качай извилины здесь!

автор:

«Рассуждение о методе,
чтобы верно направлять свой разум
и отыскивать истину в науках»
Р. Декарта

(краткий конспект ноябрь 2008 г.)

Общий смысл: Декарт на личном примере показывает, как находить истинное (очевидное), подвергая сомнению все.

Структура «Рассуждений»:

1) Предыстория (как Декарт шел к своей новой философии);

2) Мысленный эксперимент Декарта, открывший основы новой философии;

3) Применение вновь открытых общих принципов к основным научным проблемам.

При этом Декарт исходит из того, что:

1) разумность – уникальное и неотъемлемое свойство людей;

2) все предшественники и современники ни разу не сказали ничего такого, с чем Декарт мог бы согласиться. Причем теоретики искали истину бесплодней практиков, а путешествия для человека – куда познавательней книг;

3) цель его личной жизни – максимальное усовершенствование собственного разума с попутным пополнением запаса знаний. При этом желательно обогатить человечество открытиями, не утрачивая жизненного спокойствия и не впадая в крайности;

4) нет ничего такого, чего не в силах познать разум, но многое еще непознанного;

5) нам подвластны лишь наши мысли, а с неподвластностью и даже господством над нами всего прочего следует смиряться.

История открытия основ новой (Декартовой, картезианской): философии:

I. Автор долго и упорно во всем сомневался, избегал «предубеждений», всех за что-нибудь критиковал и в 23 года, не рискуя претендовать на большее, занялся самосовершенствованием. Попросту говоря, все детство и юность сильно капризничал и ничему не хотел учиться, как следует.

II. Чтобы благоустроить свой разум по единому плану и заполнить его только достоверными знаниями, сей двадцатитрехлетний неуч решил придерживаться метода, мимоходом почерпнутого из геометрии и алгебры: выводить все истины из простых и очевидных положений (аксиом).

По этой методе, подвергая сомнению всякую вещь, принялся очищать себя от заблуждений и добывать доселе неведомые истины.

III. Девять лет «успешного» применения «математического метода» и сомнений ко всему, о чем он задумывался походя — во время странствий, побудили Декарта заложить основания новой философии, более достоверной, чем общепринятая.

Для этого он уединился и попытался представить, что абсолютно все не достовернее сна. И тут его осенило: «сомневающееся я» все-таки должно существовать при любых сомнениях: «Заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии».

Внимательнее проанализировав ход своих мыслей, приведший к такому открытию, Декарт сделал еще четыре открытия, казавшихся ему совершенно очевидными:

1) «сомневающееся я» есть внепространственная мыслящая субстанция (душа), ибо представима без тела;

2) истинно – все, что представляется нам (точнее нашему разуму, а не чувствам) вполне ясно и отчетливо;

3) сомнения признак несовершенства, сомневающийся понимает это – значит, есть некий источник, снабжающий несовершенного представлениями о совершенстве – то есть совершеннейший сам по себе Бог;

4) Бог же есть источник и прочего имеющегося в «Я», в том числе представлений о внешнем мире. А поскольку столь совершенное существо не может ложно внушать очевидность – то все очевидное существует и на самом деле.

IV. На основе подобных принципов Декарт почувствовал себя вполне готовым создавать систему, объясняющую и мироздание в целом, и каждую вещь в особенности, делающую людей подлинными хозяевами природы. Однако по недостатку сил и средств решил ограничиться медициной и выцыганивать у читателей материальную помощь для продолжения собственных «исследований».

Ирония в том, что пышные, но голословные разглагольствования Декарта по конкретным вопросам естествознания, содержащиеся, как в данной работе, так и прочих его трудах, хоть и казались ему абсолютно истинными (безусловно, очевидными), — были целиком опровергнуты учеными, как безграмотное чудаческое фантазирование.