт проверки составляется дополнение.

Если возражений в отведенный срок не поступило или по ним дано заключение, то на следующий день руководителю налогового органа вносится проект решения по акту проверки. Такое решение составляется по установленной форме и должно предусматривать доначисление налогов и привлечение виновных к ответственности. Инструкция исключает объединение в одном решении нескольких актов. Решение оформляется на листах бумаги формата А4 в 3 экземплярах (для проверенного, для контроля исполнения и для приобщения к акту проверки). Решение регистрируется в журнале учета решений в приемной налогового органа и отражается в журнале учета проверок и отчетности налоговых органов. Решение в течение 5 дней со дня принятия вручается проверенному или передается иным способом, позволяющим установить дату его получения. А если этого сделать нельзя решение направляется так же, как акт проверки (правда, все это могут свалить на инспекцию по месту налогового учета). Грамматические, лексические, счетно-арифметические ошибки (описки) в решении исправляются с письменным уведомлением проверенного.

Не подлежит исполнению решение, если оно не направлено проверенному в 3-месячный срок, за исключением регистрации проверенного по фиктивным документам либо невозможности установления его места жительства и места нахождения его представителей. Жалоба (иск) по решению исчисление указанного срока приостанавливает.

Срок для уплаты экономических санкций - 15 дней со дня получения (вручения) решения или уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. Неуплаченное в этот срок списывается в бесспорном порядке. Но экономические санкции (кроме применяемых за нарушение налогового законодательства) не применяются, если истекло два года со дня нарушения или три месяца со дня его обнаружения. Причем день обнаружения – это день составления акта проверки, а длящиеся нарушения считаются совершенными в свой последний день или в день обнаружения. Если до проверки налоговых органов экономические нарушения устранены по решению ведомственного контроля, отвечать за эти нарушения не придется.

Если после вынесения решения от налоговых органов других государств либо наших правоохранительных и контролирующих органов поступит информация о нарушениях, допущенных в проверенный период, назначается дополнительная проверка.

Инструкция выделяет специальные случаи реализации материалов проверок. Это:

1) безотлагательное решение о приостановлении операций по счетам и наложение ареста на имущество в случае отсутствия денежных средств для уплаты налогов и пеней по акту проверки;

2) направление акта проверки с приложениями и копии решения в правоохранительный орган, назначивший проверку.

3) обращение в суд для взыскания в бюджет доходов от деятельности:

без государственной регистрации или регистрации на основании недостоверных данных;

не указанной в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), если она подлежит указанию;

о начале которой не уведомлены регистрирующие и налоговые органы;

4) направление по подведомственности дел, предусмотренных статьями 233 и 243 УК;

5) обращение в хозяйственный суд с иском о ликвидации (прекращении деятельности) за:

деятельность без лицензии, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями, либо запрещенную законодательством, либо систематически противоречащую уставным целям;

сокрытие (занижение) объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

уменьшение чистых активов ниже минимального уставного фонда;

6) направление регистрирующему органу представления о ликвидации (прекращении деятельности) за:

нарушение порядка формирования уставного фонда;

неосуществление предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд без уведомления о причинах;

препятствование проверкам унитарного предприятия, расположенного в жилом помещении.

7) внесение предложения в паспортно-визовую службу о приостановлении выезда за границу при наличии задолженности по налогам и пеням;

8) информирование для принятия мер лиц и организаций, которым подчиняется проверенный, о том, что сумма доначисленных налогов свыше 10% от исчисленных проверенным, а также о том, что отсутствует бухучет или не представляются документы для проверки.

9) оповещение в течение 5 рабочих дней налоговых органов о нарушении законодательства лицом, находящимся у них на учете.

 

Порядок обжалования решений

Жалоба на решение по акту проверки подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в письменной форме с приложением обосновывающих ее документов. Срок подачи жалобы, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен тем, кому жалуются. Жалобу можно отозвать до ее рассмотрения, подав письменное заявление. Повторные жалобы по одному и тому же основанию без новых обстоятельств не рассматриваются. Переписка с таким жалобщиком прекращается.

Жалоба не приостанавливает исполнения обжалуемых решений (кроме жалобы на выездные проверки). Но приостановить могут те, кто рассматривает жалобу, если сочтут, что решение нарушает законодательство. Срок рассмотрения жалоб - месяц со дня получения. Его можно продлить до 3 месяцев при назначении дополнительной проверки.

По результатам рассмотрения могут отменить обжалованное решение, вынести новое (изменить) решение, удовлетворить жалобу либо оставить ее без удовлетворения. Правда, по выездным проверкам продлить срок и изменить решение нельзя, но можно отменить решение частично, а также отменить полностью с назначением дополнительной проверки.

Решение по жалобе в течение 5 рабочих дней после принятия направляется жалобщику (можно через инспекцию) и инспекции, принявшей обжалованное решение.

Случаи отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения по акту проверки Инструкция регламентирует как-то слабо. В ней кроме туманного текста резолюции руководителя, принявшего отмененное решение, нет ничего, что помогло бы проверенному получить все, что у него отняли плюс разумную компенсацию ущерба. Зато проверенному напоследок предписано в течение 15 рабочих дней информировать соответствующую инспекцию о выполнении решений.

 

Общий выводтакой: Инструкция вселяет многочисленные надежды на упорядочение проверок и обуздание произвола, но многие из этих надежд кажутся нам весьма эфемерными. Ведь доказать факт произвола, опираясь на весьма общие и расплывчатые формулировки, – задачка не для средних умов. Особенно если, за каждой строчкой читается корпоративный интерес авторов Инструкции.