Основные направления общественной мысли
в России в 40-50-е годы XIX века
и их отражение в литературе
Введение
В развитии общественной мысли в России в 40−50-е годы XIX века отчетливо выделяются три периода:
1) 1840−1847 гг. – период идейного бурления, обусловленный заимствованием модных западноевропейских идеологий (гегельянских доктрин и французских социалистических учений), а также осмыслением достижений российской цивилизации. Наиболее яркими явлениями этого периода были: спор между западниками и славянофилами и формирование так называемых «пушкинского» и «гоголевского» направления в художественной литературе.
2) 1848−1855 гг. – период подавления свободомыслия, реакционного искоренения идей, вызвавших революции 1848−1849 гг. на Западе (во Франции, а также в германских и некоторых других государствах). Все выдающиеся мыслители и писатели России подверглись притеснениям и репрессиям. Многие оказались в тюрьме, в ссылке и (или) в эмиграции.
3) 1856−1859 гг. – период всеобщего увлечения реформированием, направленным на устранение недостатков, приведших к позорному поражению в Крымской войне. Российское общество и русская литература стали ареной стремительно ожесточавшейся борьбы между консерваторами, реформаторами и революционерами.
Важная особенность рассматриваемого периода состоит в том, что именно на 40−50 годы пришелся закат жизни и творчества целого ряда выдающихся поэтов начала XIX века (В.А. Жуковский (1783—1852),
Интересно, что
Говоря об основных течениях рассматриваемого периода (которые в своем подавляющем большинстве могут считаться формами реализма) нужно иметь в виду и то, что ведущие течения прошлого: мистицизм, классицизм, сентиментализм, романтизм, символизм не исчезли и имели своих выразителей, пусть и не очень популярных.
1. Идейное бурление
В конце 30-х в начале 40-х годов XIX века император Николай I ослабил тоталитарный политический режим, сложившийся после восстания декабристов 1825 г. и польского восстания 1830 года для того, чтоб способствовать заимствованию научно-технических достижений Западной Европы.
Но энергичнее естествознания и промышленных открытий русское общество заимствовало самые модные европейские идеи того времени:
— гегелевскую философию в ее обеих разновидностях: старогегельянство, обосновывающие «разумность всего действительного» и младогегельянство, склонное революционными методами навязывать действительности все «подлинно разумное» (метание между обеими школами гегельянства демонстрирует Белинский, то демонстративно оправдывавший, то яро клеймивший действительность);
— социалистические утопии сенсимонистов (школ-сект последователей Клода Анри де Рувруа, де Сен-Симона), фурьеристов (общин-фаланстеров последователей Шарля Фурье) и популярнейшего социалиста-теоретика Пьера Жозефа Прудона. Перечисленные социалисты пропагандировали переустройство общества на принципах полного (в первую очередь экономического) равенства и обязательного труда для всех.
В то же время наблюдался очередной расцвет русской культуры в целом и русской литературы в частности. Творцы-классики начала XIX века разбудили национальное самосознание, внушили гордость за русскую нацию и надежды на великую будущность. А потому просвещенная общественность проявляла огромный интерес к прошлому и будущему развитию русской цивилизации.
Этим, в первую очередь, объясняется пристальное внимание к «Истории»
С другой стороны, энергично развилась российская национальная этнография. В 1845 г. создано Русское географическое общество, где плодотворно работали
Как научная, так и художественная литература все больше увлекалась социальной проблематикой. Разнообразие мнений порождало множество кружков в Санкт-Петербурге и Москве, в том числе социалистических (М.В. Петрашевского,
Тех социальных идеологов, что считали высшей ценностью русскую самобытность, назывались славянофилами. Они:
— противились западному влиянию и называли его тлетворным;
— ругали Петра I и Александра I за политику заимствований продуктов загнивающей западной культуры;
— западную мысль считали бессодержательно-схоластической, а российскую (прямую наследницу восточного любомудрия) – конкретной и всеохватывающей интуицией, открывающей истинные пути благой жизни;
— в качестве собственного идеала живописали некую «Русь Изначальную» – патриархальную державу из туманной глуби веков, существовавшую во времена Московского княжества (царства) или Древней (Киевской или Новгородской) Руси;
— с мистической многозначительностью объявляли о некой особой миссии (мессианстве) русского народа, великих судьбах России;
— иногда разрабатывали теории панславянского единства.
Тех же, кто акцентировал внимание на отсталости России в сравнении с великими мировыми державами, называли западниками. Они:
— побуждали соотечественников к быстрому и полному заимствованию самых передовых достижений других государств (в основном западных);
— подчеркивали единство (общность) законов исторического развития для всех народов;
— различались между собой большим разнообразием взглядов (англоманы-галломаны, мистики-вольнодумцы, материалисты-идеалисты, государственники-либералы, гуманисты-естественники (позитивисты)
Самые последовательные западники –
Споры между западниками и славянофилами об отношение философии (Гегеля) к теологии (Шеллингу), о соотношении всеобщего и самобытного велись в салонах
Впрочем, надо иметь в виду слова Герцена о том, что «западники и славянофилы, подобно Янусу, смотрели в разные стороны, но сердце у них билось одно».
Почти все славянофилы и западники создавали художественные и публицистические произведения. Поэтому их споры существенно пополнили русскую литературу.
Славянофильский идеал патриархального воспитания в единстве с природой отражен в книге С. Т Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (издана 1856 г.). Общественный идеал западников в книгах
Продолжение тех же споров можно обнаружить во все последующие времена. Их зачатки – в предшествующих периодах российской истории. К примеру, ярчайшим продолжателем славянофильского направления считается
Однако чаще всего творчество российских писателей представляет собой смесь западнических и славянофильских идей. Кроме того, многие писатели сотрудничали со всеми направлениями: как попеременно, так и одновременно.
В литературе этого времени помимо деления на западников и славянофилов имело место существенное размежевание и по другому вопросу. Те, кто считал главной задачей литературы вечные вопросы, стали относить себя к пушкинской традиции, основанной на вечных идеалах добра и красоты. Те, кто считал, что злоба дня важнее абстрактной вечности, относили себя к гоголевскому направлению.
2. Подавления свободомыслия
Революции 1848−1849 годов, в подавлении которых весьма энергично участвовало российское самодержавие (вплоть до военного вторжения в Венгрию), закончились разгулом реакции по всей континентальной Европе. Особенно остро это чувствовалось в России, где наступило «литературно-политическое безвременье», «эпоха цензурного террора», одна из самых темных полос в истории русской мысли.
Даже любимцы царской семьи
Российская цензура запрещала слова «свободный» и «вольный» даже в поваренных книгах. Суровому наказанию подвергались все, позволявшие себе высказывания за рамками дозволенного. С особой жестокостью преследовались любые объединения, участники которых обсуждали политические вопросы.
2 апреля 1848 года был создан специальный Комитет для наблюдения над духом журналов.
В 1850 году Николай I запретил преподавать философию и обсуждать философские вопросы.
В 1848 г. М.Е. Салтыкова-Щедрина сослали, усмотрев в его повести «Запутанное дело» чрезмерный демократизм.
В марте 1849 г. посадили в крепость славянофила
В апреле 1849 г. арестовали и едва не казнили весь признанный революционным кружок Петрашевского (где состояли
Драматурга
В 1852 г. за восторженный некролог Гоголю
В 1852—1853 годах славянофилы попытались вернуться со своими патриотическими сборниками, но первый же «Московский сборник» изъяли, отдав всех авторов под надзор полиции, а «Охотничий сборник» даже не разрешили издавать.
Под таким натиском всех думающих людей охватило уныние.
Стала распространяться нелегальная литература (ее вершиной явился «Колокол» Герцена, издававшийся с 1857 года) и рукописные списки литературных произведений.
Сгладились и затушевались все идейные оттенки. Расцвело так называемое «чистое искусство» - «искусство ради искусства» (А.Н. Майков,
Тем не менее, именно на этот период приходится начало популярности «новой русской», самобытной литературы:
3. Реформирование
Поражение в Крымской войне побуждало к поиску и устранению недостатков, приведших страну к столь катастрофическому конфузу. Кроме того, к власти пришел новый император Александр II. А смена власти в России неизменно порождала всплеск критики и прожектерства.
В результате страну захлестнул шквал критических замечаний, а высшие органы власти были завалены предложениями по совершенствованию всего и вся. Чаще всего затрагивались вопросы улучшения системы управления (в первую очередь местного самоуправления и судопроизводства), освобождения крестьян (отмены крепостного права) и свобода слова (печати).
Только знаменитые писатели (К.Д. Кавелин,
Резко возросла популярность экономической литературы, особенно сверхпопулярных на Западе «Оснований политической экономии» Джона Стюарта Милля, впервые изданных в 1848 г.
Это был один из наиболее плодотворных периодов в истории русской литературы. Писали многие и писали много (быстро и обильно). Издавалось множество книг и толстых журналов.
Среди жаждущих перемен единства не наблюдалось. Едва ли не у каждого был свой набор «постыднейших недостатков» и «радикальных средств улучшения российской жизни». Однако усобицы требовали сил, и к концу 50-х годов наметилось сплочение трех больших, враждующих между собой лагерей: 1) консерваторов, видевших спасение России в восстановлении и развитии национальных традиций; 2) умеренных либерал-реформаторов, предлагавших постепенное совершенствование на основе поэтапного раскрепощения саморазвивающегося общества; 3) радикальных революционеров, уверенных в том, что только взрыв народного возмущения способен очистить Россию от многовекового наслоения пороков и дать простор новой жизни.
Начало обличений старого и привития нового было положено «Морским сборником», издававшимся под эгидой великого князя Константин Николаевича. Именно там появились первые обличения и статьи о правильном перевоспитании и воспитании.
Но тут же литературным центром стал созданный в 1856 г. журнал
Сложился популярный, имевший множество подражателей тип «литератора-обывателя», «художника-проповедника», стремящегося к общественной пользе. Даже
«Обломов»
Зенита славы достиг и
Поэзия в свою очередь равнялась на
Получила признание поэзия
Однако уже в 1857 году оживились консерваторы и реакционеры, все решительнее требовавшие от властей сдержать неумеренные и оскорбительные обличения и прекратить призывы к уничтожению вековых достижений.
Одновременно наиболее радикальные реформаторы стали требовать более сильных и быстрых преобразований. Центром радикального настроения в конце пятидесятых годов становится "Современник"
в лице главных своих теоретиков —
Уже в конце 50-х наметились первые признаки борьбы миросозерцаний и поколений, отраженные
Впрочем, самые ожесточенные схватки между сторонниками разных путей и методов развития России пришлись на 60-е годы. В конце 50-х еще можно было говорить о частичном сотрудничестве и взаимопонимании между представителями различных взглядов, поскольку все они в той или иной степени говорили о переменах во благо Отечеству, и никто их них не довел еще свою позицию до крайних форм.
Показательным явлением этого периода зачастую называют доминирование разночинцев в качестве авторов и главных героев литературных произведений.
Заключение
Даже на примере рассмотренного периода можно изучать, как и с какой периодичностью раскачивается российский политический маятник между «либеральной оттепелью» и «наведением порядка».
Нечто похожее Россия переживает и нынче.