качай извилины здесь!

автор:

Элементы и Уровни
государственной идеологии

(март 2010 г.)

Характеризуя структуру государственной идеологии, в первую очередь говорят о ее элементах и уровнях. Ученые-идеологи не устают повторять: «Элементы и уровни государственной идеологии раскрывают ее устройство как единой системы». И они совершенно правы. Потому что идеология, как и все в этом мире, состоит из элементов, то есть элементарных частей различного уровня сложности, важности и влиятельности.

Показательно, что создатель термина и науки «идеология» А.Л.К. Дестют де Траси (Destutt de Tracy, 1754-1836) свой главный труд назвал «Элементы идеологии» (1801-1815, 1824-1825). В этой книге идеология впервые была представлена как сложная система разнообразных идей и их комплексов (сочетаний). Для этого родоначальнику науки пришлось исписать четыре пухлых тома. А потому сами понимаете, как непросто уместить то же самое в десятиминутный доклад, особенно с учетом того, что современное понимание государственной идеологии гораздо шире, объемнее и сложнее, чем это представлялось французскому философу в начале XIX века.

Что ж - как любит выражаться видный государственный идеолог современности Владимир Владимирович Путин - «буду краток».

 

I. Элементы государственной идеологии

 

Как вещество состоит из атомов или живой организм из клеток, так и государственная идеология состоит из идей. Именно идея – неделимый элемент всякой идеологии, ее «элементарная частица». Выражаясь образно, идеи – это кирпичики, из которых строится вся идеология.

Но если бы кто-то сообщил нам лишь то, что некий дом состоит из кирпичей – он бы еще ничего не сказал о реальном устройстве доме. Мы бы не смогли узнать ни размеров дома, ни количества, качества и расположения его комнат – короче, почти ничего из того, что реально интересует жильцов.

Так и в идеологии недостаточно знать, что она – совокупность разнообразных идей. Её состав описывается гораздо содержательнее тогда, когда говорят о самых крупных элементах идеологии, каждый из которых является целостной комбинацией (блоком) идей.

Разумеется, деление целостной идеологии на крупные блоки достаточно условно, и возможны очень разные варианты, зависящие от того, какой критерий деления взят за основу.

 

1. Самым простым и вместе с тем самым принципиальным является деление государственной идеологии на два элемента: ядро и оболочку (или базис и надстройку).

При этом под ядром (базисом) следует понимать самую сердцевину (сущность, квинтэссенцию) идеологии – так называемую «национальную идею» или «идеологическую парадигму», которая может быть сформулирована одной фразой. Например, для белорусского государства эта формулировка должна бы звучать так: «Усяго па крыху, і нічога занадта!» А звучит примерно так: «Наша цель - построение сильной и процветающей Беларуси».

Однако зачастую в идеологическое ядро включают гораздо больше - как минимум, все самые важные (сущностное) идеи, на которых базируется белорусское государство. Сюда в полном составе входят идеи, содержащиеся в Конституции Республики Беларусь, а так же иные идеи, выражающие основные направления (цели) развития нашего государства.

Среди базовых идеи особое место принадлежит «патриотизму». Абсолютное большинство ученых называет  «любовь к Отечеству» – самым важным и самым влиятельным из всех элементов идеологии. Более того, такие ученые, как профессор С.В. Решетников уверены, что патриотизм и есть подлинное ядро государственной идеологии.

Под идеологической оболочкой или идеологической надстройкой понимают все, недостойное или не совсем достойное считаться ядром или базисом, то есть все остальное. Естественно, этого остального намного больше, чем базисного. А потому оболочка и надстройка в идеологии, как и положено всякой оболочке и надстройке, – гораздо объемнее ядра или базиса.

 

2. Не меньший интерес представляет тематическое (отраслевое) деление государственной идеологии на основные компоненты. Здесь традиционно обособляются следующие идеологические отрасли (направления):

1) Исторический блок, содержащий представления об истории становления нашего народа и государства. Именно исторические идеи сплачивают общество узами преемственности и национально-культурной общности - позволяют каждому из нас ощущать себя частью многовекового народа и частью нескончаемого потока истории, всемирного процесса. Из истории мы черпаем традиции и учимся на достижениях и ошибках предков.

2) Политико-правовой блок, содержащий политические и правовые представления, то есть всю совокупность идеи, регламентирующих деятельность граждан Республики Беларусь. Именно политические и правовые познания позволяют каждому полноценно использовать всю совокупность собственных прав и обязанностей, как внутри страны, так и на международной арене.

3) Экономический блок, содержащий представления о функционировании белорусской экономики в целом и всякой хозяйственной деятельности вообще. Именно экономические идеи делают каждого способным обеспечивать себя, своих близких и в какой-то мере всех сограждан необходимыми благами за счет собственного труда и иной производственной активности.

4) Социально-гуманитарный блок, содержащий представления о морали (нравственности) и других добровольно принимаемых нормах общежития, обеспечивающих взаимоуважение между людьми и позволяющих нам взаимодействовать между собой и заботиться друг о друге. Именно гуманитарные ценности делают нашу жизнь по-настоящему человечной.

5) Блок досуга и развлечений, содержащий представления необходимые людям для приятного и полезного использования свободного времени. Без этих идей человеку было бы скучно и тягостно в этом мире.

То же самое деление на отраслевые блоки иногда излагают лаконичнее – примерно так: 1) история, 2) право и политика 3) социально-экономическая модель. Но думается, что такая краткость – в ущерб содержательной полноте.

Кроме того, в идеологической литературе выделяют научные, культурные, предпринимательско-трудовые, информационные, мировоззренческие, международные (геополитические) и некоторые другие совокупности идей в качестве самостоятельных блоков государственной идеологии, хотя каждый из них в той или иной степени дублирует вышеперечисленное.

 

3. Поскольку белорусская государственная идеология похваляется тем, что вобрала в себя лучшие достижения многочисленных идеологических доктрин Востока и Запада, то в ней выделяют следующие сущностные элементы:

1) здоровый консерватизм (стабильность в качестве высшей ценности);

2) умеренный либерализм (свободолюбие без экстремизма);

3) социал-демократизм, избегающий революционных крайностей (отстаивание общественных, всенародных интересов);

4) прагматический реализм (стремление к достижению возможного);

5) элементы взвешенного интернационализма и доброжелательного национализма (гармоничное сочетание любви к Родине и стремления к добрососедству и дружбе всех народов).

Именно за такую смесь лучших идеологических постулатов белорусскую государственную идеологию величают многовекторной, полицентричной и плюралистической.

 

4. В тех случаях, когда сложившуюся в нашем государстве идеологию рассматривают как совокупность относительно автономных идеологий, в ней выделяются следующие составные элементы (важнейшие общественные идеологии):

1) государственно-патриотическая идеология, она же официальная идеология;

2) религиозные и антирелигиозные мировоззрения (христианская, мусульманская, иудейская, буддистская, атеистическая и другие идеологии), а также оккультные воззрения и суеверия;

3) идеологии политических партий и общественных объединений;

4) предпринимательские и другие бизнес идеологии;

5) обыденные идеологии – устойчивые совокупности взглядов, широко распространенные на бытовом уровне;

6) смешанные (эклектические) идеологии.

 

5. При сугубо научном анализе государственной идеологии, в ней выделяют теоретическую и практическую  составляющие, которые могут называться еще и так:

1) теоретико-методологическая составляющая государственной идеологии;

2) организационно-практическая (процессуальная) составляющая государственной идеологии.

 

6. Рассматривая идеологию как процесс воздействия профессиональных идеологов на широкие народные массы, говорят о таких элементах идеологии как:

1) субъект (носитель) идеологии, включая идеологические организации (идеологические институты или институции). При этом среди субъектов идеологии особого внимания удостаиваются центры (источники) принятия идеологических решений (официальные учреждения, формирующие и распространяющие государственную идеологию);

2) объект идеологии («идеологический реципиент») – то есть народные массы в целом и их отдельные представители (группы), воспринимающие идеологическое воздействие;

3) условия распространения идеологии;

4) средства (инструментарий) идеологического воздействия.

 

7. Для того чтобы отличить подлинные элементы государственной идеологии от мнимых, принято делить элементы идеологии на две большие и противоположные друг другу группы:

1) объективные идеи (реальное содержание государственной идеологии), то есть те мысли и ценности, которыми государство и его граждане руководствуются на самом деле;

2) субъективные идеи – мысли и ценности, которые только кажутся руководством к действию или намеренно выдаются за таковое.

 

II. Уровни государственной идеологии

 

Уровни государственной идеологии тоже могут рассматриваться как основные элементы идеологии. Однако здесь есть специфика, вынуждающая анализировать идеологические уровни отдельно от элементов и лишь после того, как основные элементы уже описаны.

Ведь при вычленении элементов идеологии важно разобраться, на какие части она, действительно, делится – то есть тщательно выявлять сходство-единство идей, позволяющее считать их входящими в один и тот же элемент идеологии (блок или совокупность идей). Причем идеи, входящие в разные части идеологии, должны существенно отличаться и на практике отделяться друг от друга. При разграничении же идеологических уровней важно не то, насколько идеи похожи или едины между собой, а то, как они соподчиняются друг другу.

В тех случаях, когда какая-то идея важнее другой, - говорят о разных уровнях важности, когда лучше продуманна – о разных уровнях проработанности. Когда ж одна идея главнее другой по своему официальному статусу говорят о разных уровнях иерархии.

В принципе существуют и иные способы деления идеологии на уровни – к примеру, по степени красноречивости, художественности или лаконичности формулировок или по степени убедительности – но таким уровням в идеологической литературе уделяется гораздо меньше внимания. А потому и я предлагаю Вашему вниманию только самые известные уровни государственной идеологии.

 

1. Иерархия (соподчинение) идей играет особо важную роль в государственной идеологии. Во-первых, потому что многие идеи содержатся в законах и других нормативных актах, имеющих высшую юридическую силу и строго обязательных для каждого человека и любой организации. А, во-вторых, потому что само государство устроено иерархически – в нем действует «вертикаль власти» - сложная система подчинения, где идеи вышестоящих должностных лиц обязательны для нижестоящих, а также для простых граждан.

Сложившуюся у нас идейную иерархию можно официально представить следующим образом:

1) идеи, содержащиеся в Конституции – основном Законе Республики Беларусь;

2) иные идеи, одобренные на всенародных референдумах;

3) идеи Главы государства и идеи, содержащиеся в законах Республики Беларусь;

4) идеи, содержащиеся в иных актах законодательства Республики Беларусь;

5) идеи, содержащиеся в правовых актах, не относящихся к законодательству;

6) идеи из решений официальных должностных лиц, не уполномоченных издавать правовые акты;

7) идеи, не имеющие официального закрепления (статуса) согласно действующему законодательству.

Разумеется, на каждом из выше перечисленных уровней иерархии можно провести дополнительное разделение на подуровни так, чтобы учесть все виды подчинения, существующие в нашей республике.

Помимо того, нужно вспомнить, что с учетом административно-территориального устройства Беларуси государственную идеологию делят на:

- общереспубликанский уровень;

- местные уровни - областной, районный, городской, поселковый, сельский и т.д.

 

2. Сравнительная важность идей во многом сродни иерархии. Здесь тоже одни (более важные) идеи являются обязательными для других (менее важных), но не потому, что их сформулировало начальство, а потому соответствующие идеи сами по себе предопределяет (обуславливает) другие идей.

Так, например, идея патриотизма обуславливает и любовь к родной природе, и к любовь к соотечественникам. А идея верховенства права предопределяет, что в случае расхождения правовых и моральных норм, наше государство будет добиваться соблюдения соответствующей статьи закона, а не соответствующей нравственной или религиозной заповеди.

Основные уровни государственной идеологии по степени важности включаемых в каждый из этих уровней идей можно распределить следующим образом:

1) фундаментальный уровень, содержащий основополагающие принципы государственной идеологии;

2) ряд промежуточных уровней, содержащих идеи первой, второй и всех последующих степеней важности;

3) низовой уровень, содержащий простейшие идеи, из которых не выводятся иные - менее значимых идей. К примеру, низовой по важности является идея принять участие в ближайших выборах или помочь старушке перейти улицу.

 

3. Для идей, как и для любых продуктов человеческого творчества, огромное значение имеет качество исполнения. Ведь одну и ту же мысль можно продумать и сформулировать с разной степенью совершенства.

Разумеется, в идеологии наивысшего совершенства добиваются профессиональные ученые-идеологи с богатым опытом работы в идеологической сфере, а самое низкое качество идей у лиц, пренебрегающих государственной идеологией, отказывающихся учиться этому «делу должным образом» и даже задумываться об идеологии родного государства. В целом же государственная идеология, с точки зрения проработанности ее компонентов и связей между ними, подразделяется на следующие уровни:

1) научный (достигаемый лишь в научных трудах) – причем высшая степень научности называется «концептуальным или элитарным уровнем»;

2) учебный (излагаемый в учебной литературе и лекциях);

3) прикладной или пропагандистско-просветительный (упрощенный вариант идеологии, используемый в массовой агитации и пропаганде);

4) обыденный или житейский (государственная идеология, излагаемая неподготовленными гражданами на бытовом уровне).

При этом следует иметь в виду: чем ниже качественный уровень - тем больше упрощается идеология, утрачивая множество оттенков, нюансов, подробностей. Такие утраты считаются неизбежным злом, с которым идеологам приходится считаться, чтобы стремиться не к умозрительному идеалу, а к реально посильной эффективности собственной работы.

К идеям одного и того же научного, учебного или прикладного уровня в научной литературе применяется деление по степени готовности, а именно:

1) предварительная стадия (сбор материалов);

2) исследовательская стадия (изучение собранных материалов, выявление и исследование идеологической проблемы);

3) эвристическая стадия (открытие-изобретение новой идеи или нового сочетания идей, либо более удачной формулировки существующей идеи (их известного сочетания);

4) стадия окончательной доработки;

5) стадия распространения идеи (доведения до всеобщего сведения).

Такие стадии называют еще и уровнями готовности.

 

4. Для несложных практических задач можно принять упрощенную универсальную (пригодную для любых классификаций) схему деления государственной идеологии на уровни, при которой выделяют: 1) высший, 2) средний и 3) низший уровни.

 

Заключение

 

Обобщая сказанное, хотелось бы отметить, что изложенные мною способы деления государственной идеологии на элементы и уровни – лишь приблизительное, очень упрощенное воспроизведение тех многомерных построений, которые можно найти в объемных трудах маститых идеологов. Более того, я сумел охватить только самые популярные варианты компонентов (элементов и уровней) государственной идеологии и сообщил Вам только самые простые названия каждого из них. У профессиональных идеологов то же самое намного разнообразней и научней, объемней и длиннее.

И это лишний раз доказывает, сколь многоуровнева, сложна и неоднозначна система государственной идеологии, сколь много там уже сделано и сколько еще предстоит сделать, чтобы добиться результатов, соответствующих требованиям белорусского Президента - полноты и четкости государственной идеологии, ее благотворнейшего влияния на каждого гражданина Беларуси.

 

Литература

 

1. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. Мн. «Амалфея» 2004.

2. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы Мн. «Тесей» 2004.

3. Основы идеологии белорусского государства. Под общей редакцией С.Н. Князева и С.В. Решетникова, Мн. 2004.

4. Основы идеологии белорусского государства. Учебно-методический комплекс. Составитель Черкасов И. А., Мн. «Веды» 2004.

5. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Мн. 2003.

6. Паречина С.Г. Концептуальные основы идеологии белорусского государства. Методическое пособие. Мн. 2005.

7. Шинкарев В.В., Вартанова Л.В. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь. Мн., 2003.

8. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн., 2003.