качай извилины здесь!

автор:

Наше богатство

статья опубликована в газете «Советская Белоруссия» от 16 марта 2000 г.

Не за горами то время, когда люди будут жить тысячи лет, наладив массовый выпуск искусственных человеческих органов.

Конечно, долгая жизнь стоит недешево. Поэтому в ближайшее время долгожителями станут только граждане богатых государств. В бедных странах посчастливится немногим.

Богата ли Беларусь? Принято считать, что нет. Принято вспоминать о бедных природных ресурсах. В ресурсах ли дело?!

Кувейт богат нефтью, но ее запасы исчерпаемы‚ Америка – новыми технологиями, но они устареют. И только наше положение в самом центре Европы останется неизменным.

Беларусь не может быть ни зоной отчуждения‚ ни кочкой на столбовой дороге. Беларусь всегда была, есть и будет главным перекрестком Европы. Иначе нельзя – мы так расположены. И в этом качестве мы нужны всей Европе.

Дороги Европы с запада на восток и с севера на юг пересекаются под Оршей. Из 10 основных трансъевропейских (критских) коридоров – 3 проходят по нашей территории. Кратчайший путь от Лондона до Москвы — через Беларусь. От Хельсинки до Одессы — тоже.

Расстояние от Минска до Берлина, Братиславы, Будапешта, Варшавы, Вены, Вильнюса, Гамбурга, Киева, Москвы, Осло, Праги, Риги, Санкт-Петербурга, Стокгольма, Таллинна, Хельсинки и других крупных городов современный «гузовик» преодолевает за день.

Если взять крупнейшие города мира и вокруг каждого из них провести окружность, обозначающую дальность авиаполетов, то самое густое переплетение линий будет на карте Беларуси. К нам выгодно везти большие группы экскурсантов и крупные партии товара из Америки, Африки, Азии, Австралии, потому что из центра Европы одинаково близки все ее окраины.

И карете прошлого, и импульсам будущего выгодно перемещаться через Беларусь. А если у нас есть то, что выгодно всей Европе, то почему бы нам ни быть подлинным центром – просвещенным и зажиточным?

Но как?

Нельзя повторить печальный опыт царской России, которая по дешевке продала Аляску — и все золото досталось американцам.

Что хорошего в том, что, например, из 85 млн. долларов США, полученных экспедиторами в Беларуси в 1999 году, только 17 млн. досталось белорусам‚ остальное — “зарубежным партнерам“? И так будет во всем, если уступить инициативу богатым иностранцам. Умереть, может быть, и не дадут, но достойную жизнь обеспечивать не станут. Посмотрите, в каких резервациях живут индейцы и другие народы, уступившие свою землю.

Танака Суэтоми — руководитель японской компании “Мицуи и Ко“ мудро заметил: «Подход белорусских властей к приватизации грамотен с экономической точки зрения. Беларусь имеет огромный потенциал как страна с выгодными коммуникациями. Пока этот потенциал не реализован — все стоит дешево».

Иными словами, чтобы не превратиться в жалких аборигенов надо добывать золото, а не продавать Клондайк.

Если Европе нужны наши пути сообщения — милости просим. Мы можем обеспечить четкое регулирование на главном перекрестке, стабильность всей системы европейских коммуникаций. Мы сделаем Ваш путь быстрым и комфортным. Только за все надо платить: время – деньги, комфорт – еще раз деньги, стабильность – вообще бесценна.

Конечно, не все сразу. Конечно, у нас нет средств для крупных инвестиций. Но это и не требуется. Крупные инвестиции долго окупаются. А вот дела, на первый взгляд незначительные, сулят огромные доходы.

Можно вложить 2 миллиарда долларов и сделать самое современное покрытие “олимпийской трассы“. Но количество машин на этой трассе увеличится только на 20−30%. Между тем, наши дорожные сборы и так слишком велики, и так отпугивают перевозчиков. Следовательно, такие инвестиции едва ли окупятся через 20 лет.

Но можно вложить миллион в развитие простого дорожного сервиса — и в тот же год прибыль будет выше затрат в несколько раз. Ведь только на участке от Бреста до Кобрина в сутки проезжает до 9 тысяч автомобилей. Если реализовать каждому услуг на 1 доллар, это будет более 3 млн. долларов в год. И это с одного маленького участка дороги!

В Польше за один прошлый год 4 млрд. долларов США заработали дорожные пункты питания и отдыха с охраняемыми стоянками, станции технического обслуживания и ремонта, заправочные станции. Учитывая размер и важность наших дорог, мы без особых затрат можем заработать не меньше, то есть по 400 долларов на каждого.

Что же нам мешает организовать простейшее обслуживание на дороге, упорядочить пограничный и таможенный контроль, взимание дорожных сборов и выдачу виз, привлечь в нашу страну туристов и т. д.?!

По прогнозам ученых‚ в ближайшее десятилетие ежегодный прирост грузовых перевозок в Европе – 4−4,5%. (в Беларуси 5−7%), а прирост информационных потоков по компьютерным сетям — 47%. Это хороший шанс для всемерного развития белорусских коммуникаций.

Наше географическое положение может быть выгодным для всех отраслей отечественной экономики. Нам не надо ездить по всему миру, если весь мир ездит по нашей территории. Все пути сходятся в центре, а мы здесь живем. Благодаря этому мы можем минимизировать расходы на реализацию всех своих товаров.

У нас талантливейшие в мире программисты. Пусть они работают на Родине. Незачем распылять мозги по дешевке — в центре они будут гораздо ценнее.

Мы можем делать хорошие автомобили – пусть это будет автотранспорт, предназначенный для автоуслуг. Прибыль от таких услуг во много раз больше выручки от экспорта самих автомобилей.

Мы делаем качественные стройматериалы и умеем строить. Давайте вернем наших строителей из зарубежных командировок. Пусть строят здесь такие гостиницы и кемпинги, в которых немец будет отдыхать по дороге в Москву, а москвич  - по дороге в Берлин. Благо место спокойное и народ гостеприимный. Одна гостиница в Центре Европы даст прибыли больше, чем все строительные услуги на экспорт.

У нас вкусная еда. Так зачем возить ее мешками и сбывать по дешевке на далеких вокзалах. Пусть туристы всех стран мира останавливаются у наших ресторанов. Порция картошки, поданная в хорошем ресторане, прибыльнее мешка картошки, проданного за границей.

И так не только с картошкой. У нас хорошие условия для выращивания льна – пусть туристы в ресторанах и гостиницах платят за использование льняных скатертей и простыней. А еще телевизоров, холодильников и многого другого. Такое использование наших товаров в сотни раз прибыльнее их экспорта.

Нам вообще не надо вывозить то, что можно продать вояжерам Европы в придорожных магазинах. Скажете: нам не хватит? — Заработаем!

Уже сегодня выгодность нашего географического положения очевидна в тех отраслях, которые напрямую зависят от географии.

Наши связь и транспорт платят с каждого вырученного рубля в 2 раза больше налогов и сборов, чем остальные отрасли. Уже сегодня валютная выручка связистов и транспортников исчисляется сотнями миллионов долларов. В 1999 г. мы экспортировали услуг транспорта и связи на 400 млн. долларов больше, чем импортировали. Экспорт услуг транспорта и связи покрывает самые низкие в мире тарифы внутреннего потребления. Связисты получают от экспорта 50% всех доходов, хотя соответствующие расходы — только 5%.

Наши связь и транспорт очень привлекательны для инвесторов: после 1992 года доля инвестиций в транспорт выросла более чем в 2, а в связь — 4 раза. Причем в этих инвестициях велика доля иностранных инвесторов. Так‚ связисты более 40 млн. долларов заимствовали из-за рубежа, а транспортники взяли тысячи автомобилей в лизинг. Видимо, выгодно вкладывать деньги в развитие и использование коммуникаций в Центре Европы.

И эти коммуникации неуклонно развивались. Длина автомобильных дорог общего пользования увеличилась в 1,3 раза. В 2 раза выросло число телефонных разговоров. Сейчас в Республике Беларусь на 100 жителей 24 телефона. Среди стран СНГ это лучший показатель — в России, идущей на 2 месте, – 18,5, в Азербайджане – 9, в Таджикистане – меньше 4. Кстати, в Польше – 17, Румынии – 14.

Почему это происходит?

Потому что развитие коммуникаций в центре Европы сулит фантастические доходы. Есть такие услуги по аэронавигации, каждая из которых дороже трактора. Белорусские каналы Интернета уже сегодня могут приносить больше прибыли, чем экспорт калийных удобрений. Иностранные инвесторы это понимают…

Что, кроме географического положения, сулит нам богатое будущее?

Если приоритетное развитие коммуникации может вытянуть промышленность и сельское хозяйство на самый передовой уровень, то могут ли промышленность и сельское хозяйство добиться того же самостоятельно? Вряд ли…

В отличие от наших коммуникаций, которые пользуются огромным внешним спросом, наши промышленность и сельское хозяйство в основном для внутреннего потребления. В мире нет дефицита промышленной и сельскохозяйственной продукции. Поэтому развитие производства такой продукции наталкивается на беспощадную внешнюю конкуренцию.

А можем ли мы конкурировать на равных?!

Уже сегодня больше половины мирового производства осуществляют транснациональные корпорации. На их долю приходится более 70% прямых инвестиций и более 80% интеллектуальных ресурсов. Их мощь стремительно нарастет: корпорации объединяются и поглощают конкурентов.

«Форд» производит 3 раза больше, чем все мы вместе взятые. А это еще не такая крупная корпорация, как «Дженерал Моторс».

В Национальной программе развития экспорта на 2000−2005 год сказано: «Ведущие отрасли белорусской промышленности без коренной модернизации и мощного притока инвестиций могут полностью утратить свои конкурентные позиции и традиционные рынки». Чтобы спасти положение планируется ближайшие 6 лет вкладывать по 2 млрд. долларов США ежегодно. Даже, если верить, что мы найдем такие деньги, надо иметь в виду, что любая транснациональная корпорация инвестирует во много раз больше. Например, такие корпорации, как Майкрософт, превзошли даже Канаду и по размеру ежегодных инвестиций, и по их общей сумме.

Каждая корпорация всю свою мощь и мастерство сосредоточила на производстве нескольких видов товаров. А наше производство раздроблено по отраслям и предприятиям, темпы его роста даже не приближались к темпам роста корпораций.

При таких условиях, транснациональные корпорации довольно легко раздавят белорусских конкурентов одного за другим, а заодно и наши надежды на счастливое будущее. Не станет лелеять белорусов ни одна корпорация, у которой на родине миллионы безработных.

Но даже, если мы создадим самое передовое производство, этого мало. Для успеха на внешнем рынке надо уметь продавать и покупать с выгодой для себя.

С каждым годом международная торговля становится все выгоднее для лидеров и все разорительнее для отстающих, которые вынуждены за каждый импортный товар отдавать все больше своих товаров. Так индейцы приносили все больше золота за новые стеклянные бусы.

В 1999 году физический объем белорусского экспорта вырос на 5% (в дальнее зарубежье на 29%), но нам за него заплатили на 19% меньше, то есть средние цены на наш экспорт снизились на 21%. В то же время физический объем импорта в нашу страну снизился на 11%. И при этом мы еще остались должны около 600 млн. долларов.

Такое развитие внешней торговли губительно для Беларуси. Чтобы выдерживать падение внешнеторговых цен приходится снижать нашу зарплату в долларовом выражении и пренебрегать восстановлением изношенного оборудования. Но это не может продолжаться слишком долго — настанет момент, когда нам нечего будет снижать.

Ведущие мировые производители только на рекламу тратят более 20% от себестоимости товара. Еще дороже содержание реализационной сети. В любом случае их расходы на маркетинг составляют более половины себестоимости товара. Но в результате мощной маркетинговой поддержки товары в сравнении с товарами конкурентов дорожают и объемы их реализации растут, а без такой поддержки все наоборот.

Смешно надеяться, что белорусские предприятия, выйдя на внешний рынок, устоят перед натиском «годзилл», тратящих миллиарды на реализацию своих товаров. Чем мельче конкуренты, тем легче транснациональным корпорациям превратить каждого из них в дешевую рабочую силу, покорную воле иностранного господина. Только силы всей Беларуси сопоставимы с силой современной маркетинговой компании.

Чтобы достойно жить среди постиндустриальных монстров, Беларусь должна сплотить все свои силы по образу и подобию транснациональной корпорации, направив их туда, где мы пока еще можем тягаться с конкурентами.

В современной системе разделения труда все труднее найти достойное место. А нам это место подарено самой природой. Мы в центре Европы. И мы, слава Богу, хозяева на своей земле. Сильная государственная власть, гостеприимный народ, что еще требуется для благоприятных перемещений по нашей территории? Такого удачного сочетания нет нигде. И оно как нигде уместно.

Так давайте пользоваться своими преимуществами, а не истощаться  там, где мы обречены на поражение.

Нужно ли нам рваться на европейский рынок, если мы и так в самой сердцевине этого рынка?! В Республике Беларусь выгодна даже стихийная торгово-посредническая деятельность.

Нам было бы очень трудно предложить европейцам современные условия торговли, если бы речь шла только о совершенствовании традиционных методов. Такое совершенствование требует огромных денег и времени.

Но сегодня мировая торговля только приступает к использованию экономных Интернет-технологий. Через глобальную компьютерную сеть Интернет в 1997 г. было продано товаров на 5 млрд. долларов США. В 1999 году – уже более 52 млрд. (по данным Forrester Group — 170 млрд.) К 2003 году ожидается более 1 300 млрд. Оптимисты из Forrester Group предполагают вообще 3200 млрд. Объемы Интернет-торговли в Европе будут расти в 2,7−3,4 раза ежегодно.

Новое всегда открывает простор для быстрого прогресса и совершенствования. И Беларусь имеет хорошие шансы для успеха в этой области. Отечественная математическая школа признана одной из лучших. Наши студенты продолжают побеждать на международных олимпиадах по программированию. Тысячи граждан Беларуси за небольшую плату на своих маломощных компьютерах пишут программы для ведущих фирм мира. Благодаря этому в Беларуси можно создать Центральный Интернет-магазин Европы.

Если в этом магазине будет продаваться только 1% Интернет-товаров‚ то уже в 2003 году такой магазин будет иметь реализацию свыше 30 млрд. долларов и миллиарды чистой прибыли. Дальше – больше!

Что-что, а жить богато мы могли бы…

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. О причинах публикации статьи «Наше богатство» 

Приложение 2. Сезон охоты на либералов