качай извилины здесь!

автор: Пласковицкий А.Л.
Под редакцией Пласковицкой Е.В.

Арест (изъятие) имущества
в ходе налоговой проверки

законодательство Республики Беларусь учтено по состоянию на 1 мая 2007 г.
журнальная версия публиковалась под псевдонимом Елена Кудрявцева в журнале «Налоговый вестник» № 11 2007 года

Люди, склонные находить античные корни у всех юридических терминов, полагают, что грозное слово «арест» от схожего имени «Орест». Согласно мифам, сохраненным для нас Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, юный Орест был сыном Агамемнона (предводителя греков в Троянской войне) и прославился в качестве безотказного орудия Божественного возмездия. Этот предшественник принца Гамлета хладнокровно заколол родную мать, ее любовника и еще многих, причастных к злодейскому убийству отца-героя. Столь безропотное подчинение высшей воле, как говорят, и дало образец то ли немцам, то ли англичанам при изобретении «ареста» для людей и вещей, то есть «принудительного ограничения свободы распоряжения» собой или своим имуществом. Смысл такой: чем меньше самоопределения – тем суровее арест.

По сути, правильно, но по форме сущая сказка, не способная объяснить многообразие существующих форм ареста и равноценного ему изъятия имущества. Поэтому от наивной архаики обратимся к недавно опубликованному и вступившему в силу с 1 марта 2007 г. Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) от 16 февраля 2007 г. № 36 «О внесении дополнений и изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (далее – Постановление № 36). Существенную часть данного нормативного акта составляет новая редакция Главы 35 «Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами», изначально утвержденной постановлением МНС от 29 декабря 2003 г. № 124 (далее – Глава 35). Данная глава обновляет регламентацию ареста и изъятия имущества в ходе налоговых проверок, приводя их в соответствие с новыми кодексами об административных правонарушениях (далее - КоАП и ПИКоАП).

Присмотримся к тому, что получилось. При этом будем иметь в виду, что Глава 35 применяется не только к указанным в ней правоотношениям, но и к аресту (изъятию) имущества, денежных средств, товарно-материальных ценностей, ввозимых, транспортируемых и хранившихся в местах реализации с нарушением установленных требований (См. пункт 61 упомянутой Инструкции).

Общие основания ареста и изъятия

Согласно Главе 35 проводящие проверку должностные лица налогового органа (далее – налоговики) вправе арестовать имущество для обеспечения административной конфискации или заменяющего ее взыскания стоимости предмета правонарушения. Кроме того, налоговики без промежуточного «арестовывания» изымают обнаруженные ими при осуществлении служебных полномочий:

- доходы, полученные вследствие совершения правонарушения;

- орудия или средства правонарушения;

- предметы правонарушения, подлежащие конфискации.

Примечание: Орудиями, средствами и предметами считаются любые вещи, как их перечисляют в Гражданском кодексе, то есть «деньги и ценные бумаги» тоже.

Кроме указанного в Главе 35 ПИКоАП предусматривает:

- арест имущества в иных случаях, в том числе для обеспечения взыскания штрафа;

- изъятие документов, имеющих значение для принятия решения по правонарушению;

- изъятие вещей, исключенных из оборота, и любого имущества, полученного вследствие правонарушения помимо доходов.

То, что Глава 35 о подобных арестах (изъятиях) умалчивает, отнюдь не лишает налоговиков права на совершения всех действий, указанных в ПИКоАП. Более того, действия эти упоминаются в соседних главах той же Инструкции. Так оставшаяся неизменной глава 33 посвящена изъятию документов.

Поскольку раньше налоговики арестовывали и изымали только «непосредственные предметы правонарушения» и некоторые незаконные доходы, мы можем констатировать: Постановление № 36 расширило ведомственные полномочия по аресту и изъятию имущества.

Характерные случаи

Во избежание практических затруднений в Главе 35 перечисляются наиболее характерные случаи ареста и (или) изъятия имущества. Законспектируем эти случаи для наших читателей:

1) незаконные валютные операций (скупка, продажа, обмен инвалюты без лицензии и иное незаконное использование ценных бумаг и платежных документов в инвалюте) (часть 1 статьи 11.2 КоАП);

2) предпринимательская деятельность без госрегистрации или лицензии, а равно с нарушением требований лицензии (часть 1 статьи 12.7 КоАП или часть 4 статьи 12.7 КоАП (для игорного бизнеса));

3) занятие запрещенной деятельностью (часть 2 статьи 12.7 КоАП или часть 2 статьи 12.11 КоАП (для азартных игр));

4) нарушения, связанные с игорным оборудованием (несоответствие требованиям технического нормирования, стандартизации, техобслуживания и налоговой регистрации (непредъявление документов о такой регистрации)) (часть 1 статьи 12.11 КоАП);

5) нарушающие установленный порядок приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки и реализации товаров (часть 4 статьи 12.17 КоАП). Такими нарушениями считаются:

- отсутствие необходимых (соответствующих действительности) сопроводительных документов или документов, подтверждающих качество товаров, их приобретение (поступление, отпуск для реализации);

- несоблюдение запретов КГК на реализацию товаров (работ, услуг);

6) нарушения связанные с «табаком», а именно:

- превышение лимитов ввоза, перевозки и хранения табачных изделий без акцизных марок и (или) надлежащих (достоверных) сопроводительных документов (часть 1 статьи 12.23 КоАП или части 1 и 3 статьи 12.27 КоАП (для физических лиц));

- ввоз, производство, хранение и перевозка табачных изделий с поддельными акцизными марками (часть 3 статьи 12.23 КоАП);

- ввоз, перевозка, хранение табачного сырья без надлежащих (достоверных) сопроводительных документов (часть 5 статьи 12.23 КоАП);

- неоднократное нарушение требований технического нормирования (стандартизации) или порядка подтверждения соответствия табачного сырья и табачных изделий (часть 1 статьи 12.25 КоАП);

- торговля табачным сырьем и табачными изделиями без документов и (или) маркировки, подтверждающих соответствие их качества и безопасности установленным требованиям (часть 2 статьи 12.25 КоАП);

7) незаконное обращение нефтяного жидкого топлива (статья 12.30 КоАП);

8) нарушение требований о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками (статья 12.35 КоАП);

9) нарушения порядка декларирования доходов (имущества) (часть 2 статьи 23.9 КоАП);

10) нецелевое или незаконное использования иностранной безвозмездной помощи (средств от ее реализации) (часть 2 статьи 23.23 и статья 23.24 КоАП);

11) нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности (статья 23.57 КоАП);

12) указание плательщиком единого налога в «Книге учета движения товаров» недостоверных сведений о количестве и виде товаров (части третья и четвертая пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства»);

13) использования безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» либо без заключения договора; а также нарушение подпункта 5.2 пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2006 г. № 375 «Об использовании безвозмездной помощи, предоставляемой Республике Беларусь Китайской Народной Республикой»;

14) нарушение законодательства о производстве и обороте алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта (пункт 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»);

15) несоблюдение требований иных законодательных актов, влекущее конфискацию.

Не подлежащее аресту

Нельзя арестовать предметы первой необходимости. Их перечень традиционен. Приведем его в максимально сокращенном виде:

- жилье по месту проживания;

- единственная корова, телка, коза, овца или свинья;

- домашняя птица;

- корм, необходимый для скота и птицы;

- семена для очередного посева;

- предметы домашней обстановки (кровать, стул, стол, шкаф, холодильник, телевизор);

- кухонная, столовая и иная утварь;

- минимум одежды, обуви и постельных принадлежностей (включая все малоценное и б/у);

- все детские принадлежности;

- пища до нового урожая для сельчан, а для остальных – пища и деньги в размере месячной заработной платы должника (но не менее 4 БВ);

- топливо, необходимое для приготовления пищи и обогрева жилых помещений;

- инвентарь, пособия и книги, необходимые для профессиональных занятий привлеченного к административной ответственности (кроме лиц, лишенных права заниматься соответствующей деятельностью или использовавших указанные здесь вещи для правонарушения);

- транспорт инвалида;

- международные и государственные награды (призы).

Примечание: Предметы из драгоценных материалов и художественные ценности арестовываются и конфискуются в любом случае.

Практически такой же перечень есть и в гражданско-процессуальном законодательстве, ограничивающем последующую конфискацию (принудительное изъятие) по решению суда.

Алгоритм ареста (изъятия)

Порядок осуществления ареста и изъятия имущества согласно Главе 35 и статьям 8.7-8.9 ПИКоАП, на которые эта глава ссылается, следующий:

Шаг № 1. Налоговики, установившие в ходе проверки нарушения, за которые предусмотрена конфискация, вправе приступить к аресту и (или) изъятию соответствующего имущества.

Кстати: При отсутствии денежных средств для уплаты налогов, пеней по акту проверки начальник отдела, рассматривающий акт проверки, обязан решить вопрос о внесении предложения руководителю налогового органа об аресте имущества для принятия безотлагательного решения.

Наложение ареста на имущество – это объявление его собственнику (владельцу) запрета на распоряжение (в необходимых случаях еще и на пользование) арестованными вещами. Поэтому в момент ареста желательно присутствие собственника (владельца). Отсутствующего хозяина заменяют двумя понятыми.

Если же арестованное имущество отнимается у хозяина и передается кому-то постороннему, то это уже изъятие, в том смысле, как оно понимается в Главе 35. Здесь, как любят отмечать юристы, не только права распоряжения и пользования, но и право владения ограничивается.

Оформляется арест (изъятие) «Постановлением об аресте и (или) изъятии имущества» и «Протоколом описи арестованного имущества» (раньше он был частью постановления). Согласно ПИКоАП изъятие вещей, предметов, имущества, доходов и документов разрешается оформлять еще и записью в протоколах «об административном правонарушении», «личном обыске или задержании». Но в Главе 35 подобная запись не упомянута, нет соответствующих граф (строк) и в «примерных формах», что фактически лишает налоговиков облегченного документооборота.

Названное Постановление выносится в 3 экземплярах (один для правонарушителя (его представителя), остальные для налоговиков), а протокол описи составляется в 4 экземплярах (правонарушителю (его представителю) вручается № 2, №№ 1, 3 и 4 остаются налоговикам).

Бланк протокола описи арестованного и (или) изъятого имущества является бланком строгой отчетности. В нем указываются:

- дата и место составления протокола;

- ФИО составителя, собственника (владельца) имущества и всех присутствовавших при аресте (изъятии);

- наименование и отличительные признаки (качество, количество, степень износа и т.п.) каждого описываемого предмета в отдельности, а также его предварительная оценка и суммарная стоимость имущества (если это возможно);

- сведения об опечатывании вещей и количестве печатей;

- разъяснения присутствующим порядка и срока обжалования действий составителей протокола;

- замечания и предложения присутствовавших;

- сведения об изъятии и передаче имущества на хранение + ФИО, адрес и подписка хранителя;

- подписи проверяющих и собственника (владельца) или понятых.

Для правильной оценки включаемого в опись имущества может привлекаться соответствующий специалист. А в целях обеспечения защиты законных прав уполномочен присутствовать прокурор.

Особенности:

1. Денежные средства на счетах (во вкладах) или на хранении в банках (небанковских кредитно-финансовых организациях) арестовываются в особом (для них установленном) порядке путем прекращения расходных операций (выдачи) в пределах арестованного. Ранее с той же целью использовалось только косвенное средство – «приостановление операций по счетам».

2. Подлежащая аресту скоропортящаяся продукция не арестовывается, а изымается и незамедлительно реализуется. Аресту же подлежат вырученные от ее реализации средства.

3. Изъятие документов, содержащих госсекреты или охраняемую законом тайну, возможно только с санкции прокурора. Точно также прокурор (его заместитель) санкционирует (разрешает) осмотр жилища (иного законного владения), когда на такой осмотр не согласен собственник (совершеннолетний жилец).

Возможные альтернативы:

1. Когда отсутствует подлежащий конфискации за незаконное обращение нефтяного жидкого топлива предмет, товар и (или) транспорт, налоговики налагают арест на другое имущество, чтобы в последующем обеспечить взыскание стоимости отсутствующей вещи.

2. Арест имущества в целях обеспечения взыскания административного штрафа осуществляется в пределах максимально возможного штрафа за соответствующий проступок (кроме ареста неделимых вещей при отсутствии иного имущества для взыскания).

Шаг № 1-доп. О случае отказа подписать протокол описи имущества проверяющий делает соответствующую отметку, заверяя ее собственной подписью. А отказавшийся вправе занести в протокол объяснение о причинах отказа.

Исключенный шаг: В нормативных актах МНС больше не рекомендуется упаковка арестованных (изъятых) вещей.

Шаг № 2. Арестованное имущество может быть передано на хранение иному (не собственнику и не владельцу) лицу, определенному налоговиками, по «Акту передачи имущества на хранение» с предупреждением хранителя под роспись об ответственности за порчу, израсходование, сокрытие либо отчуждение имущества.

ВНИМАНИЕ: за порчу, израсходование, сокрытие либо отчуждение (при отсутствии признаков хищения) имущества, хранитель несет очень суровую ответственность – по статье 409 Уголовного Кодекса. А это штраф 30-1000 БВ, арест до 6 месяцев или лишение свободы до 2 лет.

Шаг № 3. Как правило, вещи арестовываются или изымаются на срок до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении. Причем конфисковать арестованное может только суд.

Шаг 3 (досрочный). Арест и (или) изъятие имущества отменяется судом или руководителем налогового органа, где принято решение об аресте изъятии (ведется административный процесс), когда отпадает необходимость в подобной мере воздействия. Кстати, раньше такую меру можно было отменить в результате обжалования по причине ее необоснованности.

Отмена ареста (изъятия) оформляется «Постановлением об отмене постановления об аресте и (или) изъятии имущества» в 3 экземплярах (один правонарушителю (его представителю) и два – налоговикам.

Шаг № 4. Возвращение изъятого оформляется «Актом возврата имущества» в 3 экземплярах (по одному собственнику (его представителю), хранителю и налоговикам). Кому идет второй экземпляр при отсутствии хранителя, по-прежнему неизвестно.

В чем отличия?

Сравнивая новую редакцию Главы 35 с прежней, помимо выше указанных отличий можно обнаружить следующее:

- налоговики получили возможность действовать по своему усмотрению там, где раньше их сковывали рекомендации МНС. Кроме того, они избавились от необходимости уведомлять правонарушителя об аресте (изъятии) имущества, если тот сам отказался присутствовать при аресте (изъятии). Зато и нарушителю не придется являться в налоговый орган в связи с таким уведомлением;

- ссылки на КоАП и ПИКоАП в большинстве случае заменили прежние упоминания и пересказы разрозненных законодательных актов, посвященных аресту и изъятию имущества.

Разумеется, Постановление № 36 не ограничилось редактированием порядка ареста и изъятия имущества. Многие другие нормы МНС приведены в соответствие с законодательными новеллами. В частности:

1) Список полномочий налоговых органов дополнен следующими обязанностями:

- в ходе проверки исполнять постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения и штрафа;

- в течение 5 рабочих дней после получения определения суда о возбуждении дела о банкротстве информировать об этом заинтересованных коллег.

2) В связи с тем, что некоторые экономические санкции, установленные решениями Президента (в том числе утратившими силу после 1 марта 2007 г.) продолжают применяться, их упоминание в решениях МНС сохранено. Правда, в урезанном виде. Уверены, в ближайшее время уцелевшие нормы будут выведены из употребления вместе с экономическими санкциями.

3) Повсеместно обновлены названия процессуальных документов (актов), оформляемых по результатам налоговых проверок. Унифицированы и иные термины, сопряженные с проверками и административной ответственностью.

В результате бумаг (официальных документов), заполняемых проверяющими, стало процентов на пятнадцать больше, уже в силу того, что для всех административных решений предусмотрены отдельные бланки (примерные формы).

Многие формы новы. Например, появились новые образцы:

- протоколов «осмотра»; «опроса»; «описи арестованного и (или) изъятого имущества»; «об административном правонарушении»;

- постановлений «об аресте и (или) изъятии имущества»; «по делу об административном правонарушении, совершенном субъектом предпринимательской деятельности»; «по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом»; «о наложении административного взыскания»; «о рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении»;

- Журнала учета протоколов об административных правонарушениях и постановлений по делам об административных правонарушениях.

Скорректированы:

- акты «проверки соблюдения порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет и других вопросов по налоговому и иному законодательству»; «опечатывания касс, помещений, мест хранения документов, имущества (и назначения инвентаризации)»; «личного досмотра нарушителей налогового и иного законодательства и досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств»; «изъятия документов»; «возврата имущества»;

- постановление об отмене постановления об аресте и (или) изъятии имущества.

Отменен как устаревший «Акт изъятия денежных средств, орудий производства, товаров и другого имущества».

Помни Налоговый кодекс

Вчитываясь в Постановление № 36, не следует забывать статью 54 Общей части Налогового кодекса (далее – НК), посвященную аресту (изъятию) имущества и предусматривающую нормы, неотраженные (непроясненные) в актах МНС. Обратим Ваше внимание на самое интересное:

1. По уточненной формулировке НК: арест может ограничить не только права собственника имущества, но и лиц, осуществляющих хозяйственное ведение и оперативного управление.

2. НК допускает арест имущества еще и в случаях «неисполнения в установленные сроки налогового обязательства и неуплаты пеней». Причем в размерах необходимых и достаточных для исполнения и уплаты.

3. НК запрещает арестовывать имущество, на которое не может быть обращено взыскание. Эта формулировка, конечно же, отличается от аналогичной нормы ПИКоАП, но соответствующие перечни имущества так похожи, что данным разночтением на практике можно пренебречь.

4. НК обязывает налоговиков перед арестом имущества предъявлять всем присутствующим документы, удостоверяющие должностные полномочия, постановление о наложении ареста и имеющиеся санкции прокурора. По НК сложна работа и с описываемым имуществом: каждую вещь необходимо демонстрировать (предъявлять) всем присутствующим прежде, чем включать в опись. Там же мы находим пресловутую упаковку имущества и определение места его нахождения после ареста.

5. Постороннему хранителю арестованного имущества НК гарантирует вознаграждение и возмещение расходов по хранению (за счет хозяина имущества).

6. Согласно НК скоропортящиеся товары подлежат немедленной реализации лишь тогда, когда нет надлежащих температурных и санитарно-гигиенических условий их хранения. Причем для реализации требуется решение руководителя налогового органа (его заместителем) с соответствующей отметкой в описи.

7. При отмене решения об аресте имущества, которое уже успели реализовать, в соответствии с НК хозяину полагается возврат денег из госбюджета.

8. По ряду позиций НК не просто не соответствует, а явно противоречит ПИКоАП. Например:

- допускает передачу имущества на хранение тому, у кого оно изъято;

- относит наложение ареста к компетенции руководителя налогового органа (его заместителя), а не должностного лица (как в ПИКоАП);

- допускает «точечную конкретизацию» видов, объемов и сроков ограничения имущественных прав в отношении арестованного имущества с учетом его свойств, значимости, использования и других факторов;

- разрешает арест имущества физического лица, находящегося в жилище, только с санкции прокурора. А при отсутствии хозяина (его представителя) требует присутствия не только понятых, но и представителя местного исполкома. В то время как ПИКоАП предусматривает прокурорскую санкцию только для осмотра помещения без согласия хозяина, а присутствие исполкомовцев не требуется нигде;

- обязывает приглашать понятых для любого ареста (изъятия) имущества и в последующем уведомлять отсутствующего по собственной воле плательщика (иного обязанного лица);

- содержит иную процедуру отмены решения о наложении ареста. По НК это могут сделать и руководитель принявшего решение налогового органа (его заместитель), и вышестоящие инстанции, и суд (хозсуд). Причем низовое начальство вправе отменить свое решение в связи с прекращением налогового обязательства (уплатой пеней) либо нереализацией имущества, на которое обращено взыскание, в течение 3 месяцев (года для недвижимости).

Мы искренне надеемся, что подобные расхождение между двумя столь важными кодексами законодатель устранит в ближайшее время. А пока в соответствии с действующим законодательством советуем: применять более свежий ПИКоАП в тех случаях, когда применимы оба кодекса. Нормы же НК подходят только там, где ПИКоАП не применим.

Оспоримо

Законодательство позволяет нам оспорить в суде и вышестоящем налоговом органе любое решение о наложении ареста (изъятии) имущества, а также предъявить к налоговым органам и посторонним хранителям иск об освобождении имущества от ареста в связи с нарушением наших прав.

Однако помните: подача жалобы или иска не снимет ареста и не прекратит изъятия.

Что до жалоб начальству, то они рассматриваются вышестоящими налоговыми органами в течение 3 рабочих дней после регистрации.