качай извилины здесь!

автор:

В. В. Мацкевич
притча

«Вот и будем так жить – только дергаться,

И химер сторожить, не меняя лица!

И оттачивать вздох, зная шаг наперед:

Квазимодо – урод, Квазимодо – урод!»

Эдмунд Шклярский

 

Жил да был в стране Советов один умный человек. И звали его анекдотически – Вовочка.

Работал он… Да кем он только не работал с его-то дипломом психолога. А занимался, естественно, всевозможной «болтологией». В том числе поднаторел в «системомыследеятельности».

Крутейшее названьице – говорящее само за себя! Этакий вид псевдомарксистской схоластики, упражнявшей мозги и позволявшей получать кой-какие деньги для культурного и разнообразного досуга.

Но распался Советский Союз, и не стало госзаказа на подобную «системомыследеятельность». Однако Вовочка, разросшийся к тому времени до Владимира Владимировича (не путать с Путиным, Вторым Президентом Российской Федерации), отличался не только умом, но и сообразительностью, подвижностью опять же. Поэтому, мотаясь по бывшей «Стране Советов» от Риги и Калининграда до Москвы и Красноярска, везде находил применение и своему «системо», и своим «мысле», и, наконец, оплачиваемой «деятельности». То бишь обучал постсоветских реформаторов работать «системно комплексно»: консультировал, мысли полезные раздавал…

И как-то раз завернул на историческую Родину, в «так называемую Беларуссию». И увидел «нечто катастрофическое» («ужасную разруху, Чернобыль в головах»), страна в самый разгар первых президентских выборов ни черта не петрила в «системомыследеятельности». Посудите сами «атавистическое» русское слово «сидеть» здесь произносили либо как «сидзець», либо как «осуществлять деятельность по сидению», либо «паміж праклёнамі камунякам кідалі ў паветра: “Будзьдзяцце сядзьдзець, гады!”»

В то время как «весь цивилизованный мир» в лице прибывшего к нам В. В. Мацкевича уже давно отрефлексировался и изъяснялся «вербально», «рафинируя популятивную модуляцию «сидеть»» примерно так:

«по интенции в-себе-для-себя субъекта креативно и полиметодологически локализировать адинамичную инсталляцию комплексированной парадигмы-синтагмы-прагмы в объектно-онтологической плоскости на ортогональных фундированиях».

Во как! И это лишь предельно лаконичный вариант перевода слова «сидеть» на «концептуальный язык «системомыследеятельности».

И так Владимир Владимирович возлюбил свою непросвещенную и доверчивую Родину, что решил пожертвовать ей речи свои.

И преуспел! Не во всем, конечно. Но вот уже тринадцатый год белорусская интеллигенция читает и слушает В. В. Мацкевича, как электорат А. Г. Лукашенко. Правда, электорат с «батькой» в целом согласен, а интеллигенция своего «системомыслеучителя» постоянно оспаривает и щиплет по мелочам. Однако весьма заинтересованно и вполне доброжелательно, как своего в доску парня, хоть «заумника» и «сквернослова».

Видимо, врали, что «нет пророка в Отечестве своем».

Ученые мужи время от времени затевают спор: «Кто адекватно изобразил Сократа Платон или Ксенофонт?» А я думаю, Сократа правильно изображает (то есть играет) Мацеевич. Судите сами:

«Сам я, конечно, нимало не сознаю себя мудрым. Но когда я присмотрелся к одному государственному мужу, слывущему мудрым, да побеседовал с ним, то этот муж только кажется мудрым многим другим и самому себе, а на самом деле этого нет. И я старался доказать ему, что он не мудр. За что он сам и многие из присутствующих возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что нечто знает, я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю. На такую малость я мудрее.

Пошел я к другому, про которого думают, что он мудрее, чем первый, и увидал то же самое. Ну и стал я ходить по порядку. И когда я исследовал дело, те, что пользовались наибольшею славой мудрецов, показались мне чуть ли не самыми бедными разумом.

Есть множество таких, которые думают, что они что-то знают, а на деле ничего не знают или знают одни пустяки. От этого они сердятся не на самих себя, а на меня. А сказать правду им не очень-то хочется.

Вот от этого самого исследования присутствующие каждый раз думают, что я сам мудр в том, относительно чего отрицаю мудрость другого. А на самом деле мудрым-то оказывается один Бог. И Он хочет сказать, что мудрость человеческая стоит немного или вовсе ничего не стоит. И теперь я спешу помочь Богу: выискиваю, допытываюсь и показываю человеку, что он не мудр. И благодаря этой работе не было у меня досуга сделать что-нибудь достойное упоминания ни для государства, ни для домашнего очага».

Как Вы наверняка догадались: это не очередная исповедь-проповедь В. В. Мацкевича, а старая добрая «Апология Сократа».

Минск, 2006 год