В. В. Мацкевич
притча
«Вот и будем так жить – только дергаться,
И химер сторожить, не меняя лица!
И оттачивать вздох, зная шаг наперед:
Квазимодо – урод, Квазимодо – урод!»
Жил да был в стране Советов один умный человек. И звали его анекдотически – Вовочка.
Работал он… Да кем он только не работал с его-то дипломом психолога. А занимался, естественно, всевозможной «болтологией». В том числе поднаторел в «системомыследеятельности».
Крутейшее названьице – говорящее само за себя! Этакий вид псевдомарксистской схоластики, упражнявшей мозги и позволявшей получать кой-какие деньги для культурного и разнообразного досуга.
Но распался Советский Союз, и не стало госзаказа на подобную «системомыследеятельность». Однако Вовочка, разросшийся к тому времени до Владимира Владимировича (не путать с Путиным, Вторым Президентом Российской Федерации), отличался не только умом, но и сообразительностью, подвижностью опять же. Поэтому, мотаясь по бывшей «Стране Советов» от Риги и Калининграда до Москвы и Красноярска, везде находил применение и своему «системо», и своим «мысле», и, наконец, оплачиваемой «деятельности». То бишь обучал постсоветских реформаторов работать «системно комплексно»: консультировал, мысли полезные раздавал…
И как-то раз завернул на историческую Родину, в «так называемую Беларуссию». И увидел «нечто катастрофическое» («ужасную разруху, Чернобыль в головах»), страна в самый разгар первых президентских выборов ни черта не петрила в «системомыследеятельности». Посудите сами «атавистическое» русское слово «сидеть» здесь произносили либо как «сидзець», либо как «осуществлять деятельность по сидению», либо «паміж праклёнамі камунякам кідалі ў паветра: “Будзьдзяцце сядзьдзець, гады!”»
В то время как «весь цивилизованный мир» в лице прибывшего к нам
«по интенции в-себе-для-себя субъекта креативно и полиметодологически локализировать адинамичную инсталляцию комплексированной парадигмы-синтагмы-прагмы в объектно-онтологической плоскости на ортогональных фундированиях».
Во как! И это лишь предельно лаконичный вариант перевода слова «сидеть» на «концептуальный язык «системомыследеятельности».
И так Владимир Владимирович возлюбил свою непросвещенную и доверчивую Родину, что решил пожертвовать ей речи свои.
И преуспел! Не во всем, конечно. Но вот уже тринадцатый год белорусская интеллигенция читает и слушает
Видимо, врали, что «нет пророка в Отечестве своем».
Ученые мужи время от времени затевают спор: «Кто адекватно изобразил Сократа Платон или Ксенофонт?» А я думаю, Сократа правильно изображает (то есть играет) Мацеевич. Судите сами:
«Сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым. Но когда я присмотрелся к одному государственному мужу, слывущему мудрым, да побеседовал с ним, то этот муж только кажется мудрым многим другим и самому себе, а на самом деле этого нет. И я старался доказать ему, что он не мудр. За что он сам и многие из присутствующих возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что нечто знает, я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую малость я мудрее.
Пошел я к другому, про которого думают, что он мудрее, чем первый, и увидал то же самое. Ну и стал я ходить по порядку. И когда я исследовал дело, те, что пользовались наибольшею славой мудрецов, показались мне чуть ли не самыми бедными разумом.
Есть множество таких, которые думают, что они что-то знают, а на деле ничего не знают или знают одни пустяки. От этого они сердятся не на самих себя, а на меня. А сказать правду им не очень-то хочется.
Вот от этого самого исследования присутствующие каждый раз думают, что я сам мудр в том, относительно чего отрицаю мудрость другого. А на самом деле мудрым-то оказывается один Бог. И Он хочет сказать, что мудрость человеческая стоит немного или вовсе ничего не стоит. И теперь я спешу помочь Богу: выискиваю, допытываюсь и показываю человеку, что он не мудр. И благодаря этой работе не было у меня досуга сделать что-нибудь достойное упоминания ни для государства, ни для домашнего очага».
Как Вы наверняка догадались: это не очередная исповедь-проповедь
Минск, 2006 год